Interested Article - Рок-опера
- 2021-08-21
- 1
Рок-о́пера ( англ. rock opera ) — жанр рок-музыки . Возник в конце 1960-х годов; по мнению некоторых музыковедов, является разновидностью мюзикла .
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях , исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома .
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд , лидер рок-группы The Who . Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» ( Tommy ), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом « S.F. Sorrow », записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Известные рок-оперы
За рубежом
- « S. F. Sorrow » (1968) — группа The Pretty Things
- « Tommy » (1969) — группа The Who
- « Иисус Христос — суперзвезда » (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер , Тим Райс
- « Квадрофения » ( англ. Quadrophenia , 1973) — группа The Who
- « The Wall » (1979) — группа Pink Floyd
- « Freudiana » — Эрик Вульфсон
- « Operation: Mindcrime » (1988) — группа Queensryche
- « Streets: A Rock Opera » (1991) — группа Savatage
- « The Final Experiment » (1994) — Ayreon
- « Into the Electric Castle » (1998) — Ayreon
- « Nostradamus » (2001) — Николо Коцев
- « Avantasia » (2001—2002) — Тобиас Саммет ( Edguy )
- « American Idiot » (2004) — Green Day
- « The Human Equation » (2004) — Ayreon
- « The Black Parade » (2006) — My Chemical Romance
- « Nostradamus » (2008) — Judas Priest
- « Рипо! Генетическая опера » (2008)
- « She » (2008) — проект
- « 21st Century Breakdown » (2009) — Green Day
- « Моцарт. Рок-опера » (2009) — Dove Attia et Albert Cohen
- « Человек-паук: Погасить тьму » (2011) — Стэн Ли
- «Lačplēsis» (2013) — группа Autobuss Debesis (Bus in the Sky)
- « Beloved Antichrist » (2018) — Therion
в СССР и России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода :
- « Орфей и Эвридика » (1975) Александра Журбина
- « Звезда и смерть Хоакина Мурьеты » (1975) Алексея Рыбникова
- « Юнона и Авось » (1980) Алексея Рыбникова
- «Фламандская легенда» (1982) Ромуальда Гринблата (театр «Рок-Опера»)
- « Стадион » (1985), « Мастер и Маргарита » Александра Градского
- « Алые паруса » А. Богословского (записана ВИА «Музыка» в 1977 году)
- «Улица» (1989) Владимира Преснякова-старшего
- «Белая ворона» (рок-опера, комп. Геннадий Татарченко, один из исполнителей В. Леонтьев )
а также современными произведениями:
- «Жанна д’Арк»
- «Паганини»
- «Кентервильское привидение»
- «Царь-Девица»
- «Ангел Мести» Сергея Ефимова и Дарьи Достоваловой
- « Эльфийская рукопись » (2004) — группа Эпидемия
- « Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена » (2007) — группа Эпидемия
- «Парфюмер» (2007) Игоря Демарина
- « Мастер и Маргарита » (2009) Александра Градского
- « Дорога без возврата » (2009) — группа ESSE
- « Последнее испытание » (2009) и
- «Ангел мести» (2010) — группа «Голос Неба»
- « TODD » (2012—2013) — группа « Король и Шут »
- « Сокровище Энии » (2014) — группа « Эпидемия »
- «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (2016) — группа Power Tale
- «Пугачев» ( Рок-Синдром , Сергей Есенин ) (2016) — Рок-Синдром — «Пугачов — музыка бунтарей» на полный текст драматической поэмы Сергея Есенина «Пугачов», 1922 (через «О», согласно орфографическим правилам тех лет)
- «Окситания» — проект Margenta в рамках проекта «Династия Посвящённых»
- « Легенда Ксентарона » (2018) — группа «Эпидемия»
- «Огненный Бог Марранов» (2019) — группа Power Tale
- (2020—2021) — рок-опера Ольги Вайнер, сюжетом которой стало объединение мифа об Орфее и Эвридике и мифа о похищении Персефоны
Особенности рок-опер в СССР и России
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно . Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева ).
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок -оперы, такие как оперы рок-ордена «Тампль» («Тампль», «Жанна д’Арк») и другие, а также по мотивам произведений фэнтези « Дорога без возврата ».
Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических , в лучшем случае музыкальных . Единственный театр на территории Российской Федерации , специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера» .
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 8 марта 2021. 15 мая 2021 года.
- : [ 3 декабря 2022 ] // Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 596–597. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2 .
Ссылки
- 2021-08-21
- 1