Interested Article - Татуировка
- 2021-06-05
- 1
Татуирóвка ( разг. татý, жарг. нако́лка, через фр. tаtоuеr , от таит. tаtаu ) — процесс нанесения перманентного (стойкого, постоянного) рисунка на тело , выполняемого методом местного травмирования кожного покрова с внесением в дерму красящего пигмента ; сами узоры на теле, сделанные таким способом.
Процесс относится к декоративным модификациям тела. Как правило, татуировка и её вид определяются самим заказчиком, либо условиями быта и социума . В древности места нанесения татуировок имели важнейшее значение, определяли классовую разность населения. Татуировка носит характерные отличительные черты, подразделяясь на виды, стили и способы изготовления. Человека, наносящего татуировку, называют « татуировщиком » («мастером татуировки», «тату-мастером», «тату-художником», «тату-артистом», жарг. «кольщиком»).
Этимология
«Татуировать» — термин, заимствованный через фр. tatouer , из полинезийских языков , на таитянском слово Tatau имеет идентичное значение — «рисунок на человеческой коже».
В английский язык это слово ввёл выдающийся английский путешественник Джеймс Кук . Он употребил его в отчёте о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году. Используемые до Кука понятия определяли татуировку в общей массе техник непосредственного украшения и обозначения человеческого тела. Иногда являлись заимствованными из жаргона и сленга различных общественных групп.
Сферы использования
- Татуировка нередко используется преступными группами (« воры в законе », мара сальватруча , якудза и так далее) как метод идентификации внутри иерархии.
- Распространена среди молодёжных групп и течений, способствуя самовыражению.
- Татуировка — это разновидность боди-арта , то есть вид авангардного искусства .
- Татуировка используется правоохранительными органами как особая примета для поиска преступника.
- Нередко используется для идентификации (опознания) трупов в ходе судебно-медицинских расследований.
Современные мастера татуировки используют профессиональное техническое оборудование для нанесения татуировок, самыми распространёнными являются индукционная машинка и/или роторная машинка.
История
Целенаправленное нанесение себе узоров из тонких продолговатых шрамов с вкраплением в свежую рану различных измельчённых инородных химических элементов (красителей) и без, по всей вероятности, является и первобытной формой искусства , сопровождающего человеческую цивилизацию с доисторических времён , что подтверждается раскопками и результатами углеродного анализа останков древних людей.
Татуировка являлась не только украшением, но и знаком племени, рода, социальной принадлежности. Древние также полагали, что магическая сила татуировки защитит их от злых духов. Распространена была среди народов со светлой кожей (у темнокожих — рубцевание), особенно в Полинезии . Старейший набор для татуировок, найденный на острове Тонгатапу в 1963 году, датируется VII веком до н. э. , наиболее древняя традиция татуировок имелась также у алтайских народов VI века до н. э. — в частности, у Принцессы Укока .
С уверенностью можно утверждать, что эта практика является самобытной и не была позаимствована у других биологических видов методом имитативного поведения — по крайней мере, свидетельств о сознательном членовредительстве и нанесении себе шрамов как способ «украшения» тела у животных и иных представителей фауны не обнаружено .
Перечень наиболее любопытных обозначений татуировки, которые в прошлом применялись на территории Западной Европы : signum и stigma — эти слова известны из литературы Древнего Рима ; слово stygmat встречается в Библии — например, в Вульгате или в изданной Лютером в 1534 году и означает « язва» , то есть «рана» ; grafism — у Дж. Казановы ; hieroglif — так писал в «Свадьба Фигаро» Бомарше . Слова «знак», «отпечаток» встречаются в романе «Отверженные» В. Гюго . Кроме этих терминов, вплоть до конца XVIII века на территории Западной Европы достаточно широко употреблялось названия «вырезанный рисунок» и французский термин piquage , автором которого был маркиз Л. де Монкальм (1712—1759), лично знакомый с обычаями тогдашних индейцев Канады . Вообще, на европейском континенте татуированных чаще всего обозначали словом «раскрашенный» либо «отмеченный пунктиром». Голландцы называли процесс татуирования prikschildern или stechmalen , что в переводе означает «рисование накалыванием». Англичане употребляли слова punctures и punctation , испанцы — pintados .
После Кука термин «татуировка» был принят не сразу, в качестве главенствующего, по отношению к одному и тому же способу украшения тела, у различных народов земного шара. Поначалу слово «татуировка» связывалось с процедурой, выполняемой на Таити .
Постепенно термин «татуировка» распространялся в большинстве европейских государств, приспосабливаясь к различным языкам и заполняя нишу в лексике точным обозначением предмета, о котором идёт речь. Само же понятие «татуировка», которое охватывало уже все разновидности этого явления во всем мире, впервые попало в «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем Пьером Нистеном в 1856 году. Затем Эмиль Литтре ввёл его в знаменитый « Словарь французского языка ».
Самый «татуированный» в мире человек — Лаки Даймонд Рич ; его тело полностью покрыто татуировками, включая мочки и внутри ушей, кожу между пальцев, веки и крайнюю плоть.
В России
Единственное сообщение о нательных рисунках у русов -язычников встречается у арабского путешественника и писателя Ибн Фадлана в сочинении «Записках о путешествии на Волгу», написанном в 920—921 годах: « Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное » . По мнению А. П. Ковалевского , Ибн Фадлан описал тогда именно татуировки. В дальнейшем сообщений историков о наличии рисунков на теле славян нет. Первые татуировки появляются у отдельных русских матросов лишь в начале XX века , татуировка была ими заимствована у иностранных матросов, и как массовое явление татуировка не существовала до момента рождения преступных сообществ . Именно потому в России и русских стилях тату синонимами татуировки могут служить слова-выходцы из уголовного жаргона : партак , портачка , масть . Уголовные наколки в России стало общественно признанным явлением тюремной среды.
В своём историческом прошлом, во времена СССР , наколка имела в основном матросский , арестантский , армейский и политический характер.
В данное время на территории России создаются и проводятся тату-конвенции и фестивали. Впервые такой фестиваль прошёл в Санкт-Петербурге в 2003 году .
Ритуальные татуировки
Татуировки Маори
У народа маори , проживающего в Новой Зеландии , искусство татуирования — сакральный обряд . Способ нанесения татуировки маори отличается от обычного надрезанием кожи особым зубилом вместо протыкания иглой. Мотивы та-моко — спиральные линии, покрывавшие лица, ягодицы и ноги мужчин-маори. Женщины делают татуировку на губах, подбородке.
Традиции татуировки северных тунгусов (эвенков, эвенов)
Традиции татуировки зафиксированы исследователями у многих групп северных тунгусов, в связи с чем в литературе позднего средневековья эвенки и эвены получили эпитет «шитолицые». Первое свидетельство о «шитолицых тунгусах» представлено Д. Г. Мессершмидтом . По мнению И. Г. Георги, в прошлом татуировка наносилась тунгусским воинам . М. Д. Соловьева обоснованно предположила, что татуировка была свидетельством социального статуса обладателя . В монографии А. Н. Варламова, посвященной истории эвенков, собраны документальные свидетельства о традициях татуировки эвенков и представлены образцы из изданий и архивных фондов .
Татуировки Енисейских кыргызов
В китайских письменных источниках зафиксированы факты о татуировках среди енисейских кыргызов VI—X веков: «Храбрые воины наносят татуировки на руки, а женщины при выходе замуж — на шею» .
Японские татуировки
В Японии до 500 года украшение тела татуировкой было привилегией императоров , позднее оно превратилось в декоративное искусство. Однако со временем искусство тату стало символом преступного мира. В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата : его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. На теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание. Со временем стала отличительной чертой якудза.
Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки, как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль , Девять драконов , Ревущая буря и т. д. , которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Японская классическая татуировка, унаследованная якудза, отличается красотой, разнообразием сюжетов и цветов и несёт в себе скрытый смысл, непонятный для непосвященных. Как правило, татуировки изображают легендарных героев либо религиозные сюжеты, которые могут перемежаться с цветами, пейзажами, символическими животными, такими как драконы и тигры, на фоне волн, облаков или лучей, и в движении, что делает их восприятие трёхмерным. Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев:
- Хризантема, некогда атрибут микадо, позже — символ настойчивости и решительности.
- Пион — символ богатства и успеха в жизни.
- Цветок сакуры — у которой лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина — это символ времени и непрочности бытия.
- Лист клёна — несёт то же значение, что красная роза в Европе.
- Дракон — символизирует власть и силу, и одновременно объединяющий огонь и воду.
- Карп — символизирует мужество, отвагу, стоицизм.
- Тигр — символ бесстрашия.
Особое место занимают разнообразные морские и вообще водные мотивы, что объясняется просто: жизнь многих японцев тесно связана с морем . По этой причине в японской татуировке часто рядом с водными созданиями появляется мотив волны, служащий в качестве фона и выявления фактуры тела. Иногда он диктует стилистическое своеобразие. В японской татуировке нашла себе место также многочисленная группа народных героев, святых, самураев и монахов, куртизанок, гейш , актёров театра кабуки , борцов сумо .
Однако, несмотря на столь сильное клановое деление, мастера тату Японии продолжают выполнять заказы, передавая мастерство из поколения в поколение, вместе с неповторимым способом татуирования (традиционное искусство татуировки подразумевает канонический способ изготовления с использованием бамбука и семейных рецептов красителя)
Широко известны школы японских мастеров татуировки, студии и семейные кланы (Хоритоси, Хоритама, Ирэдзуми и иные).
Отношение религий к татуировке
Иудаизм
В иудаизме отношение к татуировке является отрицательным. Основанием к этому является Библия ( Лев. ):
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш).
Маймонид , выдающийся еврейский философ и богослов — талмудист, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы, живший в XII веке, объяснял, что данное действие напоминает обычай идолопоклонников делать татуировки в знак покорности и «принадлежности» своему идолу, подобно тому, как хозяин клеймит свой скот, чтобы не перепутать его с чужим. И, как любой обычай идолопоклонников, данное действие запрещено для иудеев. Комментируя Тору, выдающийся еврейский мудрец XV века Сфорно писал о том, что уникальным и единственным знаком на теле иудея, олицетворяющим союз Бога с еврейским народом, является обрезание ; какой-либо другой знак на теле ослабляет и обесценивает существующий уникальный знак. Раби Шимшон бар Рефаэль Гирш , выдающийся комментатор Писания, один из духовных лидеров евреев Европы, живший в XIX веке в Германии, в своем комментарии к Торе объяснял запрет на татуировки тем, что человек был создан по образу Всевышнего. Образ и подобие Бога означает то, что человеческое тело является совершенным и уникальным Его творением. В Мидраше сказано, что Авраам «определял» заповеди, вдумываясь в строение своего тела. Как написано в книге ( Иов. ):
И в плоти своей вижу Бога
Строение человеческого тела «продумано» до мельчайших деталей и позволяет человеку выполнять своё предназначение с наибольшей пользой. Любое внешнее вмешательство, даже с целью «усовершенствовать», по сути, является нарушением уникального Божественного плана .
Христианство
В христианстве не существует соборных канонов , запрещающих татуировку, однако отношение к ней является крайне негативным. Чаще всего запрет на татуировки обосновывают Библией. Упоминание в Библии татуировки можно обнаружить в отрывке, осуждающем ритуальные действия ради умерших ( Лев. ):
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш).
А. П. Лопухин в Толковой Библии, комментируя данный стих, пишет: «Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение: 4) изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор. 14:1), в частности татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср. Иер. 16:6, 41:5, 47:5; 3 Цар. 18:28) ». Этот же запрет повторяется ещё раз в книге Левит ( Лев. ):
Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своём.
Другое упоминание в Библии о татуировках в книге Второзаконие ( Втор. ):
Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем.
Ефрем Сирин , объясняя данное место, писал о запрете для христиан на своём теле делать какими-либо красителями любые неизгладимые изображения (татуировки): « Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих » .
Ислам
В исламе (как и в иудаизме, и христианстве) запрещено делать татуировки. Нанесение татуировки входит в перечень мусульманских грехов . Обоснованиям для данного запрета служат авторитетные в исламе богословские толкования Корана : Тафсир аль-Куртуби , сделанный Абу Абдуллахом аль-Куртуби , и Рух аль-Баян, сделанный Исмаилом Хакки Бурсеви. В этих двух тафсирах объясняется значение запрета на «ваши» для мусульман; слово «ваши», употребленное в хадисах , подразумевает опускание иглы в краску и нанесение ей различных узоров, рисунков на любой из части тела. Запрет на «ваши» это категорический запрет на любую татуировку, даже религиозного содержания .
Виды
Постоянные
Наносится под кожу с помощью одной или нескольких игл. При правильном нанесении и использовании качественного пигмента такая татуировка может выцвести, но только в случае её стаpости или пpи непpавильном заживлении.
Косметические
Татуировки часто используют в косметических целях для ликвидации различных пятен или для нанесения макияжа на лицо — так называемый перманентный макияж . Перманентному макияжу могут подвергаться губы, брови или глаза (веки), шрамы, имитировать румяна и волосы (маскировка шрамов после пересадки волос). Перманентный макияж рассчитан на срок от 1 года до 5 лет.
Красители и пигменты
Издревле основными красителями являлись минеральные соединения, добываемые из природных ресурсов. В частности, в практике татуирования применялись охра , сажа , каменный уголь , редко киноварь , нередко использовались смеси компонентов.
- Подробнее смотрите Орнамент , Пазырыкская культура , маори .
Средние века с изобретением пороха (дымный порох на основе угля) содействовали появлению тату с применением пороховой смеси, вводимой под кожу. Химическая промышленность современности производит полный спектр синтетических красителей, в частности, для индустрии тату созданы отдельные условия, лаборатории.
- Именно на основе данных качественного тестирования и лабораторных проб, мастера тату настаивают использовать в татуировке салонные и качественные условия, гарантируя безопасность клиента. И категорически против непрофессионального использования некачественных, непроверенных материалов, не дающих гарантий безопасности. Именно поэтому красители и пигменты, используемые в татуировке, гипоалергенны, долговечны и стойки (в плане цвета).
Риск для здоровья
Нарушение кожного барьера при нанесении татуировок и пирсинге создаёт условия для проникновения патогенных бактерий и вирусов , повышая риск возникновения бактериальных кожных инфекций , гранулём и передаваемых с кровью инфекций, таких как столбняк , стафилококковая инфекция, гепатит и ВИЧ , а также аллергических реакций на красители и инструменты . Особенно нежелательно проведение этих процедур во время беременности из-за риска инфекций и попадания токсичных веществ в организм плода .
Учёные из Европейского химического агентства провели исследование, доказавшее опасность чернил , используемых для татуировок. Краски, используемые для нанесения тату, потенциально токсичны и могут вызвать целый ряд заболеваний, начиная от аллергии и заканчивая раком. Причём наиболее ядовитыми оказались красные чернила, за ними следуют синие, зелёные и чёрные . Белые чернила использующие оксид титана(IV) потенциально канцерогенные .
Даже «временные татуировки» с хной могут вызвать проблемы; они не получили одобрения от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США . По сообщению Национальной медикаментозной службы Португалии , использование временных смываемых татуировок (био-татуировки) вредно для кожи, так как в состав краски входит парафениленодиамин, который разрешён к применению в строго определённых небольших количествах. Татуировки с применением парафениленодиамина могут вызвать аллергические реакции или экзему .
Увлечение татуировками может привести к тату-зависимости .
Способы выведения татуировок
Самый распространённый и цивилизованный метод — использование лазера. Механизм действия лазера — фотоакустический: его энергия поглощается так быстро, что клетки не успевают нагреться, расширяются и дробятся на более мелкие частички (это снижает повреждение соседних клеток). По причине сложности удаления чаще всего татуировку перекрывают иным рисунком. Некачественную, надоевшую или плохо сделанную татуировку покрывают заново новым рисунком, который полностью закрывает старый, либо вносят коррективы и исправления. Процесс перекрытия старой татуировки новой называется кавер-ап ( англ. cover-up ).
Механический способ
Дермабразия находит применение в тех случаях, когда размеры татуировок сравнительно невелики. К такой операции обращаются и люди, имеющие на коже небольшие дефекты — рубцы, пигментные пятна , оставшиеся после интенсивного воздействия солнечных лучей, и т. п.
Термический способ
Это процедура удаления постоянных татуировок при помощи лазера . Лазеры позволяют не только избавиться от нательного украшения любой степени сложности, размера, окраски, глубины, но и произвести корректировку татуировок.
Широко распространены q-switched nd-yag лазеры, позволяющие расщеплять пигмент на более мелкие фрагменты, которые впоследствии выходят из организма естественным путём. Выведение таким образом чаще всего не оставляет шрамов. Но не весь пигмент может быть выведен полностью.
Химический способ
Этот способ предполагает удаление татуировок при помощи каких-либо химических веществ , целью которых является отшелушивание верхних слоёв кожи с частичками красящего вещества ( пилинг ).
См. также
Литература
- Андреева Р. П. Татуировка // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 342—344. — ISBN 5-86617-030-2 .
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Мещеряков А. Н. // Мещеряков А. Н. Книга японских символов. М., 2003. — С. 477—489
- Бобринская E. A. // Вестник истории, литературы, искусства / Отделение историко-философских наук РАН — М.: Собрание; Наука , 2005, с. 88-99
- Гальперина Г. А. Язык татуировок. ISBN 978-5-9524-3200-0
- Погадаев В. А. «Тату охотников за головами» — «Восточная коллекция», № 3, 2003 с. 150—155.
- Балдаев, Данциг Сергеевич // Татуировки заключённых, Russian criminal tattoo.
- Аркадий Бронников , эксперт-криминалист «Русские тюремные тату из официальных архивов милиции»
- Варламов А. Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирск: Наука, 2022. — 704 с.
Примечания
- ↑ // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
- . archive.org. Дата обращения: 28 августа 2017.
- . ТАСС . Дата обращения: 5 марта 2019. 5 марта 2019 года.
- Morton, Glenn R. . — 2nd ed. — Dallas, TX: DMD Pub. Co., 1995. — P. 146.
- Dickson, D. Bruce . от 7 апреля 2022 на Wayback Machine . — Tucson, AZ: The University of Arizona Press , 1990. — P. 42-43.
- Например: ( Гал. )
- Х.: Восточная литература (1956). Дата обращения: 11 февраля 2011. 9 сентября 2011 года.
- . tattoo-festival.ru. Дата обращения: 28 августа 2017. 29 августа 2017 года.
- Messerschmidt I.G. Forschungsreise durch Sibirien. 1720-1727. Teil II. — Berlin, 1964. — С. 139.
- Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей: в 4 т. Ч. 3: О народах самоедских, маньчжурских и восточных сибирских, как и о Шаманском законе. — СПб. : Типография Вейтбрехта и Шнора, 1777. — С. 48.
- ГАРФ, ф. 3977, оп. 1, д. 213, лл. 19, 20
- Варламов А.Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирск: Наука, 2022. — С. 310—312, 439-443.
- Л.Л. Баркова, С.В. Панкова. kronk.spb.ru. — Вестник истории, литературы, искусства. Т. 3. М.: 2006. С. 31-42. Дата обращения: 4 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
- от 31 декабря 2013 на Wayback Machine // Российская газета 17.07.2013
- & Katie M. Kitamura от 30 декабря 2013 на Wayback Machine . — ISBN 0-7643-1201-4 .
- Дата обращения: 10 января 2015. 10 января 2015 года.
- . azbyka.ru. Дата обращения: 28 августа 2017. 7 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 9 января 2015. 21 февраля 2015 года.
- . Как принять Ислам . 2011-01-19. Архивировано из 5 мая 2011 . Дата обращения: 28 августа 2017 .
- . Дата обращения: 28 августа 2017 .
- от 31 октября 2020 на Wayback Machine Mayo Clinic, February 28, 2020
- от 13 декабря 2019 на Wayback Machine // U.S. Food and Drug Administration , May 2, 2017.
- // American Pregnancy Organization. March 18, 2020.
- // Health and Parenting, March 18, 2020
- // The Times of India, September 13, 2017.
- . Российская газета. Дата обращения: 28 августа 2017. 29 августа 2017 года.
- от 9 августа 2020 на Wayback Machine University of Michigan, September 23, 2018.
- от 9 августа 2020 на Wayback Machine U.S. Food and Drug Administration, March 25, 2013.
- от 15 октября 2021 на Wayback Machine // russian7.ru — Русская Семерка
Ссылки
- // Psychologies.ru
- Борохов А.Д. . raptus.ru (13 ноября 2014). Дата обращения: 3 марта 2021.
- цикл д/ф «Охотник за тату» (Гавайи, Филиппины, Таиланд, Папуа Новая Гвинея, Мозамбик и пр.) ( Discovery World )
- 2021-06-05
- 1