Кыргыс, Зоя Кыргысовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Зо́я Алексе́евна Моряко́ва ( 10 апреля 1919 , Гжатск — 31 января 2006 , Москва ) — советский и российский художник кино, специалист в области комбинированных съёмок фильмов. Заслуженный художник РСФСР (1990).
Родилась в
Гжатске (ныне Гагарин Смоленской области)
, родители – Анна Сергеевна и Алексей Степанович Моряковы. Незадолго до
войны
семья перебралась в
Москву
и поселилась в
Марьиной Роще
.
По окончании художественного факультета
ВГИКа
в 1949 году была принята на киностудию «
Мосфильм
»
. Первые творческие шаги пришлись на пик так называемого
периода малокартинья
. В качестве ассистента художника ей довелось трудиться на снимавшихся тогда «
Жуковском
», «
Далеко от Москвы
», «
Пржевальском
». В 1951 году уже художником, совместно с другими участвовала в росписях живописных фонов в павильонах, где создавались «
», «
Композитор Глинка
», «
Застава в горах
», «
Серебристая пыль
». Тогда же близко познакомилась с братьями
Н. С.
и
А. С.
Ренковыми,
Б. К. Горбачёвым
,
Г. Д. Айзенбергом
,
Л. К. Александровской
и другими операторами и художниками, увлечёнными
комбинированными съёмками
. Технологии воплощения чудес на экране захватили Морякову, сулили неограниченный простор для фантазии и творческую самостоятельность. С конца 1950-х годов она уже на постоянной основе сотрудничает с оператором комбинированных съёмок
А. С. Ренковым
, в паре с которым ей в полной мере удалось реализоваться как художнику
.
Опыт росписей фонов пригодился в комбинированных съёмках, где, помимо владения разнообразными живописными техниками, требовалось привлечение архивных и иконографических материалов, широкий кругозор и интуиция.
Методом последующей дорисовки были решены сцены исторических и сказочных картин, например « Хождение за три моря », « Хованщина », « Сампо ». В « Емельяне Пугачёве » зрители увидели виды утраченной Казани XVIII века накануне и во время сражения Крестьянской войны .
Этапная работа над « Сказкой о царе Салтане » (1967), вобравшая в себя почти весь арсенал способов и приёмов комбинированных съёмок, не осталась незамеченной и в среде профессионалов. До сих пор в мире появляются публикации, ставящие эту работу в ряд самых удачных в данной области .
В 1971 году, готовясь с оператором А. С. Ренковым к решению новых творческих задач по картине « Командир счастливой „Щуки“ », они придумали, а затем первыми осуществили на практике оригинальный способ комбинированной «подводной» съёмки:
А. Ренков вместе с художником З. Моряковой принимает парадоксальное решение: снимать лодку не под водой, а над водой и не в бассейне, а в павильоне. Для этого на полу павильона был установлен поддон с водой. На стену крепился большой белый фон, который отражается в воде. Макет подводной лодки, повёрнутый на 180 градусов, укреплялся на специальных растяжках, которые в свою очередь закреплялись на движущейся по потолку павильона монорельсовой тележке. Камера, также повёрнутая на 180 градусов, устанавливалась на малый операторский кран, что позволяло ей сопровождать движение макета. К потолку павильона на тонких верёвочках подвешивались макеты мин. В результате на экране создалась полная иллюзия съёмки движения подводной лодки сквозь минное поле, с проекцией её корпуса на водную поверхность.
— Дмитрий Масуренков , «Техника и технологии кино» № 4 2006
Вскоре после того, как фильм вышел в прокат, в одном из павильонов ВДНХ была развёрнута масштабная экспозиция с наглядной демонстрацией метода съёмки перевёрнутого макета подводной лодки Щ-721 в окружении подводных мин. В 1979 году оператору и художнику вручили медали ВДНХ СССР .
Одним из последних стал научно-популярный фильм «Сказочный мир Александра Птушко» 1988 года по сценарию А. Захарова с собранными воедино картинами режиссёра-сказочника, на пяти из которых Ренков и Морякова работали в паре — своеобразный итог их творческой деятельности.
Значительная часть эскизов, а также дорисовок художника ныне хранится в фондах Музея Кино , отдельные — в частных коллекциях.
Изобразительные работы Моряковой участвовали в выставках «Художники игрового кино. К столетию кинопроизводства в России» в Третьяковской галереи на Крымском Валу , на ВДНХ , Североморского музея истории города и флота .
Член Союза кинематографистов СССР (Москва) .
Похоронена на Хованском кладбище в Москве рядом с родителями .
Из раннего периода даётся неполный перечень картин, на которых трудилась З. А. Морякова: из-за необходимости печатать много сотен кинопрокатных копий немало кинематографических специальностей поначалу для экономии плёнки в титры не входило. К тому же, в 1940—1950-е годы
…комбинаторы не считались членами съёмочной группы и были выделены в отдельную категорию, с отдельной сметой и календарным планом.
— Нина Спутницкая, « Искусство кино » № 5 2015
В 1985 году было получено авторское свидетельство Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий на новый метод комбинированных подводных съёмок, сделанных по картине « Командир счастливой „Щуки“ » в 1971 году .
Световой поток, направляемый на динамическую поверхность воды, при отражении от неё освещает макеты подводной лодки, мин, фон и другие предметы. При этом создается полная иллюзия естественного освещения объектов под водой светом, проникающим через её динамическую поверхность. Ориентирование камеры и объектов съёмки в одинаковом положении относительно динамической поверхности воды в процессе киносъёмки позволяет получать на плёнке прямое изображение.
— из описания способа комбинированной подводной съёмки