Interested Article - Леди исчезает (фильм, 1938)
- 2020-05-28
- 2
«Ле́ди исчеза́ет» ( англ. The Lady Vanishes ) — шпионский фильм английского режиссёра Альфреда Хичкока . Вольная экранизация романа Этель Лины Уайт « » (1936). Предпоследний фильм Хичкока, снятый до переезда в Голливуд .
Сюжет
Действие начинается в переполненном постоялом дворе вымышленной страны в Альпах. Многочисленные туристы и путешествующие по делам ожидают опаздывающий поезд. Среди них молодая женщина Айрис ( Маргарет Локвуд ), возвращающаяся в Англию , где вскоре должна состояться её свадьба. В отеле она знакомится с пожилой гувернанткой мисс Фрой ( Мэй Уитти ), а также с самоуверенным музыкантом Гилбертом ( Майкл Редгрейв ). На следующее утро поезд прибывает. Во время посадки на голову Айрис падает цветочный горшок. Мисс Фрой помогает девушке зайти в поезд, угощает чаем, после чего та засыпает. Проснувшись, она обнаруживает, что мисс Фрой бесследно пропала. Более того, все окружающие уверяют Айрис, что её здесь и не было, что это лишь следствие удара по голове. Впрочем, Айрис с этим категорически не согласна, она решает разобраться, в чём тут дело. В этом ей берется помочь оказавшийся тут как тут Гилберт…
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Маргарет Локвуд | Айрис Хендерсон |
Майкл Редгрейв | Гилберт |
Пол Лукас | доктор Хартц |
Мэй Уитти | мисс Фрой |
мистер Тодхантер | |
«миссис Тодхантер» | |
Колдикотт | |
Чартерс | |
Мэри Клэр | баронесса |
Борис менеджер отеля | |
Гуги Уитерс | Бланш |
Джули | |
синьор Доппо | |
синьора Доппо | |
Кэтрин Лэйси | монахиня |
Работа над фильмом
Сценарий фильма не в полной мере соответствует литературному первоисточнику. В оригинале старушка не является шпионкой, просто обладает информацией, в распространении которой не заинтересованы местные власти. Айрис испытывает помутнение сознания из-за солнечного удара , а не из-за падения на неё ящика с цветами. На протяжении всего романа поезд не останавливается. Также отсутствует в книге и финальная перестрелка.
Права на экранизацию романа «Колесо крутится» принадлежали продюсеру Эдварду Блэку. В 1936 году режиссура была поручена Рою Уильямсу Нилу , и съёмочная группа выехала в Югославию . Первые отснятые кадры фильма «Пропавшая дама» ( The Lost Lady ) изображали марширующих солдат, наступающих на барахтающуюся в воде стаю гусей. Югославские власти усмотрели в этом оскорбление чести национальной армии, конфисковали сценарий, а съёмочную группу выслали из страны. После этого производство фильма было остановлено на 2 года.
Продолжил его уже Альфред Хичкок, которого заинтересовало то, как, руководствуясь сиюминутными эгоистическими мотивами, пассажиры поезда отказываются помочь главной героине. Он изменил название, поручил жене внести коррективы в начало и в концовку сценария, насытил кульминационные сцены саспенсом , пропустил через весь фильм звуковой лейтмотив пронзительного, напоминающего женский крик гудка поезда . Для усиления остросюжетности Хичкок часто показывает зрителю то, что его герои ещё не видят (например, надпись на окне поезда, на которую какое-то время не обращают внимания сидящие рядом собеседники).
В основе истории — рассказ о пожилой даме, отправившейся с дочерью в Париж , которые остановились в отеле , где мать сразу заболела, а доктор, переговорив наедине с администратором отеля, сообщил девушке, что её мать нуждается в лекарстве, получить которое можно в одной отдалённой аптеке, куда её и отправили, а по возвращении в отель она узнаёт, что якобы её матери здесь никогда и не было. Её провожают в прежний номер, но он занят незнакомыми постояльцами, и всё здесь выглядит по-другому, даже обои и мебель. Как указывал Хичкок, объяснялось это следующим образом:
Дело происходило во время Парижской международной выставки , в тот год , когда было завершено строительство Эйфелевой башни . Старая дама явилась из Индии , и врач установил, что она больна бубонной чумой . Ему пришло в голову, что, если весть об этом разнесётся по городу, толпы туристов , приехавших в Париж, будут охвачены паникой — можете представить, что произойдёт. Вот и весь секрет.
— Франсуа Трюффо, «Кинематограф по Хичкоку»
Фильм снимался на скромный бюджет в излингтонском павильоне киностудии . Это была самая маленькая площадка студии, длиной около 30 метров. В павильоне стоял один настоящий вагон, а альпийские декорации были сгенерированы путём рирпроекции . Съёмочная группа также выезжала для съёмок в графство Гемпшир, на территорию военного городка в Лонгмуре.
Политический подтекст
В киноведческой литературе фильм часто интерпретируется как аллегория политики умиротворения агрессора, которая проводилась правящими кругами Великобритании в то время, когда проходили съёмки . Многие британцы, показанные в фильме, из соображений мелочного эгоизма закрывают глаза на зловещие события, происходящие в Центральной Европе, — до тех пор, пока собственные апатия и пассивность не ставят под угрозу их жизнь. Характерна фигура юриста, который, бросая соотечественников в беде, выходит навстречу врагам с белым флагом в руке — и получает от них пулю в сердце.
Успех
Комедийный триллер «Леди исчезает» имел большой успех у английской публики и стал самым кассовым проектом национальной киноиндустрии. Майкл Редгрейв, исполнитель главной мужской роли, в одночасье стал одним из самых востребованных актёров Британии. Английской публике особенно полюбилась парочка незадачливых любителей крикета , , которые стали появляться в фильмах других режиссёров (напр., в киноальманахе « Глубокой ночью ») и про которых в 1985 году был снят .
Успех фильма позволил Хичкоку подписать контракт с ведущим голливудским киномагнатом Дэвидом Селзником и продолжить свою карьеру в США.
Ремейки
- Леди исчезает (фильм, 1979) — режиссёр Энтони Пейдж
- — режиссёр
Примечания
- Andrew Ford. (англ.) . — ReadHowYouWant, 2012. — P. 178. — 424 p. — ISBN 1458762947 .
- Трюффо Ф. . rulit.me 22. Дата обращения: 26 марта 2017. 26 марта 2017 года.
- Mia Spiro. (англ.) . — Northwestern University Press, 2012. — P. 255. — 308 p. — ISBN 0810128632 .
Литература
- Акройд, Питер . Альфред Хичкок. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-389-11003-8 .
- Коллектив авторов. Хичкок // Сеанс. — 2019. — С. 304 . — ISSN .
- Трюффо Ф. Хичкок / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун . — М. : Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. — 224 с.
- 2020-05-28
- 2