Джеймс, Эдмунд Джейнс
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдмунд Гулдинг ( англ. Edmund Goulding ; 20 марта 1891 , , Большой Лондон — 24 декабря 1959 , медицинский центр Седарс-Синай , Калифорния ) — британский кинорежиссёр и сценарист , в 1920-50-е годы работавший в Голливуде .
По мнению кинокритика Мэтью Кеннеди, «Гулдинг был одним из самых одарённых и эксцентричных персонажей Золотой эры Голливуда . Он был певцом, актёром, композитором, сценаристом и романистом, но прежде всего он проявил себя как режиссёр» . Turner Classic Movies указывает, что «хотя его фильмам, наверное, не хватало индивидуальности, Гулдинг отличался искусной работой с актёрами» . Кеннеди отмечает, что «режиссёрский стиль Гулдинга выделяется живостью темпа и способностью добиться от актёров искреннего выражения эмоций… Он мастерски работал в различных жанрах — комедии , мелодраме , мюзикле , нуаре и военном фильме — и прекрасно приспосабливался к сотрудникам и условиям на каждой из киностудий, где он работал» .
Кеннеди пишет: "Романтическая натура Гулдинга и его сексуальная тяга к мужчинам вызывала к нему дружескую симпатию со стороны актрис, и некоторое время подобно Джорджу Кьюкору он считался «женским режиссёром» . «Один из любимых режиссёров голливудских звёзд-женщин, он работал с Гретой Гарбо , Джоан Кроуфорд , Нормой Ширер , Джоан Фонтейн , Энн Хардинг , Мерл Оберон , Джинджер Роджерс и Дороти МакГуайр » .
«Более всего Гулдинга помнят по его шикарному фильму „ Гранд-отель “ (1932) со звездным актёрским составом» , включавшим Грету Гарбо и Джоан Кроуфорд . Особенно плодотворно Гулдинг работал с Бетт Дейвис , сняв её в фильмах « » (1937), « Победить темноту » (1939), « » (1939) и « Великая ложь » (1941) . Гулдинга также знают как постановщика таких «литературных драм», как « Любовь » (1927) с Гарбо и « Остриё бритвы » (1946) с Джин Тирни и Тайроном Пауэром , классического фильма нуар « Аллея кошмаров » (1947) с Тайроном Пауэром и Джоан Блонделл и экшн-драмы « Утренний патруль » (1938) .
Эдмунд Гулдинг родился 20 марта 1891 года в Фелтэме, Миддлсекс (ныне — Лондон) в семье мясника. С детства Гулдинг играл в любительских театральных постановках , а с 1909 года начал выходить на сцену в спектаклях Вест-Энда , среди них « » (1909), « Алиса в стране чудес » (1909) и наделавшая шуму постановка пьесы Оскара Уайлда « Портрет Дориана Грэя » (1913) . К тому времени, когда он отправился служить на Первую мировую войну, Гулдинг уже добился определённого успеха как актёр, драматург и режиссёр . После освобождения от службы по инвалидности, в 1915 году Гулдинг уехал в Америку, где дебютировал на нью-йоркской театральной сцене . Затем Гулдинг вновь вернулся в британскую армию, где прослужил до окончания войны .
После окончания Первой мировой войны Гулдинг эмигрировал в США, рассчитывая стать певцом . «Будучи человеком, богатым на идеи, Гулдинг обладал способностью очень быстро сочинять сценарии немых фильмов» . Его таланты писателя и сценариста стали пользоваться большим спросом у продюсеров студии « Парамаунт », и в конце концов Гулдингу пришлось расстаться со своими певческими амбициями . Он писал сценарии для некоторых ранних кинозвёзд, добившись наибольшего успеха как соавтор сценария немого шедевра 1921 года, сельской драмы « » Генри Кинга . В 1922 году Гулдинг написал приключенческий роман «Ярость», по которому Кинг в 1923 году поставил .
В 1925 году в качестве сценариста и режиссёра Гулдинга наняла студия « Метро-Голдвин-Майер ». Там он «быстро создал себе репутацию человека, способного создавать сделанные со вкусом, умные драмы и салонные комедии» . В 1925 году Гулдинг снял Джоан Кроуфорд в её первой значимой роли в комедии « » (1925), а затем Грету Гарбо в имевшем ошеломительный успех хите « Любовь » (1927) по мотивам романа Льва Толстого « Анна Каренина ». В 1929 году он написал сценарий первого полностью звукового фильма-мюзикла « Бродвейская мелодия » (1929) , который также стал первым звуковым фильмом, удостоенным Оскара как лучший фильм . Затем Гулдинг снял Глорию Свенсон в её первом звуковом фильме, мелодраме « » (1929), а также Нэнси Кэрролл в мелодраме « » (1930) . Обе актрисы за работу в этих фильмах были удостоены номинаций на Оскар.
«Фильмы Гулдинга были типичным примером элегантности и изящества, с которыми идентифицировалась студия „ Эм-Джи-Эм “, лучшим примером чего стала ансамблевая драма „ Гранд-отель “ (1932)» , его «величайший триумф в качестве режиссёра», завоевавший в 1932 году Оскар как лучший фильм . Последующие работы на «Эм-Джи-Эм» включали комедию « » (1932) с Мэрион Дэвис и Робертом Монтгомери , и поставленную по его сценарию мелодраму « » (1934) с Нормой Ширер .
С 1936 по 1946 год Гулдинг работал почти исключительно на « Уорнер бразерс », где чаще других ставил фильмы с участием Бетт Дейвис , однако «судя по их разрекламированным ссорам на съёмочной площадке они не особенно любили друг друга» . В общей сложности он поставил «четыре выдающиеся мелодрамы с Бетт Дейвис» — « » (1937), « Победить темноту » (1939), « Старая дева » (1939) и « Великая ложь » (1941) .
На « Уорнер бразерс » Гулдинг поставил некоторые другие из своих лучших фильмов, в частности, драму о лётчиках времён Первой мировой войны « Утренний патруль » (1938) с Эрролом Флинном и Бэзилом Ратбоуном и мелодраму « » (1938) с Клодом Рейнсом и Фэй Бэйнтер (за эту работу актриса была номинирована на Оскар), а также криминальную мелодраму « » (1939) с Полом Муни и мелодраму « » (1940) с Мерл Оберон . Музыкальная мелодрама « » (1943) с Джоан Фонтейн , комедия « » (1943) с Дороти МакГуайр и драма по Моэму « » (1946) с Элинор Паркер «стали дальнейшими свидетельствами искусной работы Гулдинга с актрисами» .
После Второй мировой войны Гулдинг стал работать на студии « Двадцатый век Фокс », где «снял два отличных фильма на совершенно разные темы: драму „ Остриё бритвы “ (1946) по роману Сомерсета Моэма и нуаровый триллер „ Аллея кошмаров “ (1947), в обоих фильмах Тайрон Пауэр сыграл свои лучшие роли» . «Один из самых известных фильмов Гулдинга, „Аллея кошмаров“, был, наверное, самым нетипичным для его творчества, это была мрачная драма алчности и разложения в высших и низших эшелонах общества, где действуют медиум-мошенник и коварная женщина-психиатр» .
«После этого результаты работы Гулдинга были неровными». Наиболее заметными его картинами стали комедия « » (1949), криминальная комедия « Мистер 880 » (1950) с Бертом Ланкастером , и романтическая ансамблевая комедия « Мы не женаты! » (1952) с Мерилин Монро и Джинджер Роджерс . Одной из заметных поздних режиссёрских работ Гулдинга стала драма об отношениях матери и дочери « Мятежный подросток » (1956) с Джинджер Роджерс в главной роли . Его последним фильмом стал « » (1958), «не заслуживающий внимания мюзикл с Пэт Бун в главной роли. К тому времени Гулдинг был уже старым, уставшим и сильно пьющим» .
Как пишет Мэтью Кеннеди, «Гулдинг был бисексуален , со склонностью к беспорядочным половым связям и вуайеризму … Он был известен своими сексуальными вечеринками и „кастингом на диване“». Однако наряду с этим «существуют свидетельства его верности друзьям, благородного отношения к семье, джентльменского поведения на съёмочной площадке и исключительной способности добиваться максимума от актёров» . У Гулдинга никогда не было продолжительных романов . Его брак с танцовщицей Марджори Мосс в 1931-35 годах закончился быстро из-за её преждевременной смерти от туберкулёза. «Он поддерживал непродолжительные любовные романы с молодыми мужчинами и женщинами на протяжении своей жизни, но ни один из них не перерастал в долгосрочные отношения» .
Эдмунд Гулдинг умер 24 декабря 1959 года в Лос-Анджелесе , Калифорния, во время операции на сердце.
За работу в фильмах Гулдинга 9 актёров и актрис были удостоены номинаций на Оскар :
Год | Актёр/актриса | Фильм | Категория | Награда/Номинация |
---|---|---|---|---|
1929 | Глория Свенсон | Лучшая актриса | Номинация | |
1930 | Нэнси Кэрролл | Лучшая актриса | Номинация | |
1938 | Фэй Бэйнтер | Лучшая актриса | Номинация | |
1939 | Бетт Дейвис | Победить темноту | Лучшая актриса | Номинация |
1941 | Мэри Астор | Великая ложь | Лучшая актриса второго плана | Награда |
1943 | Джоан Фонтейн | Лучшая актриса | Номинация | |
1946 | Энн Бакстер | Остриё бритвы | Лучшая актриса второго плана | Награда |
1946 | Клифтон Уэбб | Остриё бритвы | Лучший актёр второго плана | Номинация |
1950 | Эдмунд Гвенн | Мистер 880 | Лучший актёр второго плана | Номинация |