Завадовский, Юрий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Юрий Николаевич Юрьин (настоящая фамилия — Вентцель ; ( 1889 , Санкт-Петербург — 1 сентября 1927 , Мерано , ) — российский театральный актёр, режиссёр и популярный в 1920-е годы драматург. Играл на сцене Александринского театра . С 1919 года был руководителем Народного театра драмы в Петрозаводске . Один из первых авторов советских исторических пьес. Член правления Московского общества драматических писателей и композиторов ( МОДПиК ), секретарь Союза Революционных драматургов.
Юрий Николаевич Вентцель родился в 1889 году (иногда указывается 1891 год ) в дворянской семье, происходящей из остзейских немцев. Отец — чиновник канцелярии Министерства путей сообщения (с 1912 года — действительный статский советник), известный литератор Николай Николаевич Вентцель (1856 −1920). Мать — Мария Ильинична Вентцель (урожд. Пузыревская, 1869—1938), дочь киевского отдельного цензора по иностранной и внутренней цензуре.
В семье было шестеро детей: сыновья — Юрий (1889), Владимир (1899), Лев (1901), Евгений (1909) и дочери — Галина (1893), Татьяна (1905).
В посвящённом сыну стихотворении Н. Н. Вентцель написал:
… Бьёт копытом конь лихой,
Сивка-бурочка…
Ах, куда ж поскачет мой
Мальчик Юрочка?...
Н.Юрьин (Н.Вентцель). Юрочкина колыбельная песня
В юности Юрий Вентцель решил стать драматическим актёром и после окончания гимназии занимался у известного педагога А. П. Петровского в открывшейся в 1909 году театральной школе, которая ставила перед собой цель давать «основательное и возможно полное специальное образование лицам, посвящающим себя на службу театра» . Режиссёр Э. Б. Краснянский писал в мемуарах, что окончание курсов Петровского было для актёров «высшей аттестацией и лучшей рекомендацией» .
С 1911 года выступал на театральных сценах под сценическим именем Юрьин — одним из писательских псевдонимов отца.
К началу революционных событий 1917 года он был артистом Императорского Александринского театра . После прихода к власти большевиков театр объявил им бойкот, продолжавшийся до марта 1918 года .
Часть оказавшихся без средств к существованию членов александринской труппы, в том числе и Ю. Н. Юрьин, во главе с актёром и режиссёром Н. В. Петровым откликнулась на призыв Олонецкого губернского комиссариата просвещения приехать на работу в Петрозаводск . 22 марта 1918 года Петров был назначен руководителем Народного театра . Уже 6 июня театр начал летний сезон спектаклем по пьесе М. Горького « На дне » . При Государственном театре драмы весной 1918 года была создана театральная студия. Занятия вели режиссеры Н. Петров, Е. Сергиев, Ю. Юрьин .
Главный архивист отдела научно-справочного аппарата Национального архива Республики Карелии Т. Н. Петрова писала, что в летнем театральном сезоне у Ю. Н. Юрьина было амплуа комика- резонёра . Как и всем артистам, ему было выдано удостоверение, подтверждавшее право на личное «имущество, состоящее из разного рода платья, обуви, белья, музыкальных инструментов, книг и прочих вещей, не подлежащих реквизиции, необходимых ему по роду профессии, как орудие производства, без которых он не может выполнять свой актерский труд и тем лишается средств к существованию» . Актёра тепло принимала петрозаводская публика. О состоянии здоровья Юрьина, заболевшего осенью воспалением легких, регулярно писала выходившая дважды в неделю газета «Известия Олонецкого губсовета», пока 19 октября 1918 года в ней не появилось сообщение: «На будущей неделе поправившийся артист будет играть Расплюева в „ Свадьбе Кречинского “» .
14 сентября 1918 года губернский комиссар народного просвещения В. М. Парфёнов утвердил список петроградских артистов, оставшихся в Петрозаводске для работы в зимний сезон 1918—1919 годов . В числе актёров «на первом положении», входивших в труппу народного театра драмы, был и Ю. Н. Юрьин, исполнявший одновременно обязанности очередного режиссёра. Театр давал четыре спектакля в неделю, в том числе один специально для красноармейцев .
На состоявшейся в сентябре 1918 года первой всероссийской конференции Пролеткульт , несмотря на призывы к борьбе за «классовую чистоту пролетарского театра», было признано, что обучение трудящихся сценическому мастерству должно проводиться профессионалами «под идейным социалистическим контролем» . В ноябре 1918 года Н. В. Петров инициировал набор городской молодёжи в образованную им в Петрозаводске студию театрального искусства. Одним из педагогов студии стал Ю. Н. Юрьин. В мае 1919 года в связи с угрозой захвата города войсками белогвардейцев и интервентов Н. В. Петров и часть труппы перебрались в Кострому . После их отъезда театр и студию возглавил Ю. Н. Юрьин .
Перспективы творческой самореализации и сравнительно лучшие условия жизни в Петрозаводске оказались привлекательными для спасавшихся от разрухи петроградских актёров музыкантов и художников . По воспоминаниям современников «такой небольшой в те времена городок, как Петрозаводск, оказался богатым людьми, так или иначе связанными с искусством» . С лета 1919 года музыкальной частью в театре Юрьина руководил композитор Ю. А. Шапорин . В 1920 году в Петрозаводск приехала и его жена — театральный художник Л. В. Шапорина , оформлявшая в том же театре декорации к спектаклям. В своём дневнике она отметила, что работа под началом «рано умершего, умного и талантливого Юрия Николаевича Юрьина, дала мне очень много, я прошла там хорошую школу режиссуры» .
Сезон 1919—1920 годов Народный театр драмы открыл спектаклем по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва». Уделяя большое внимание пропаганде театрального искусства в уездах , Ю. Н. Юрьин организовал проведение выездных спектаклей. Осенью 1919 года труппа выступала на базе Онежской военной флотилии в Лодейном Поле и в отдалённых населённых пунктах губернии — Кончозере , Повенеце , Пудоже , Спасской Губе . Всего за этот сезон труппа показала 156 спектаклей .
С ростом популярности петрозаводского театра было связано и увеличение числа желающих учиться сценическому искусству. Если в 1918 году по конкурсу для занятий были отобраны менее 30 человек, то в осеннем наборе 1919 года студия объявила уже 75 вакансий для моряков и красноармейцев и 50 вакансий для горожан . Фактически, театральная студия стала школой, в которой преподавались «русская и иностранная литература, история искусств, история культуры, психология, психология творчества и грима, выразительное чтение, движение, а также такие предметы, как гигиена и пролетарская идеология» .
Основу репертуара труппы составляли известные произведения русской и зарубежной классики, но в условиях продолжающейся гражданской войны театр должен был предложить зрителям пьесы, отражавшие идею борьбы угнетённых за социальную справедливость и веру в неизбежность победы.
«Задача наша состоит не только в том, чтобы дать народу художественные произведения; мы должны еще помочь ему усвоить эти произведения и должны найти для этого новые приемы, которые требуются отныне от культурных работников...
...Нам нужно найти иной путь, непохожий на те, проторённые...
...Не стоит говорить о том, что культурный голод русской провинции превышает в настоящее время хлебный голод…
Председатель Репертуарной секции
Ал. Блок
».
В январе 1920 года Ю. Н. Юрьин поставил спектакль по первой написанной им пьесе «Его шаги» . Автор-постановщик спектакля был одновременно и исполнителем главной роли. Драма рассказывала о жизни семьи еврейского ремесленника в одном из городов юга России в революционном 1905 году. Название её связано с введением в контекст пьесы звукового образа ритма шагов поднимавшегося на борьбу пролетариата и отражало пафос надежды на исполнение его миссии — в заключительной сцене один из героев произносил:
«Борьба ещё не кончена, — пусть мы все погибнем в ней, пусть снова зальют землю нашей кровью, — революция не умрёт… Наш рабочий Мессия идёт, он уже близко, он не обманет, …я слышу его шаги…»
Рецензенты, характеризуя агитационное значение пьесы, отмечали, что она «выдержана в бодрых, радостных, свежих, весенних тонах» .
Произведением начинающего драматурга заинтересовались и в других театрах — уже 26 февраля того же года пьеса была поставлена в Сольвычегодске .
В 1920 году была опубликована его трагедия «Сполошный зык ( Стенька Разин )» — одна из первых советских исторических пьес, которая сразу была поставлена на сцене драматического театра в Петрограде, а затем с успехом шла на сценах Москвы и других городов .
Пьеса была положительно оценена критиками . Если в «Его шагах» Юрьин писал о предчувствии грядущего революционного пожара, то в « » он на материале вспыхнувшей в XVII веке крестьянской войны обратился к темам его неминуемости и роли личности вождя восставших масс . Героизация автором самоотдачи вдохновлённого народным протестом Степана Разина выражалась словами его монолога:
«Вынесла меня волна героя мирского на гребне своём, не я — другой был бы на месте том, не другой — так третий — всё едино. Пришёл час заняться пожару — и занялся, не мной раздут!
…Мы свое совершили: ударили в колокол, — загудел первый, сполошный зык, прокатился по степям, по равнинам, повсей земли отдался. Заголосили леса, просторы откликнулись, всколыхнулся, пробудился народ, — ничего, что ночь черна, ничего, что до свету далече, — пробудился, не уснет боле! Другие звонари на место нас придут, станут било раскачивать, — красную зарю своим звоном предвещать… А мы… свое сделали…»
Ещё в конце 1918 года в Петрозаводске стало известно подписанное А. В. Луначарским постановление о необходимости учреждении в структуре Наркомпроса театральных отделов . Централизация идеологического управления театральным делом в Наркомпросе осуществлялась с целью:
«а) общего руководительства театральным делом в стране, в широком государственном масштабе;
б) создания нового театра, в связи с перестройкой государственности и общественности на началах социализма;
в) упорядочения художественно-профессиональной жизни в сфере театра…
Центральный Театральный Отдел состоит из двух частей: Московской и Петербургской, типы же театральных управлений на местах устанавливаются сообразно с местными условиями Коллегиями Отделов Народного Образования».
В конце 1919 года Ю. Н. Юрьин был назначен руководителем Олонецкого губернского театрального подотдела. В начале 1920 года петрозаводский театр был национализирован и получил статус губернского .
«
Театр в Петрозаводске — важнейшее из искусств. Билеты в театр достать трудно
»
Заметка от 15 мая 1920 года:
«
В городе разгорелся новый очаг спекуляции. Это Театр драмы (б. Триумф), где происходит вакханалия с ценами. Первый ряд вчера стоил 275 рублей, а сегодня — 400. Театр-то не столичный, и скачки эти недопустимы
».
Заметка от 25 марта 1921 года:
«
В интересах уничтожения спекуляции театральными билетами предлагается в 2-недельный срок уничтожить продажу билетов из кассы и заменить их жетонами. Жетоны выпускаются каждым театром согласно числу мест и распределяются на ежемесячных собраниях комиссий
».
Утверждённое «Положение о Губернском театре Драмы» структурировало его деятельность и разграничивало функции сотрудников — административные, хозяйственные, художественные и другие. В октябре В. М. Парфёнов сообщил заведующему Центральным театральным отделом Наркомпроса В. Э. Мейерхольду , что переход театра в ведение государства позволил создать специальную комиссию, которая определяла репертуар, руководствуясь принципом: «Каждая пьеса должна выражать определенную борьбу идей, затем быть художественной, должна легко восприниматься, вызывать действительный интерес и давать удовлетворение действием» .
Главный режиссёр и художественный руководитель театра отвечал не только за репертуар. Ю. Н. Юрьину приходилось заниматься и насущными бытовыми проблемами своего коллектива. В феврале 1921 года он был вынужден обратиться в земельный отдел Карельской трудовой коммуне (КТК) с просьбой выделить труппе «участок пахотной земли для коммунального посева картофеля и овощей». В прилагаемом списке были перечислены 65 артистов и сотрудников театра .
17 июля 1921 года в Петрозаводске отметили десятилетие актёрской деятельности Ю. Н. Юрьина. Осенний сезон 1921—1922 годов был открыт в сентябре спектаклем по пьесе С. С. Юшкевича «В городе», в котором участвовали артисты состоявшегося первого выпуска театральной студии .
В октябре того же года Ю. Н. Юрьину подчинили вновь созданный передвижной театр Мурманской железной дороги , но уже в 1922 году по состоянию здоровья ему пришлось покинуть Петрозаводск и вернуться в Петроград .
По совету врачей, чтобы сменить климат из-за подозрения на туберкулез, Ю. Н. Юрьин перебрался в Москву, где в Театре Актёра режиссёр Н. А. Попов с труппой бывшего театра Незлобина в марте 1922 года ставил его пьесу «Сплошной зык (Стенька Разин)» .
Был принят артистом в труппу московского Театра Революции , которым руководил В. Э. Мейерхольд.
3 ноября 1923 года в Малом Театре был поставлен спектакль «Нечаянная доблесть» по его пьесе «Доспехи славы». А. В. Луначарский, автор предисловия к её отдельному изданию , написал уже после просмотра: «Это есть фарс на тему о том, как создаются иногда героические фигуры и как так называемые официальная молва и официальная история проходят мимо подлинного героизма простых людей …мы имеем образчик хорошего комедийного искусства, настоящего здорового смеха, ясного и четкого фарса» .
Известный советский психолог и театральный критик Л. С. Выготский , руководивший в начале 1920-х годов театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, дал оценку актуальности пьесы: «Нашему репертуару близка она не только яркой, сочной, лубочной трактовкой полуплощадного фарса, не только выстрелом по обывательской тупости. Наша сцена тоскует о трагедии истинного героизма, но и о фарсе ложного, дутого героизма, лопающегося как мыльный пузырь. Героическое и смешное равно нужны нам» .
В 1924 году Юрьин, решивший полностью посвятить себя драматургии, ушёл из труппы Театра Революции .
В своих произведениях остро реагировал на актуальные общественные события и дискуссии. Сатирические пьесы Юрьина высмеивали свойственную представителям «старого мира» мещанскую и собственническую психологию обывателей . Профессор, доктор филологических наук, исследователь отечественной сатирической комедии 1920-х годов Н. Н. Киселёв писал, что пьесы Ю. Н. Юрьина оставили свой «след в советской комедиографии: в них впервые были применены некоторые ситуации и мотивы, которые впоследствии будут многократно использованы и продолжены в комедиях и водевилях второй половины 20-х годов» .
В 1924—1925 годах активно участвовал в работе Московского общества драматических писателей и композиторов ( МОДПиК ), устав которого был утверждён правительством 20 ноября 1923 года. В 1925 году представлял его правление в заседаниях объединенного президиума московской и ленинградской организаций . Был секретарем созданного в 1925 году «Союза Революционных драматургов».
В связи с обострением туберкулёза в конце 1925 года Юрьин обратился в Наркомпрос с просьбой о выезде для лечения за границу. А. В. Луначарский, давно знавший «дружественно настроенного к революции» драматурга, с 1922 года возглавлял Особый Комитет по организации заграничных артистических турне и художественных выставок, в ведении которого были заграничные командировки артистов . При его поддержке Юрьин получил разрешение на поездку в Италию. С марта 1926 года жил на Капри , а в начале 1927 года перебрался в Мерано .
Некоторые исследователи связывали отъезд Ю. Н. Юрьина в Италию с существовавшими в послереволюционные годы в среде деятелей отечественной культуры эмиграционные настроения. Как и многие приехавшие из Советской России театральные профессионалы, Юрьин пытался реализовать себя в одном из развитых в отношении культурной жизни регионов и, возможно, поэтому оставил курортный остров и переехал на север Италии в Южный Тироль .
Несмотря на тяжёлую болезнь продолжал работать над пьесами. В 1926 году на Капри написал драму «Братство Кугикап» (или «Священный зверь») . Спектакли по этой пьесе в начале 1927 годов были поставлены в СССР сразу в нескольких театрах
Юрий Николаевич Юрьин умер 1 сентября 1927 года в городе Мерано провинции Больцано области ( итал. ) Королевства Италия , ныне город и автономная провинция входят в область Трентино-Альто-Адидже Итальянской Республики . Был похоронен на кладбище в Мерано .
В некрологе, опубликованном в еженедельнике «Жизнь искусства» (№ 37 от 13.09.1927. — С. 18), сообщалось о предстоявшей постановке уже «в текущем сезоне» завершённой Юрьиным в Италии незадолго до смерти его последней пьесы «Когда поют петухи». Посмертная премьера этой сатирической комедии о провокативном отношении некоторых представителей политических сил Германии к стране Советов состоялась 22 марта 1928 года в Театре Революции . В этом же году спектакль был поставлен в Витебске в драматическом театре имени Якуба Коласа .
Перу Ю. Н. Юрьина принадлежали не менее 15 пьес, опубликованных при жизни или сохранившихся в машинописи.
Прижизненные публикации :
Сохранившиеся в РГАЛИ и Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке машинописи :
В антологиях позднего времени :
Семья принадлежала дворянскому роду Вентцелей ( von Wentzel ) из Лифляндской (Рижской) губернии .
Отец, Николай Николаевич Вентцель ( 30 декабря 1855 года (11 января 1856 года) — 6 февраля 1920 года), сын Николая Адольфовича, чиновник канцелярии Министерства путей сообщения (с 1912 года — действительный статский советник) . Известен как литератор — поэт, автор сатирических рассказов и пьес .
Его младший брат — Константин Николаевич Вентцель ( 24 ноября (6 декабря) 1857 года — 10 марта 1947 года) в 1880-е годы участвовал в деятельности « Народной воли» . В начале XX века — автор работ по теории свободного воспитания детей и сторонник независимости школы от государства. Надежды на реализацию его концепций после 1917 года, «когда политический горизонт русской жизни очистился от мрачных туч деспотизма» оказались тщетными. С 1923 года работы К. Н. Вентцеля перестали публиковать. В 1936 году в письме в «Известия» он предложил закрепить в проекте конституции СССР не только принцип автономии и самоуправления всех ступеней системы образования, но и предоставляемое всем гражданам «право свободной критики высших законодательных и правительственных учреждений и лиц» .
Мать — Мария Ильинична Вентцель (1869—1938), урождённая Пузыревская . Её отец Илья Алексеевич Пузыревский, занимавший должность киевского отдельного цензора по иностранной и внутренней цензуре , позднее был известен публикациями материалов о жизни и творчестве своего дяди писателя Н. В. Кукольника .
Из членов семьи только Лев Вентцель, выпускник 1-го кадетского корпуса , после октябрьской революции 1917 года встал на сторону её противников и воевал в различных соединениях Белой армии . Трижды ранен. В сентябре 1920 года был эвакуирован из Крыма в Галлиполи .
Большая часть известных фактов личной жизни Ю. Н. Юрьина связана с Петрозаводском.
В 1918 году в группе приехавших в Петрозаводск артистов вместе с Ю. Н. Юрьиным под псевдонимом Владимиров актёром выступал его брат В. Н. Вентцель , выпускник Павловского военного училища (1916), служивший до 1917 года прапорщиком в царской армии. В 1919 году он вступил в Красную армию и после ранения вновь в 1921 году выступал в труппе брата в Петрозаводске .
Из некролога:
«
...Ник. Ник. Вентцель, талантливый литературный критик, поэт, юморист и автор нескольких кривозеркальных пародий. Писал Н. Н. под псевдонимом Юрьина (Н. Н. Ю-н) и Бенедикта. После покойного остался ряд неоконченных произведений: перевод «Гамлета», инсценировка романа Бульчера «Кола ди Риенца», написанная по заказу Московского Нового театра, либретто оперетты «Царь Крёз» и др.
»
6 ноября 1920 года в Петрозаводске от крупозного воспаления лёгких умер его отец Н. Н. Вентцель , который с 1918 года некоторое время работал в репертуарной секции Центрального театрального отдела Наркомпроса, а позднее, вероятно, переехал из Петрограда к сыновьям Юрию и Владимиру .
Первая жена Ю. Н. Юрьина — артистка петрозаводского Народного театра драмы Евгения Силаева . Брак распался около 1924 года.
Вторая жена — Екатерина Александровна Максимова (1904—1943), дочь петрозаводского чиновника Александра Флегонтовича Максимова и Александры Степановны (девичья фамилия Гаупт ), происходившей из семьи обрусевших немцев. Выпускница первого набора театральной студии Юрьина (1921) и петроградского Института сценических искусств (1925) . Сопровождала мужа с его дочерью от первого брака в поездке для лечения в Италию. После похорон Юрьина в Мерано в 1927 году вернулась в Москву. Через несколько лет познакомилась с Рихардом Зорге и вышла за него замуж .
Дочь — Наталья Юрьевна Юрьина родилась в 1920 году в Петрозаводске. С 1927 года после возвращения из Италии воспитывалась в семье родственников отца. Накануне ВОВ закончила ИФЛИ . В 1942 году ушла добровольцем на фронт, служила водителем грузовых автомобилей, пройдя боевой путь от Сталинграда до Праги. После войны стала журналисткой, долгие годы работала в редакции газеты « Советское Зауралье » в Кургане . Автор фронтовых воспоминаний .