Interested Article - Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова

Таганрогский ордена Почёта драматический театр имени А. П. Чехова — драматический театр в Таганроге . Основан в 1827 году . Современное здание было построено в 1866 году по проекту итальянского архитектора К. Лондерона и Н. В. Трусова . В 1944 году таганрогскому театру было присвоено имя А. П. Чехова .

История

XIX век

В 1808 году, когда обсуждался первый генеральный план Таганрога, таганрогское городское самоуправление запросило об устройстве театра в городе. Предполагалось, что это будет отдельно стоящее здание в центральной части города.

В 1827 году группа драматических артистов под управлением неслужащего дворянина Петровского организовала первый творческий коллектив театра. В то время крепостной театр располагался в амбарной пристройке в доме купца Караяни по адресу: ул. Петровская , 27 (ныне — 55). В 1828 году у помещика Е. Корнеева городскими властями за 15 000 рублей приобретены 13 крепостных музыкантов с инструментами и нотами. Первым директором театра стал назначенный градоначальником Александр Гор.

В первоначальном виде труппа актёров просуществовала почти без изменений в течение 20 лет, не раз выезжая с гастролями в Ростов-на-Дону , Новочеркасск . Наряду с популярными в то время комедиями и водевилями в репертуаре театра значились постановки по классическим пьесам Шекспира , Гоголя . В 1845 году Таганрогский театр был в числе первых, поставивший на своей сцене пьесу Грибоедова « Горе от ума », за что режиссёр Петровский был уволен.

Начиная с 1845 года городские власти обращаются к царскому правительству с просьбой о выделении средств на строительство нового театрального здания, но безуспешно. В итоге новое здание театра было построено на средства горожан. В 1863 году согласно третьему генеральному градостроительному плану было определено местоположение будущего театрального здания. В 1865 году было организовано акционерное общество, в создании которого поучаствовал и отец Чехова. 2 апреля 1866 года состоялась закладка первого камня. Двухэтажное здание в стиле неоклассицизма строилось по проекту итальянского архитектора К. Лондерона, приглашенного из Одессы, и русского архитектора Н. Трусова. Строительство обошлось в 55 000 рублей. 25 ноября 1866 года состоялось первое представление — артисты исполняли сцены из итальянских опер. Член дирекции театра, купец С. И. Мавро на свои средства произвёл отделку внутреннего убранства театра на манер итальянского оперного театра « Ла Скала ». В 1874 году город выкупил акции, приобретя здание театра в свою собственность.

С 1866 по 1886 год в театре существовали две труппы — итальянская оперная под управлением итальянского антрепренёра Луиджи Росси де Руджеро и русская драматическая под управлением Н. Новикова. Оперная была популярнее, имея в своём составе около 100 исполнителей против 20 в драматической. В репертуаре театра были оперы Россини , Верди , Глинки , Чайковского . На сцене театра выступали известные итальянские исполнители Белатти, Зангери.

В 1870-е годы драматическая труппа набирает популярность и её состав увеличивается вдвое. На гастроли в таганрогский театр приезжали знаменитые трагики Айра Олдридж, Эрнесто Росси , Томазо Сальвини .

В 1895 году за постановку запрещённой пьесы Льва Толстого « Власть тьмы » был привлечён к уголовной ответственности антрепренёр Н. Синельников.

В 1896 году в театре была поставлена и с огромных успехом принята публикой « Чайка » А. П. Чехова .

XX век

В 1901 году в здании театра состоялся первый киносеанс в Таганроге.

Шесть последних предреволюционных лет в таганрогском театре работала труппа антрепренёра госпожи Н. К. Шатлен .

После революции наблюдался застой в театральной деятельности, поднимался даже вопрос о закрытии театра. Пьесы из театральной библиотеки Шатлен в 20-е годы были переданы в городскую библиотеку .

В 1920 году театр был национализирован и назван народно-художественным. На его сцене, наряду с произведениями классической драматургии, ставились новые пьесы — «Выстрел» А. Безыменского , «Королевский брадобрей» А. Лунарчарского , «Васса Железнова» М. Горького. Организаторами нового театра были С. Д. Орский и В. Г. Ордынский, впоследствии главный режиссёр и художественный руководитель. На сцене театра по-прежнему гастролировали известные артисты из центральных театров, например, мхатовцы О. Книппер-Чехова , А. Л. Вишневский , И. М. Москвин , А. К. Тарасова . В последующие годы театром руководили А. Б. Надеждов , затем К. Т. Бережной, работали актёры М. Н. Куликовский, Г. Е. Леондор , Е. А. Алмазов, Ф. В. Григорьев и др.

В 1941 году Таганрог был оккупирован немцами . Многие актёры были отправлены на фронт, имевшие еврейское происхождение — расстреляны фашистами. Во время войны театр не прекращал своей работы, но спектакли и игра актёров-непрофессионалов были низкого качества. В основном, театр работал как музыкальный. Именно в это время немцы построили оркестровую яму .

В 1943 году город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.

Своей труппы после освобождения города театр не имел, сцена предоставлялась гастролировавшим популярным артистам эстрады и кино и другим театральным коллективам . Постановлением Совнаркома СССР театру было присвоено имя Антона Павловича Чехова. В состав труппы вошли выпускники курса ГИТИСа Михаила Тарханова Л. Антонюк , Е. Солодова , , Н. Подовалова . Режиссёрами-педагогами этого курса были В. Белокуров и . 10 января 1945 года на сцене чеховского театра была сыграна дипломная работа курса — пьеса Чехова « Три сестры ».

Последующие 20 лет были наиболее плодотворными в истории таганрогского театра и оставили глубокий след и добрую память у зрителей города. Коллектив творческих единомышленников сложился в 1960-е годы, когда в состав чеховского театра вошёл молодой актёр Петр Шелохонов и его удачно поддержали опытные сценические партнеры — Клара Тузова, В. Шагов, К. Киреева, В. Карпащиков, С. Коваль, О. Воробьёва и основной состав труппы. Большой успех, отраженный в союзном журнале «Театр» (№ 8 за 1965 год) заслужил спектакль «Иванов» по одноимённой пьесе А. П. Чехова. Роль Иванова в этом спектакле исполнил Петр Шелохонов , который вскоре был приглашен в Ленинград. К сожалению, самые талантливые артисты таганрогского театра со временем уехали в Москву и Ленинград.

В конце 60-х коллектив талантливых единомышленников распался — начался новый период, однотипный для большинства советских периферийный театров и характерный постоянным обновлением труппы, конфликтами — весьма далёкими от творческих — и периодической сменой руководителей. С 1966 года по 1979 год главным режиссёром театра был заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Станиславович Цесляк.

В 1967 году состоялся выпуск Ростовского училища искусств, который полностью вошёл в состав чеховского театра — , Нелли Ергакова, Нина Пантелеева, Валерий Солохин, Семен Краснюк. Продолжали работать и ветераны театра О. Воробьёва, К. Тузова, В. Гармашев, А. Ионов. Театром продолжал руководить Владимир Станиславович Цесляк, он наряду с русской классикой ставил и современные советские пьесы: «Разлом» Б. Лавренёва , «Забыть Герострата» Г. Горина , «В списках не значился» Б. Васильева , «Четыре капли» В. Розова , «Сказки старого Арбата» А. Арбузова . Впервые в Таганроге осуществлена постановка пьесы А. Вампилова «Прощание в июне». Премьера вампиловской пьесы состоялась в январе 1967 года, и автор по этому случаю посетил Таганрог .

В 1977 году, в год 150-летнего юбилея, театр был приглашён в Москву со спектаклем «Дядя Ваня», который поставил на таганрогской сцене главный режиссёр театра имени Моссовета П. Хомский. Роль Астрова в этом спектакле исполнил Аристарх Ливанов , после гастролей оставшийся в Москве в театре имени Моссовета . А в р Елены Андреевны дебютировала молодая актриса Елена Федоровская. За последующие годы она стала признанной чеховской актрисой таганрогского театра, воссоздала почти все женские образы из пьес Антона Павловича и в 1998 г. стала Заслуженной артисткой России.

Помимо «Дяди Вани» московскому зрителю в этой юбилейной поездке были показаны спектакли «Беспокойная старость» Рахманова, «Ривьера» Мольнара, «Последняя инстанция» Матуковского и сказка Устинова «Бочка меда». Было присвоено звание заслуженных артистов Ольге Воробьёвой, Анатолию Ионову, Нелле Ергаковой, звание заслуженного работника культуры РСФСР — главному художнику театра Николаю Ливаде.

С октября 1977 года по 1980 год главным режиссёром театра был Юлий Авдеевич Тамерьян, с 1980 по 1985 — Георгий Всеволодович Цветков, который начал осваивать малую сцену: спектакли ставились в « Лавке Чеховых », в чеховской гимназии . Директором театра в эти годы был Геннадий Щёткин. За время творческого руководства Цветковым на сцене театра прошли премьеры спектаклей «Тихий Дон» по М. Шолохову , «Спешите делать добро» М. Рощина , «Чёрный монах» по Чехову. С 1985 по 1987 главным режиссёром театра был выпускник Московского театрального училища им. Щукина Александр Васильевич Иваненко. В театр пришёл молодой актёр Владислав Ветров .

С 1987 по 1990 год главным режиссёром театра работал Михаил Викторович Изюмский. Ученик Марка Захарова и Анатолия Васильева , М. В. Изюмский открыл новую страницу в жизни театра, предложил новый, оригинальный метод репетиций, новый репертуар. Спектакли по пьесам Юрия Олеши «Зависть» с Владиславом Ветровым и Ольгой Чикаловой в главных ролях, «Майя» Разумовской с в заглавной роли, «Мастер и Маргарита» Булгакова в постановке Александра Урбановича — имели несказанный и бурный успех как у молодёжи так и у старых театралов и привлекли в театр нового зрителя. Группа молодых актёров, работавшая с режиссёрами Изюмским и Урбановичем, запомнилась яркими и талантливыми ролями: Елена Изюмская (Прозоровская) — Маргарита в «Мастере и Маргарите», Герман Литвинов в роли Иуды, Владислав Ветров в роли Мастера, Иван Подымахин в роли Иешуа, Сергей Избаш — Кот Бегемот, Владимир Бабаев в роли доктора Стравинского, Ирина Сафонова — Нина Заречная «Чайка» Чехова, Сергей Герт в спектакле «Плацо» Фридбергаса. В это же время появляется на сцене талантливая юная актриса Ольга Белошапка.

В январе 1990 года руководство театром возглавил литератор, журналист и театральный критик , избранный на должность директора. Осенью 1990 года (из-за творческих разногласий с директором и частью труппы) театр покинули режиссёры Михаил Изюмский, а затем и Александр Урбанович и Владимир Рогульченко , которые вместе с режиссёром Светланой Ливадой входили в режиссёрскую коллегию и пытались осуществлять коллективное художественное руководство театром. После их ухода Федоровский возрождает в театре институт главных режиссёров и приглашает на эту должность Бориса Горбачевского, который возглавлял театр до конца 1994 года.

В. Г. Федоровский работал в театре до осени 1994 года. За это время он организовал и провел в Таганроге пять театральных фестивалей, осуществил, совместно с Московским товариществом режиссёров, проект постановки «Вишнёвого сада» (режиссёр ) с участием английской актрисы театра и кино леди Кэролайн Блэкистон.

Свои впечатления о работе в Таганроге К. Блэкистон впоследствии воплотила в моноспектакле «Чёрный хлеб и огурцы», с которым неоднократно выступала в Лондоне и Москве в 1993 году. Текст этой пьесы опубликован в журнале «Драматург» (№ 4, 1994).

Презентация «Вишнёвого сада» состоялась 18 марта 1991 года в Москве, в театре «Эрмитаж» . На ней присутствовали послы Великобритании и Израиля. Кроме этой представительской поездки театр ежегодно выезжал на все чеховские фестивали в Ялту, Москву, Владимир со спектаклями «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и «Медведь». Практически во всех акциях таганрожцев принимали участие ведущие театральные критики России во главе с академиком Владимиром Яковлевичем Лакшиным. Посетил таганрогские фестивали и известный театровед Великобритании Стив Ле Флеминг. За эти годы в Таганроге трижды побывал МХАТ во главе с Олегом Ефремовым , который активно поддерживал начинания Федоровского по преобразованию театра и всемерно им способствовал. Так, по настоянию Олега Николаевича Совет министров РФ весной 1991 года принимает решение о финансировании реконструкции и реставрации таганрогского театра (реконструкция завершилась в 2007 году), при поддержке О. Н. Ефремова в 1991 году театр получил статус Мемориального чеховского театра. По замыслу и при содействии Министерства культуры РФ, СТД и МХАТ городской театр должен был перейти в федеральное подчинение и (по образцу Шекспировского мемориального театра в Стратфорде-на-Эйвоне) стать общероссийской и международной творческой лабораторией и методическим центром по сбору и изучению мирового опыта постановок чеховской драматургии, лучшие образцы которых воссоздавались бы на таганрогской сцене. В формирование этого замысла многое внесли О. Н. Ефремов, В. Я. Лакшин , Стив Ле Флеминг, Кэролайн Блэкистон. Они провели большую организационную работу, чтобы Таганрог, перехватив эстафету у Ялты, стал городом регулярного (раз в два года) проведения «Международных театральных фестивалей на родине А. П. Чехова». Первый из таких фестивалей В. Г. Федоровский, совместно с известным театроведом и театральным критиком , организовал и провёл в мае 1993 года. В нём приняли участие лучшие театры России, Грузии, Японии и Италии.

В 1991 году для пополнения труппы театра молодёжью по инициативе Федоровского была создана театральная студия, которую возглавили режиссёр Светлана Ливада и актёр театра Александр Топольсков. При студии начала работать группа артистов кукольного театра. Затем на основе студии в городском музыкальном училище был создан актёрский курс, который возглавил Борис Горбачевский. Сегодня выпускники этого курса успешно работают в ведущих московских театрах.

В июле 1994 года, не найдя поддержки своим реформам у труппы, В. Г. Федоровский выступает в « Таганрогской правде » со статьёй, объясняющей сложившуюся ситуацию, и уходит из театра. На посту директора его сменяет заслуженный работник культуры России Тамара Прокофьевна Бувалко. За годы её руководства (1994—2006 гг.) театр основательно перепрофилируется, изменив свой статус с мемориального на муниципальный. Из штатного расписания исключаются должности главного режиссёра, очередных режиссёров, главного художника, заведующего литературной частью, заведующего музыкальной частью и т. д. Из-за творческих разногласий уходит Борис Горбачевский. Театр переходит на постоянную работу с разовыми приглашёнными режиссёрами.

В эти годы ставятся «Скрипка Ротшильда», «Леший» и « Иванов ». Из других значительных спектаклей следует отметить «Бег» по Булгакову, и «Царевич Алексей» Д. Мережковского .

Весной 1998 года французская ассоциация «Мир без границ» наградила таганрогский театр призом « ». Чеховский театр получил и приглашение участвовать в российском фестивале « Золотая маска ».

XXI век

С 2006 года директором и художественным руководителем театра является дважды заслуженный артист России Сергей Герт .

Репертуар

В настоящее время в репертуаре театра значатся спектакли:

  • «ГОЛОДРАНЦЫ или АРИСТОКРАТЫ?» (Э. Скарпетта)

«ТРИ СЕСТРЫ» (А. Чехов)

  • «ПЕР ГЮНТ» ( Сценическая версия А.Фекета по мотивам одноименной пьесы Г. Ибсена)
  • «СТРАННЫЕ ЛЮДИ» (Л. Андреев)
  • «ПЯТЬ — ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ» (Д. Привалов)
  • «НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД» (М. Самойлов)
  • «СЕМЕЙКА КРАУЗЕ» (А. Коровкин)
  • «ЗОЙКИНА КВАРТИРА» (М. Булгаков)
  • «ДУШЕЧКА» (А. Чехов)
  • «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ» (А. Чехов)
  • «ПЕРЕБОР» (Х. Бергер)
  • «ОХ, УЖ ЭТА АННА!» (М. Камолетти)
  • «Д-Р» (комедия в двух действиях по пьесе Б. Нушича «Доктор философии»)
  • «ПРИМАДОННЫ» (К. Людвиг)
  • «ОСКАР» (К. Манье)
  • «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС» (К. Людвиг)
  • «ИГРАЕМ В ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ, ИЛИ ГАРНИР ПО-ФРАНЦУЗСКИ» (М. Камолетти)

Детские спектакли

  • «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ЛЕОПОЛЬДА» (А. Хайт)
  • «КАК НАСТЕНЬКА ЧУТЬ КИКИМОРОЙ НЕ СТАЛА» (В. Илюхов)
  • «ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»(С. Прокофьева, Г. Сапгир )
  • «ЗОЛУШКА» (Е. Шварц)
  • «СКАЗКА СТАРОГО ЗАМКА» (И. Гошин)
  • «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» (Т. Уфимцева)
  • «ДВЕ БАБЫ ЯГИ» (Р. Сеф, Т. Карелина)
  • «ВСЕ МЫШИ ЛЮБЯТ СЫР» ( Д. Урбан )

Известные сотрудники театра

Награды

Примечания

  1. (англ.) — .
  2. Энциклопедия Таганрога. — Таганрог: Антон, 1998. — 624 с. — ISBN 5-88040-017-4 .
  3. Фоминых Н. Д. Чехов и Таганрогский театр // Вехи Таганрога. — 2004. — № 20.
  4. Мамченко Ю. Чехову — 157. Чеховскому театру — 190 // Новый таганрогский курьер. — 2017. — 13 февр. — С. 4.
  5. Мартов В. Легенда Чеховского театра. — Таганрог: Лукоморье, 2009. — С. 13. — ISBN 978-5-902450-28-3 .
  6. Мартов В. Легенда Чеховского театра. — Таганрог: Лукоморье, 2009. — С. 285. — ISBN 978-5-902450-28-3 .
  7. Собств. корр. Дважды заслуженный // Таганрогская правда. — 2012. — 24 июля.
  8. Энциклопедия Таганрога. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7509-0662-0 .
  9. Шмульян Г. Т. , Глушко В. А. Климов Марк Митрофанович // Таганрог. Энциклопедия. — Таганрог: Антон, 2008. — С. 393. — ISBN 978-5-88040-064-5 .
  10. Паутова Д. от 4 апреля 2023 на Wayback Machine // bloknot-taganrog.ru. — 2021. — 2 янв.
  11. . Дата обращения: 2 мая 2022. 2 мая 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова