Interested Article - Первороссияне

«Первороссия́не» советский художественный цветной фильм, снятый в 1967 году режиссёрами Александром Ивановым и Евгением Шифферсом по поэме Ольги Берггольц « Первороссийск ». Фильм рассказывает о рабочих Невской заставы Петрограда , приехавших в 1918 году на Алтай строить первую земледельческую коммуну. Картина снималась к 50-летию Октябрьской революции .

Сюжет

Фильм состоит из 8 глав, связанных между собой единым повествованием. Картина начинается с похорон революционеров и речи Ленина ( Владимир Честноков ), напутствующего добровольцев отправляться в дальние места страны и создавать там коммуны. Под председательством Василия Гремякина ( Владимир Заманский ) группа большевиков Петрограда отправляется на Алтай создавать земледельческую коммуну. По прибытии на место их встречает атаман Шураков ( Юлиан Панич ), он советует коммунарам уехать отсюда, ибо казаки не дадут им житья. Председатель принимает решение остаться, чтобы установить в здешних местах Советскую власть.

Небольшой лагерь коммунаров растёт, они обустраиваются и заводят семьи, вспахивают и засевают поля. К коммуне присоединяются местные жители, что сильно обеспокоило казаков. Атаман собирает войско и разгоняет коммуну, сжигает дома и поля. Коммунары вынуждены разойтись по близлежащим деревням, но они не сломлены и готовы защищаться дальше. Шураков получает благословление от старейшин на убийство большевиков. Ефимия ( Наталья Климова ) пытается предупредить коммунаров об опасности, но её убивает атаман. Феодосий ( Иван Краско ), один из старейшин, только после смерти дочери осознаёт, какое злодеяние он совершил, благословив на смертоубийство.

В главных ролях

В ролях

Производство

Литературный сценарий был задуман О. Ф. Берггольц ещё до начала Великой Отечественной войны . Работала она над сценарием долго, записав его вчерне в конце 1950-х годов. Ещё два года над сценарием трудился кинорежиссёр А. Г. Иванов , пытаясь из традиционно-реалистического сценария сделать что-то новое. Уже подумывая отказаться от сценария, Иванов встретил театрального режиссёра Е. Л. Шифферса , который предложил превратить фильм в трагическую кинопоэму. Вместе с художником М. С. Щегловым Шифферс переработал сценарий. В их интерпретации фабула и диалоги были сокращены до минимума, фильм был разделён на главы, каждой из которых соответствовал свой цвет. Уже в режиссёрском сценарии они особое значение отводили музыке, ритму, стихам, введённым в фильм, а также повторениям композиций . Как отметил киновед П. А. Багров в статье о фильме, «литературный сценарий [Берггольц] <...> был бесконечно далёк от фильма» и «картина, естественно, ей не понравилась» .

Первоначально постановка фильма была поручена Г. М. Козинцеву . Впоследствии киностудия «Ленфильм» пригласила для участия в съёмках Иванова. Не желая снимать ещё одну « Поднятую целину », Александр Гаврилович фактически передал руководство над картиной Шифферсу, но принимал активное участие в её создании . Во время съёмок Иванов вёл дневник работы над фильмом, опубликованный Багровым в «Киноведческих записках» в 2009 году .

По воспоминаниям киноведа Я. Л. Бутовского , присутствовавшего на съёмках, Шифферс командовал так, что все работали «быстро и точно», а сам он работал «безукоризненно точно». На съёмках одной из сцен Бутовского поразило, что Шифферс «абсолютно точно, почти без поправок компоновал кадр и мизансцену» .

Примечания

  1. , с. 250.
  2. , с. 185.
  3. А. Млодик. Сценарный портфель студии «Ленфильм» // Искусство кино . — 1956. — Сентябрь ( № 9 ). — С. 119—121 .

Литература

Источник —

Same as Первороссияне