Николай I
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Па́влович Охло́пков ( 2 [15] мая 1900 , Иркутск — 8 января 1967 , Москва ) — советский актёр театра и кино, режиссёр и педагог. Главный режиссёр Реалистического театра (1930—1937) и Московского театра имени Маяковского (1943—1966). Народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1952 года .
Николай Охлопков родился в Иркутске Иркутской губернии (ныне Иркутская область ) в небогатой дворянской семье Павла Иосифовича и Юлии Филипповны Охлопковых, один из семерых детей. Отец был полковником Русской императорской армии , участником Русско-японской и Первой мировой войн ; в Гражданскую войну занимался мобилизацией в Красную Армию . Братья его матери были известными художниками-гравёрами, старшая сестра Надежда также увлекалась живописью.
В 1910—1917 годах Николай учился в Иркутском кадетском корпусе , в художественной студии-мастерской у художника Ивана Копылова , в музыкальной школе по классу виолончели. Во время учёбы впервые принял участие в любительском спектакле « Свадьба » в роли телеграфиста Ятя.
В 1917 году устроился в Иркутский городской театр в качестве мебельщика-декоратора, а в 1918 году стал актёром этого театра, где служил до 1921 года. Будучи поклонником творчества Владимира Маяковского , вместе с приятелем Василием Гнедочкиным декламировал стихи Маяковского на площадях. 1 мая 1921 года после освобождения города от Колчака поставил на городской площади массовое действо «Борьба труда и капитала» с участием войск. В 1919 году стал одним из организаторов Иркутского Молодого театра, где в 1922 году поставил « Мистерию-буфф », после чего был отправлен на обучение в Москву.
В 1922 — 1923 годах учился в ГИТИСе и параллельно играл в Московском театре Революции . В 1923 году при постановке «Великодушного рогоносца» в Театра имени Мейерхольда (ТиМ) главный режиссёр спросил, есть ли среди присутствующих студентов высокий парень, и вперёд вытолкнули Охлопкова, который тут же вскарабкался на декорации. В тот же день был зачислен в труппу, где играл до 1926 года. Одновременно занимался в мастерской при театре (ГЭКТЕМАС) под руководством Всеволода Мейерхольда .
В кино дебютировал как актёр в 1924 году. В 1926 — 1928 годах служил актёром и режиссёром Одесской кинофабрики ВУФКУ, затем — режиссёром Государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино» (Москва), а в 1929 — 1930 годах был режиссёром « Совкино ». Всего как кинорежиссёр поставил три фильма.
В 1930 — 1937 годах возглавлял Реалистический театр , где в 1935 году поставил «Аристократов» Николая Погодина , вызвавших большой интерес у мировых театральных деятелей во время Третьего театрального фестиваля в Москве. Одновременно вплоть до 1936 года руководил Театром народного творчества.
В своих постановках, стремясь восстановить более тесный контакт между актерами и зрителями начал экспериментировать с типом театра-арены (амфитеатр, круглый театр). Одной из первых экспериментальных постановок стало еще в Иркутске массовое площадное театральное действо под названием «Борьба труда и капитала».
«Декораций – никаких…На площади, со всех сторон тысячи зрителей. Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во все, происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо, совершенное спектаклем, осуществилось с помощью древней-предревней силы театра – силы, проверенной веками и называемой воображением» (Об условности)
Эксперименты с театральным пространством Охлопков продолжил в Реалистическом театре в Москве. Опираясь на принципы греческого, китайского, японского и шекспировского театра, он спроектировал сложную сцену в центре помещения и часто располагал сидящих зрителей в зоне действия. Вплоть до закрытия (слияния его театра с Камерным) Николай Охлопков последовательно искал и реализовывал новые, экспериментальные формы, основанные на эстетике как европейского, так и восточного народного, площадного, красочного театра. Хотя он создавал главным образом политические и пролетарские драмы, соответствовавшие советской идеологии, его стремление к экспериментам, в конечном итоге, привел к закрытию Реалистического театра в1938 году. Искания Николая Охлопкова были продолжены в конце 1960-х годов, когда тип театра-арены (theatre-in-the-round) был широко принят экспериментальными театральными труппами как составляющая усилий по отказу от буржуазного иллюзионизма и исследованию различных форм «народного» театра .
В том же году начал педагогическую деятельность в ГИТИСе , которая продлилась до 1963 года (профессор, руководил курсом мастерства режиссуры). С 1960 по 1963 год вёл творческую лабораторию в ВТО .
В 1937 году в связи с объединением Реалистического театра с Московским Камерным театром был назначен заместителем художественного руководителя и режиссёром театра. В 1938 году перешёл в Театр имени Е. Б. Вахтангова .
В 1943 году после возвращения из эвакуации из Омска был назначен художественным руководителем и главным режиссёром Московского театра драмы (Театр имени Маяковского с 1954 года), где служил до своей смерти.
В 1947 году поставил « Молодую гвардию », в которой увековечил воспоминания о Великой Отечественной войне : зрителям и критикам спектакль особенно запомнился развивавшимся над сценой огромным красным полотнищем; Мария Бабанова в образе Любви Шевцовой исполнила со сцены романс « Одинокая гармонь », мгновенно ставший всесоюзным хитом. За этот спектакль Охлопков был удостоен Сталинской премии первой степени, а в 1948 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР .
В 1954 году поставил « Гамлета », а в 1955 году во время визита английского режиссёра Питера Брука в Москву со своим «Гамлетом» состоялся нашумевший поединок: для ЦТ была записана сцена Гамлета и Офелии , которых попарно играли Евгений Самойлов с Мэри Юр и Пол Скофилд с Галиной Анисимовой .
Параллельно с работой в Театре драмы ставил оперные спектакли в Большом театре и Малом оперном театре . Был членом-корреспондентом Берлинской академии художеств , автором статей по театральному искусству, членом коллегии Министерства культуры СССР .
Весной 1954 года был назначен заместителем Министра культуры СССР , став первым представителем художественной интеллигенции на столь высоком посту. Освобожден от должности заместителя министра культуры по собственному желанию весной 1955 года.
Николай Павлович Охлопков скончался 8 января 1967 года в Москве после тяжёлой болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
2 ноября 1967 года постановлением Совета министров РСФСР Иркутскому драматическому театру было присвоено имя Охлопкова, чья театральная деятельность началась на иркутской сцене.