Действие фильма начинается в первых числах ноября 1918 года. Молодой Эрнст Тельман воюет на
Западном фронте
на стороне
имперской Германии
и получает информацию о
революционном восстании в Киле
. Узнав о восстании он обращается к своим однополчанам с лозунгом «Поверните винтовки!», который существенно повлиял на начало
ноябрьской революции
. Затем Тельман дезертирует из армии, чтобы помочь своим товарищам в
Гамбурге
.
Первоначально
рабочий класс
одерживает победу, но вскоре силы революции находятся под угрозой гибели из-за предательства правых
социал-демократов
и фрагментации пролетариата, Тельман стремиться сплотить рабочих перед лицом общего врага. В этой ситуации в Гамбурге назревает дефицит продовольственных товаров, однако из
Советской России
отправляется пароход с хлебом. По прибытии в город корабль окружается полицией, а местная
буржуазия
всячески препятствует его разгрузке. Однако Эрнст Тельман со своим товарищем Фите Янсеном проникают на борт парохода и принимают хлеб для трудящихся. Несмотря на все старания пролетариата революция терпит поражение.
Дальнейшие события разворачиваются в октябре 1923 года в Гамбурге, Тельман вновь объединяет рабочий класс и организует всеобщую забастовку, и вооружённое восстание рабочих, но из-за подавляющей мощи
трудящиеся, наконец, вынуждены прекратить борьбу. «Американский агент» Август Тальхаймер назван виновником провала восстания.
Работа над двухсерийным фильмом «Тельман» заняла пять лет. При себестоимости производства в десять миллионов
марок ГДР
это был самый дорогой фильм, произведённый DEFA на тот момент. Во время съёмок 17 июня 1953 года произошло народное восстание, когда рабочие с фотографиями Тельмана выступали против политики
СЕПГ
.
Фильм снимался на студии Бабельсберг, а также в
Дрездене
и
Ростоке
. Здания проектировали Вилли Шиллер и Отто Эрдманн, а Адольф Фишер отвечал за производство кинокартины
.
от 14 августа 2021 на
Wayback Machine
mdr.de, по состоянию на 22 декабря 2019 г.
Альфред Бауэр: Немецкий художественный альманах. Том 2: 1946—1955. — С. 407.
Литература
Sandra Langenhahn:
Ursprünge und Ausformung des Thälmannkults. Die DEFA-Filme «Sohn seiner Klasse» und «Führer seiner Klasse»
. In: (Ed.):
Leit- und Feindbilder in DDR-Medien
(Schriftenreihe Medienberatung Vol. 5). Bundeszentrale für politische Bildung, Bonn 1997,
ISBN
3-89331-250-1
, p. 55—65.
Klaus Heller, Jan Plamper.
Personality Cults in Stalinism. — Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 2004. —
ISBN 978-3-89971-191-2
.
Alan Lloyd Nothnagle.
. — Michigan : University of Michigan Press, 1999. —
ISBN 978-0-472-10946-3
.
John Rodden.
Textbook Reds: Schoolbooks, Ideology, and Eastern German Identity. — Pennsylvania State University Press, 2006. —
ISBN 978-0-271-02521-6
.
René Börrner.
Wie Ernst Thälmann treu und kühn! Das Thälmann-Bild der SED im Erziehungsalltag der DDR. — Klinkhardt, 2004. —
ISBN 978-3-7815-1321-1
.
Dagmar Schittly.
Zwischen Regie und Regime. Die Filmpolitik der SED im Spiegel der DEFA-Produktionen. — Christoph Links Verlag, 2002. —
ISBN 978-3-86153-262-0
.
Thilo Gabelmann.
Thälmann ist niemals gefallen? Eine Legende stirbt. — Das Neue Berlin, 1996. —
ISBN 978-3-359-00800-2
.
Silke Satjukow, Rainer Gries.
Sozialistische Helden. — Christoph Links Verlag, 2002. —
ISBN 978-3-86153-271-2
.
Peter Monteath (editor).
Ernst Thälmann. Mensch und Mythos. — Rodopi, 2000. —
ISBN 978-90-420-1323-0
.
Torsten Diedrich.
Die getarnte Armee. Geschichte der Kasernierten Volkspolizei der DDR 1952—1956. — Christoph Links Verlag, 2003. —
ISBN 978-3-86153-242-2
.
Michael Lemke.
Einheit Oder Sozialismus? Die Deutschlandpolitik Der SED 1949—1961. — Bohlau Verlag, 2001. —
ISBN 978-3-412-14200-1
.
Ingrid Poss.
Spur Der Filme: Zeitzeugen uber die DEFA. — Christoph Links Verlag, 2006. —
ISBN 978-3-86153-401-3
.
Tilo Prase, Judith Kretzschmar.
Propagandist und Heimatfilmer. — Leipziger Universitätsverlag, 2004. —
ISBN 978-3-937209-28-9
.