Комбат (ПТУР)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Комба́т» — песня на стихи поэта Александра Шаганова и музыку композитора Игоря Матвиенко , написанная в начале 1990-х годов.
Песня была выпущена группой « Любэ » в альбоме « Комбат » в 1996 году, однако записана и исполнена она была ещё в мае 1995 года, к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне , первой из одиннадцати песен альбома .
Николай Расторгуев с хмурым видом повествует о нелёгких буднях командира батальона, — «Батяни-комбата», — который никогда не прятался за спины своих подчинённых — 18-летних призывников. Тяжкая ноша командира — каждодневный риск своей собственной жизнью и жизнью своих солдат, ведь не ровен час, на войне поймать свою пулю. На войне как на войне — всё серьёзнее чем в кино. Войска испытывают непрекращающуюся нехватку боеприпасов и довольствия, но отступать им некуда — за ними Россия , Москва и Арбат .
Поэт Александр Шаганов признался в интервью « Российской аграрной газете », что стихи песни «Батяня-комбат» пролежали у него в письменном столе около двух лет, и только потом родилась песня, которую запела вся страна . «Там за туманами», «Комбат» и многие другие песни с высокой темой пришли к нему совершенно неосознанно . Композитор Игорь Матвиенко , который и написал музыку к песне, поведал в интервью « Московскому комсомольцу », что сразу после выхода песни «Комбат» ему пришло по почте около полусотни сочинений в подобном стиле .
Солист группы «Любэ» Николай Расторгуев в интервью « Вечерней Москве » назвал точную дату записи песни — 7 мая 1995 года. Певец подтвердил, что песня была записана коллективом ко дню 50-летия Великой Победы , просто по случаю праздника. Но, к общему удивлению музыкантов, она тут же пошла в народ и стала мегахитом. С неё же и начался переход группы на военную тематику . Позже певец раскрыл в интервью Gzt.ru , что артисты не могли не отразить чеченскую кампанию, – отсюда выросли и «Комбат», и более поздняя « », – а сам он считает «Комбат» мегахитом народного значения и единственной достойной песней о войне, которая появилась в 90-е годы, а потому и нашла отклик у участников всех войн – и афганской , и чеченской . Как отмечает заведующий отделом общества газеты « Коммерсантъ » Юрий Яроцкий, с выходом песни в 1995 году для группы настал настоящий звездный час. Тогда, в разгар празднования 50-летия Победы, и появилась песня «Комбат». И она стала не просто хитом, но чуть ли не гимном юбилея. А с учётом того, что ветераны Великой Отечественной войны к современной культуре относятся без особого восторга, успех, по мнению Яроцкого, был беспрецедентным . Продюсер Игорь Матвиенко предпочитает объяснять успех песни в категориях аудио: «Звучное слово из двух слогов, оба закрытые… Слово «офицер» не такое звучное, и меня оно вряд ли зацепило бы» .
Главный редактор « Музыкальной газеты » Олег Климов , комментируя выход альбома «Комбат», намеренно не касается содержимого альбома и его заглавной песни, которую знает весь бывший СССР, так как, по его мнению, — это было бы с его стороны просто невежливо . Радиоведущий и музыкальный критик Борис Барабанов , в своей рецензии на альбом « Свои », назвал песню «Комбат» главным хитом группы «Любэ» .
Музыкант Егор Летов совместно со своими одногруппниками из коллектива « Гражданская оборона » всегда слушал песню «Комбат» во время застолий. «„На войне, как на войне…“ — В них есть вот это…» — так музыкант охарактеризовал особый символизм песни и определил рок как метод и средство, за которые погибать не нужно, а нужно, по словам Летова, «за идею и за Родину…» .
Как сообщало популярное издание « Музыкальная правда », основные съёмочные работы над клипом на песню «Комбат» велись в Анапе , недалеко от места дислокации одного из крупных российских десантных соединений. В первый раз съемочная группа (режиссёр Степан Михалков по другой версии это был его отец Никита Михалков , оператор Сергей Козлов ) сняла эпизоды с изображением боевых действий в августе 1996-го, а в сентябре того же года авторы снова отправились к десантникам, в главной роли снялся генерал Александр Солуянов ,. Вместо занятого работой над художественным фильмом Сергея Козлова, наиболее вероятными кандидатами на операторскую работу при съёмках «Комбата» были Максим Осадчий и Владислав Опельянц . В итоге клип на экраны не вышел.
Заместитель главного редактора журнала « Коммерсантъ Власть » Вероника Куцылло в опросе, проведённом журналистами об авиа-инцидентах, поведала об истории, которая случилась в разгар Президентской кампании 1996 года . Тогда Борис Ельцин любил выступать перед народом прямо на улицах. Чтобы его слышали не только первые ряды, служба безопасности Президента возила с собой огромные колонки запредельной мощности. И вот однажды, на обратном пути из одного российского города, уже расслабившимся сотрудникам службы безопасности пришла в голову оригинальная идея — подключить к президентским колонкам магнитофон . Подключили. И с мощностью около ста децибел прямо в летящем самолёте рвануло: «Комбат, батяня, батяня, комбат! За нами Россия, Москва и Арбат!» Сотрудники службы безопасности Президента хором подхватили: «Огонь, батарея, огонь, батальон!» — и отбивали ритм ногами. Самолёт раскачивался в такт. Стюардессы авиакомпании « Россия » с абсолютно белыми лицами бегали по проходу и пытались уговорить поклонников «Любэ» хотя бы уменьшить звук, но их, по понятным причинам, никто не слышал. Так и летели. Почему самолет не упал, – рассуждает Куцылло, – неизвестно до сих пор — видимо, спасло мастерство летчиков .
Другую примечательную историю поведал представитель NASA Карлос Фонтано в 2000 году. Каждое утро на борту Международной космической станции начиналось с песни, которая по выбору самого экипажа выбиралась в качестве « будильника » для космонавтов. Ежедневно команда в составе пятерых американских астронавтов и двоих российских космонавтов начинала свой орбитальный рабочий день под новую песню. Заявки при этом от каждого члена экипажа принимались в порядке общей очереди в Центре управления полетами . По просьбе россиянина Бориса Морукова на космической станции звучала «Комбат» .