Interested Article - Соната № 9 для скрипки и фортепиано (Бетховен)

Титульный лист первого издания сонаты ( 1805 )

Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор op. 47 ( 1802 ), Крейцерова соната — одно из наиболее известных камерных произведений Людвига ван Бетховена .

Соната трёхчастная, последовательность частей:

  1. Adagio sostenuto — Presto — Adagio
  2. Andante con variazioni
  3. Presto

Общая продолжительность произведения колеблется, в зависимости от исполнительской трактовки, в пределах 37-40 минут, что необычно много для сонатной формы начала XIX века.

История премьеры

Первоначально соната была посвящена скрипачу Джорджу Бриджтауэру , который и стал её первым исполнителем 24 мая 1803 г. в Вене . Бетховен закончил произведение накануне, ноты ещё не успели полностью переписать, так что сам Бетховен исполнял фортепианную партию частично по своим черновикам, а часть произведения была переписана в одном экземпляре, и скрипачу приходилось заглядывать в ноты через плечо пианиста. Финал сонаты, впрочем, был написан раньше и предназначался для Сонаты для скрипки и фортепиано № 6 ля мажор, op.30. Полный текст посвящения носил шуточный характер: «Мулатская соната, сочинённая для мулата Бришдауэра, большого шута и мулатского композитора» ( итал. Sonata mulattica composta per il Mulatto Brischdauer gran Pazzo e compositore mulattico ) — это посвящение сохранилось на черновом автографе в архиве композитора .

Существуют различные версии относительно того, почему в печать соната попала с посвящением уже не Бриджтауэру, а Родольфу Крейцеру , считавшемуся первым солистом того времени. Широко распространена история о том, что вечером после премьеры Бетховен и Бриджтауэр поссорились из-за женщины (иногда утверждается, что Бриджтауэр нанёс какой-то знакомой даме Бетховена оскорбление), и Бетховен снял посвящение, перепосвятив сонату французскому скрипачу. Эту версию иногда возводят к книге «Жизнь Бетховена» Александра Уилока Тейера , хотя впервые она, по-видимому, появилась в мемуарной статье скрипача Трилуэлла в английском журнале «Musical World» (декабрь 1858) . По мнению Николая Слонимского , это объяснение является абсурдной поздней выдумкой Бриджтауэра, и Бетховен изменил посвящение просто потому, что имя Крейцера обладало большей привлекательностью для публики . Парадоксальным образом Крейцер никогда не играл эту сонату — более того, считается, что он счёл её неудобной для исполнения.

Музыка

(инф.)
(инф.)
(инф.)

Дальнейшая судьба

Соната приобрела особую известность благодаря вдохновлённой ею повести Льва Толстого «Крейцерова соната» , многократно инсценированной и экранизированной, а также вызвавшей к жизни, в свою очередь, струнный квартет № 1 Леоша Яначека ( 1923 ) с подзаголовком «Крейцерова соната». Непосредственно в музыке соната также вызвала определённый отклик (например, Фантазия на темы Крейцеровой сонаты для флейты и фортепиано Франца Допплера ).

Примечания

  1. Suhne Ahn. Beethoven’s Op.47: Balance and Virtuosity. // The Beethoven Violin Sonatas: History, Criticism, Performance. — University of Illinois Press, 2004. — P.62.
  2. См., напр., // The Independent (London), 10 июля 2007. (англ.)
  3. (недоступная ссылка) : Комментарий к автографу партитуры первой части сонаты на сайте Дома-музея Бетховена в Бонне. (англ.)
  4. . Дата обращения: 22 февраля 2008. 3 ноября 2011 года.
  5. Slonimsky’s Book of Musical Anecdotes. — L. — N. Y.: Routledge, 2002. — P.103. (См. также от 22 октября 2007 на Wayback Machine )

Ссылки

Источник —

Same as Соната № 9 для скрипки и фортепиано (Бетховен)