Interested Article - Медведкин, Александр Иванович
- 2020-02-22
- 2
Александр Иванович Медве́дкин ( 19 февраля ( 3 марта ) 1900 , Пенза — 19 февраля 1989 , Москва ) — советский режиссёр игрового и документального кино, оператор, сценарист, актёр, организатор кинопоездов и фронтовых киногрупп . Народный артист СССР ( 1979 ). Лауреат Государственной премии СССР ( 1974 ).
Биография
Ранние годы
Александр Медведкин родился в Пензе Пензенской губернии Российской империи (ныне Пензенская область России) в крестьянской семье . Его датой рождения долгое время считалось 24 февраля ( 8 марта ) 1900 года , однако Госархивом Пензенской области была обнаружена запись в метрической книге Богоявленской церкви, согласно которой Медведкин появился на свет 19 февраля ( 3 марта ) 1900 года . При этом его отец, железнодорожный машинист, записан в книге под фамилией Медвежкин .
Учился в Пензенском техническом училище, входил в боевую дружину по поддержанию порядка в городе . С 1919 по 1925 год участвовал в Гражданской войне в качестве старшего десятника 12-го военно-полевого строительства 10-й армии Южного фронта , адъютанта 31-го кавалерийского полка 6-й кавалерийской дивизии и начальника политотдела 1-й Конной армии , старшего инструктора Главного политуправления Красной Армии . Член РКП(б) с 1920 года . Медведкин также руководил солдатским театром гротеска и буффонады, в котором красноармейцы ставили юмористические сценки:
«Была, например, сатирическая импровизация "Собрание Коней": председатель — Конь, секретарь — Конь, докладчик — Конь. Вместо графина на трибуне — конское ведро. Докладчик временами опускал в него тщательно сделанную из картона лошадиную голову (конская голова, бурка — весь костюм!). С хохмами, трюками, неожиданными аттракционами Кони "вчиняли иск" 31-му кавалерийскому полку и отдельным нашим товарищам. Лошади вспоминали все свои горькие обиды: побитые холки, бескормицу, случаи бессовестного ухода, разыгрывали интермедии (комвзвода на свидании — конь всю ночь на ветру!)» .
Творчество
В 1926—1929 годах работал на Государственном военном фотокинопредприятим « Госвоенкино » ассистентом Николая Охлопкова , затем самостоятельно . Не имея профессионального образования, Медведкин, по духу близкий пионерам авангардного советского кино, тем не менее, обращался к истокам раннего русского кинематографа, что, по мнению киноведа Николая Изволова , стало беспрецедентным случаем как для его времени, так и для следующих поколений кинематографистов . Он смешивал в кадре комедию, политику и хронику; его стиль отличал короткий метраж, оперативность съёмок и доступность. Он не стремился подражать, но, напротив, изобретал новые способы вовлечения зрителя в процесс просмотра с помощью сложного симбиоза жизни и искусства .
С сентября 1929 года Медведкин был режиссёром Всероссийского фотокинопромышленного АО « Совкино ». В 1930 году был мобилизован в Казахскую ССР для проведения коллективизации . С 1931 по 1934 год руководил агитационным кинопоездом «Союзкинохроники», с которым выезжал на стройки первой пятилетки под лозунгом «Сегодня снимаем — завтра показываем!» . На месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты . В этот период он снял пять своих знаменитых короткометражных комедий: «Полешко», «Держи вора», «Фрукты-овощи», «Про белого бычка» и «Дурень, ты дурень» .
С марта 1933 года работал режиссёром Московской кинофабрики «Союзфильм» . В 1934 году поставил свой лучший, по мнению критики, фильм — лубочно-сатирическую притчу «Счастье» , ставшую последней немой комедией отечественного кино . Она была высоко оценена как при первых показах в СССР Сергеем Эйзенштейном и Всеволодом Пудовкиным , так и много лет спустя за рубежом, в частности, Крисом Маркером , стараниями которого картина была выпущена на французские экраны в 1971 году, а затем и в других странах, в том числе в США . Впоследствии он снял документальный фильм « Гробница Александра, или Последний большевик » (1992).
Следующий фильм Медведкина « Чудесница » (1936) уже имел сходство с магическим реализмом :
Интонация эпической былинности, имеющая в фольклоре функцию, близкую к этикетности древнерусской литературы, риторике в проповеди и повторению в заговоре, будет смыслообразующим ориентиром для всего материала фильма — от реплик эпизодических персонажей до весьма разветвленных диалогов, организации сюжета и пространства .
Новаторский фильм « Новая Москва » ( 1938 ) получил резкие критические отзывы в газетах «Правда» и «Известия» и не был показан зрителям .
Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 по март 1943 года был заместителем директора Бакинской киностудии художественных фильмов . Совместно с Ильёй Траубергом снял фильм-концерт « Мы ждём вас с победой », в котором впервые прозвучала знаменитая песня « Священная война » . С 1943 по 1945 год руководил фронтовыми киногруппами . Был начальником киногрупп Западного фронта и 3-го Белорусского фронта . По его инициативе были организованы группы киноавтоматчиков: к солдатским ППШ прикреплялись 16 мм кинокамеры, снимавшие прямо во время ведения боя .
В 1945—1948 годах работал на киностудии « Мосфильм ». В 1946 году попытался повторить постановку полнометражной картины о жизни села («Освобожденная земля»), занимался созданием киножурналов, специальных хроникальных выпусков, полнометражных хроникально-документальных лент.
В 1947 году вошёл в состав Художественного совета « Союзмультфильма ». Готовил сценарии мультфильмов «Красная Шапочка», «Осёл-опекун» («Тень осла»), «Дед Секундоед», «Вовкины воспитатели». Однако единственным реализованным сценарием стал мультфильм « Скорая помощь » (1949), который в аллегорически-басенной форме высмеивал « План Маршалла ». Тем не менее, по завершении работы мультфильм был запрещён и положен на полку .
В 1949—1955 годах работал на Центральной студии документальных фильмов . С 1954 по 1956 годы руководил группой операторов, снимавших освоение целины . В мае 1955 — апреле 1959 годов работал на Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов . Последняя игровая комедия о покорителях целины «Беспокойная весна» ( 1956 ) была расценена критикой как неудача. После этого Медведкин к игровому кино уже не возвращался.
Последние годы
В 1959—1989 годах работал на Центральной студии документальных фильмов. Работал исключительно в жанре документальной публицистики и в рамках политического фильма, за что и получил многочисленные государственные награды.
Был членом Союза кинематографистов СССР . На протяжении 50 лет пытался снять фильм «Окаянная сила», который должен был продолжить традиции « Счастья », однако замысел так и не был осуществлён .
Александр Медведкин скончался 19 февраля 1989 года в Москве. Похоронен на Митинском кладбище .
Семья
- Жена — Вера Ивановна Медведкина (в девичестве Волкова).
- Дочь — Чонгара Александровна Медведкина, преподаватель английского языка в МАИ , переводчик ЮНЕСКО .
- Внук — Александр Ярославович Ляпунов, авиаконструктор .
Влияние
Агитационная кинодокументалистика Медведкина 1920-х годов оказала влияние на независимое мировое кино 1960-х годов. Группы Медведкино были созданы во многих странах Западной Европы, Африки, Латинской Америки .
Французский документалист Крис Маркер , состоявший с кинорежиссёром в переписке, посвятил его творчеству свой двухчасовой фильм « Гробница Александра, или Последний большевик » (1992).
Фильмография
Режиссёрские работы
- 1929 — (документальный)
- 1930 — (короткометражный)
- 1930 — (короткометражный)
- 1931 — (среднеметражный)
- 1931 — (короткометражный)
- 1931 — (короткометражный)
- 1931 — (короткометражный)
- 1932 — (короткометражный)
- 1932 — (короткометражный)
- 1932 — (короткометражный)
- 1934 — Счастье
- 1936 — Чудесница
- 1938 — Новая Москва
- 1939 — Цветущая юность (короткометражный, документальный)
- 1941 — Мы ждём вас с победой (совм. с И. З. Траубергом )
- 1946 — Освобождённая земля
- 1948 — Слава труду (документальный) (совм. с Р. Г. Григорьевым и М. Е. Славинской )
- 1954 — Первая весна (документальный) (совм. с И. М. Посельским )
- 1956 —
- 1958 — (документальный)
- 1959 — Внимание, ракеты на Рейне! (документальный)
- 1960 — (документальный)
- 1962 — (документальный)
- 1963 — (документальный)
- 1964 — Еще один памятник (документальный)
- 1965 — (документальный)
- 1966 — (документальный)
- 1966 — Наш друг Сун Ятсен (документальный)
- 1967 — Тень ефрейтора (документальный)
- 1968 — Склероз совести (документальный)
- 1969 — Письмо китайскому другу (документальный)
- 1971 — (документальный)
- 1972 — Тревожная хроника (документальный)
- 1975 — Правда и неправда (документальный)
- 1976 — Осторожно! Маоизм! (документальный)
- 1977 — (документальный)
- 1977 — (документальный)
- 1980 — Безумие (документальный)
- 1984 — Тревога. Раздумья старого человека
Сценарные работы
- 1928 — (короткометражный)
- 1930 — (короткометражный)
- 1930 — (короткометражный)
- 1931 — (короткометражный)
- 1931 — (короткометражный)
- 1932 — (короткометражный)
- 1932 — (короткометражный)
- 1932 — (короткометражный)
- 1934 — Счастье
- 1936 — Чудесница
- 1938 — Новая Москва
- 1949 — Скорая помощь (анимационный)
- 1956 —
- 1960 — (документальный) (совм. с А. Н. Леонтьевым )
- 1962 — (документальный)
- 1966 — (документальный)
- 1971 —
- 1972 — (короткометражный)
Актёрские работы
- 1930 — (короткометражный) — вор
- 1946 — Освобождённая земля — эпизод
Участие в фильмах
Прочее
- 1930 — («Рабочий одного завода») — ассистент режиссёра
Награды и звания
- Орден Отечественной войны II степени (1985)
- Орден Октябрьской революции (15 мая 1980)
- Всесоюзный кинофестиваль (1980, Душанбе , специальный приз жюри, фильм «Безумие»)
- Народный артист СССР (1979)
- Орден Ленина (1976)
- Государственная премия СССР (1974) — за фильмы «Ночь над Китаем», «Склероз совести», «Тревожная хроника»
- Международный кинофестиваль документального кино в Нионе (1974, Гран-при «Золотой Систерций», фильм «Тень ефрейтора»)
- Орден Ленина (1971)
- Народный артист РСФСР (1969)
- Всесоюзный кинофестиваль (1968, Ленинград , диплом по разделу хроникально-документальных фильмов, фильм «Тень ефрейтора»)
- Международный кинофестиваль неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1967, специальный приз, фильм «Тень ефрейтора»)
- Орден «Знак Почёта» (1959) — за выдающиеся заслуги в развитии казахского искусства и литературы и в связи с декадой казахского искусства и литературы в гор. Москве
- Орден Красного Знамени (1945)
- Орден Отечественной войны II степени (1944)
Память
26 марта 2010 года на здании Пензенского техникума железнодорожного транспорта была установлена мемориальная доска А. И. Медведкину.
Литература
- Дёмин В. Александр Медведкин. — В кн.: Двадцать режиссерских биографий. М.,
- Тревожные хроники Александра Медведкина // Советская культура , 1 ноября 1974
- Юренев Р. А. Медведкин — сатирик. М., 1981
- Widdis E. Alexander Medvedkin. London; New York: I.B. Tauris, 2005
Примечания
- ↑ . Государственный архив Пензенской области (2 марта 2013). Дата обращения: 4 апреля 2019. 17 июля 2019 года.
- ↑ Михаил Трофименков . . Коммерсантъ Weekend №15 (13 мая 2016). Дата обращения: 4 апреля 2019. 13 мая 2016 года.
- ↑ Александр Медведкин. . Искусство кино № 7 . Сеанс (1983).
- ↑ . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 14 июля 2022. 24 октября 2021 года.
- ↑ Николай Изволов . Киноведческие записки (2000). Дата обращения: 17 марта 2012. 10 ноября 2012 года.
- Михаил Трофименков . . Коммерсантъ Weekend №15 (13 мая 2016). Дата обращения: 4 апреля 2019. 5 ноября 2019 года.
- ↑ Олег Горяинов. . Cineticle (16 мая 2017). Дата обращения: 4 апреля 2019. 27 марта 2019 года.
- ↑ Николай Изволов . . Синематика (12 марта 2010).
- Яна Богданова. . Беларусь сегодня (1 июня 2017). Дата обращения: 4 апреля 2019. 5 августа 2020 года.
- Николай Бородин. Киноведческие записки (2000). Дата обращения: 4 апреля 2019. 16 марта 2019 года.
- Марина КАРАСЕВА. . Киноведческие записки № 57 (2002). Дата обращения: 4 апреля 2019. 16 марта 2019 года.
- . Где дремлют мёртвые... . Дата обращения: 8 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 21 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2017. 28 июня 2014 года.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1980 года № 2093—Х «О награждении народного артиста СССР Медведкина А. И. орденом Октябрьской Революции» // «Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик». — № 21 (2043) от 21 мая 1980 года. — Ст.410.
Ссылки
- Аркус Л ; Бочкарева Н.: . Киноведческая база «Чапаев» . Проект «Чапаев» журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 мая 2020.
- Медведкин Александр Иванович — статья из Большой советской энциклопедии .
- 2020-02-22
- 2