Клебанов, Семён Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Марк Семёнович Донско́й ( 21 февраля ( 6 марта ) 1901 , Одесса , Херсонская губерния , Российская империя — 21 марта 1981 , Москва , СССР ) — советский кинорежиссёр, сценарист и педагог. Герой Социалистического Труда (1971), народный артист СССР (1966), лауреат трёх Сталинских (1941, 1946, 1948) и Государственной премии СССР (1968).
Родился 6 марта 1901 года в Одессе в семье каменщика и печника Самсона (Семёна) Донского . Участвовал в крымском революционном подполье. Был схвачен белыми и десять месяцев провёл в тюрьме . По свидетельству Ивана Папанина , был членом партизанской Крымской повстанческой армии .
После восстановления советской власти в Крыму принялся за учёбу. Год проучился на медицинском факультете. В 1921 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Крымского университета имени М. В. Фрунзе , которое окончил в 1925 году. Параллельно работал в следственных органах, в Верховном Суде УССР , в коллегии защитников .
В 1925 году выпустил сборник автобиографических рассказов «Заключённые», посвящённых крымским подпольщикам в годы гражданской войны, а затем на ту же тему написал пьесу «Заря свободы» и киносценарий «Последний оплот», с которым отправился в Москву «завоёвывать право на жизнь в кинематографе» .
В 1926 году познакомился с Виктором Шкловским , который устроил его в сценарный отдел 3-й Московской кинофабрики . Совместно со Шкловским написал сценарий «Лес» – о молодом специалисте лесного хозяйства, одиноко живущем и работающем на таёжной смолокурне, к которому во сне приходит Степан Разин. Затем в соавторстве с писателем-маринистом Алексеем Новиковым-Прибоем написал сценарий для Льва Кулешова «Женщина в море» – о моряках торгового флота. Эти сценарии не сохранились .
Работал помощником режиссёра, ассистентом по монтажу на киностудии Белгоскино в Ленинграде , режиссёром на Ленинградской киностудии Совкино , Востоккино . В 1938–1941 годах — на киностудии « Союздетфильм » .
В 1935 году стал первым советским режиссёром дубляжа , потратив около года на дублирование фильма Джеймса Уэйла « Человек-невидимка » (1933) .
Получил известность как автор трилогии « Детство Горького » (1938), « В людях » (1939) и « Мои университеты » (1940), созданной на основе одноимённых автобиографических повестей Максима Горького . По признанию Джузеппе де Сантиса , эти фильмы Донского оказали большое влияние на становление итальянского неореализма .
В июле 1941 года с началом Великой Отечественной войны утверждён членом редакции Боевых киносборников . В августе 1941 года приступил к работе над экранизацией романа Николая Островского « Как закалялась сталь » . Вместе с Киевской киностудией эвакуирован в Ашхабад . Параллельно со съёмками фильма « Как закалялась сталь » (1942) снял на Ашхабадской киностудии новеллу «Маяк» и конферанс к Боевому киносборнику № 9 (1942) . В январе 1944 года на экраны вышел его фильм « Радуга » . В мае 1944 года для «исправления положения» в документальном кино переведён на Центральную студию документальных фильмов .
В июне 1944 года аккредитован в качестве военного корреспондента Центральной студии документальных фильмов. Это позволило ему свободно передвигаться по недавно освобождённому Киеву и собирать свидетельства очевидцев. В октябре 1944 года на восстановленной Киевской киностудии художественных фильмов начал съёмки фильма « Непокорённые », в котором впервые в кинематографе рассказал о трагедии в Бабьем Яре .
В 1946—1949 годах – режиссёр « Союздетфильма » (с 1948 года — Киностудии имени М. Горького ).
В 1949 году принял участие в кампании по борьбе с космополитами , выступив на совещании в Доме кино . По воспоминаниям Григория Чухрая , Донской, как «человек живущий эмоциями и по существу мало понимающий в политике», воспользовался ситуацией, чтобы поквитаться с Сергеем Юткевичем , с которым у него были счёты; в итоге многие коллеги, в особенности евреи, стали презирать его .
В том же году сам Донской попал в опалу. Причиной послужил фильм « Алитет уходит в горы », подвергшийся обструкции за «аполитичность» и «идеологическую близорукость» . Согласно Чухраю, толчком к опале могла послужить переписка режиссёра со своей сестрой Марией, которая была замужем за членом Политбюро Коммунистической партии США .
В 1955 году был «сослан» на Киевскую студию , где проработал до 1957 года , после чего вернулся на Киностудию имени Горького в качестве художественного руководителя одного из объединений и вновь обратился к творчеству М. Горького, экранизировав три его произведения .
В 1960 годы преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров .
Член ВКП(б) с 1945 года , член Союза кинематографистов СССР .
Скончался 21 марта 1981 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9) .
Творчеству Марка Семёновича Донского был посвящён фильм Юрия Швырева и Григория Чухрая «Я научу вас мечтать…» (1985).
В честь Марка Донского названа улица в Симферополе .
Программа в еженедельном цикле телеканала « Культура » « Легенды мирового кино » (2004).