Interested Article - Травкин, Борис Тихонович

Бори́с Ти́хонович Тра́вкин ( 17 октября 1924 27 сентября 1990 ) — советский кинооператор, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

Биография

В 1953 году окончил ВГИК , тогда же приступил к работе на киностудии « Мосфильм ». Помимо традиционных постановочных комбинированных съёмок осуществлял также лабораторные собственного изобретения с применением различных химических веществ и смесей, названные им ФОКАЖ — форма, образованная контактом активных жидкостей . Главным результатом его кропотливой работы в этой области стал экспериментальный научно-фантастический фильм «Космос, Земля, Космос» (1970), в котором он выступил и как режиссёр .
В том же году на VII конгрессе Международного союза технических кинематографических ассоциаций (УНИАТЕК) в Париже картину отметили почётным призом .

Его много раз приглашали в Голливуд как специалиста по комбинированным съёмкам. Но он не мог туда поехать, потому что был беспартийный, в то время беспартийных за границу не выпускали. Ему приносили письма, к примеру, с приглашением посетить Лос-Анджелес, все расходы брала принимающая сторона. Его не пускают, а с опозданием на несколько дней вручают распечатанный конверт…

Владимир Полин, кинорежиссёр, 2011

Б. Травкин имеет публикации в периодической печати .

Член Союза кинематографистов СССР (Москва) .

ФОКАЖ

Необычной формы клубящиеся облака для картины «Зачарованная Десна» были получены Травкиным в аквариуме путём вливания в воду белой гуаши . В своих опытах он использовал самые простые жидкости: сахарные сиропы, чернила, жидкое мыло, клей, а также спирты, нитролаки, ацетон.

…И вот на экране появляется невиданное гигантское движение разноцветных масс, взаимопроникающих друг в друга, распадающихся и вновь сливающихся в хаотичном и вечном ритме своей жизни. А среди этого великолепия движущихся красок и линий – неподвижный зрачок. Так изображается в фильме « Молчание доктора Ивенса » фантастический глаз. Эта невероятная стихия движения была создана в маленькой кюветке при помощи глицерина и разведённых масляных красок.

Мария Богданова «Чудеса без чудес», журнал « Смена », 1981 № 20

.

О том, как ему удалось добиться ядерного взрыва в картине « Выбор цели » рассказывает сам оператор:

Образование огненного шара получилось… при съёмке капли подкрашенного в оранжевый цвет одеколона в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Капля, быстро растворившись в воде, образовала «огненный шар». По сходному принципу были сняты и остальные фазы «ядерного взрыва»…

Самир Джабер «Секреты кинофантастики», журнал « Техника — молодёжи » 1984 № 5

Фильмография

Примечания

  1. Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъемок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 229. — 271 с. — 10 000 экз.
  2. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков , И. В. Вайсфельд и др.— Москва: Советская энциклопедия, 1986.— 640 с., 96 л. ил.
  3. Масуренков Дмитрий. // MediaVision : журнал. — 2017. — Март. — С. 44—45 . 22 января 2022 года.
  4. Полин Владимир Иванович. . — Сергиев Посад: Всё для Вас — Подмосковье, 2011. — С. 136—150. — 192 с. — 200 экз. ISBN 978-5-99-76-00-22-8 . 12 октября 2019 года.
  5. Травкин Б. Т. Химические смеси для комбинированных съемок // Техника кино и телевидения . — 1972. — Ноябрь ( № 11 ). — ISSN .
  6. Справочник Союза кинематографистов СССР. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. — С. 188. — 544 с. — 6000 экз.
  7. Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъемок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 164. — 271 с. — 10 000 экз.
  8. Богданова Мария. // Смена . — 1981. — № 20 . — ISSN . 29 июля 2021 года.
  9. Джабер Самир. // Техника — молодёжи : журнал. — 1984. — № 5 . — С. 26—28 . — ISSN . 15 марта 2016 года.
  10. Операторы Советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. — М. : Киновек, 2011. — С. 376. — 418 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-03-4 .

Ссылки

  • Айзенберг Г. Изобразительные возможности комбинированной съёмки // Мосфильм. Статьи, публикации, изобразительные материалы / М. А. Богданов... И. А. Пырьев (глав. ред.) и др. — Вып. 2: Работы над изображением. — М. : Искусство, 1961. — 337 с. — 5000 экз.
  • Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъёмок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 203, 207, 227–231, 239. — 271 с. — 10 000 экз.
Источник —

Same as Травкин, Борис Тихонович