Казаков, Николай Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ю́рий Па́влович Казако́в ( 8 августа 1927 , Москва — 29 ноября 1982 , там же) — русский советский писатель, сценарист. Один из крупнейших представителей советской новеллистики .
«…Его рассказы возбуждали и заводили, навевая очень серьёзное и сильное желание творчества. В его рассказах на нескольких страницах то как-то медлительно, то мгновенно ощущались и неизбывность, и конечность времени и времён». Писатель Виктор Конецкий
«Задумал я, дядя, не более не менее, как возродить жанр русского рассказа. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Задача гордая и занимательная. Рассказ наш был когда-то силён необычайно. До того, что прошиб даже самонадеянных западников. А теперь, мы льстиво и робко думаем о всяких: Сароянах, Колдуэллах, Хемингуэях. Позор на наши головы. Давай напряжём наши хилые умишки и силишки и докажем протухшему западу, что такое советская Русь». [ источник? ]
Из письма Юрия Казакова своему другу писателю Виктору Конецкому.
Родился 8 августа 1927 года в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».
Родители писателя
Отец. Павел Гаврилович Казаков (1901-1974). Мать. Устинья Андреевна Казакова (1900-1984)
Отец Павел Гаврилович был плотником, несколько лет он провёл в ссылке на Севере (в поселке Солга в Вельском районе, Архангельская обл.), был осуждён властями в 1933 г за нелояльные разговоры. Мать Устинья Андреевна приехала в Москву из Смоленской области, работала нянькой в семьях, подсобницей на заводе. Она получила образование медсестры.
О родословной
Из статьи
- В той охотничьей избушке Казаков произнес за накрытым столом загадочную фразу - «Я из Рюриковичей!», - вспоминает писатель Николай Старченко. - И лишь недавно, прочитав воспоминания близкого друга Юрия Павловича, профессора Марины Дмитриевны Литвиновой, я понял ее смысл. По семейному преданию прапрабабушка Казакова служила у князей Мещерских. Древний знатный род! Ну, и как водится, уступила князю. Прадед Казакова прожил больше ста лет и в середине своей невероятно долгой жизни ходил пешком в Иерусалим поклониться святым местам.
Читайте на WWW.KP.RU:
Вырос писатель на Арбате , в доме № 30.
Юрий Казаков с грустью вспоминал свой тесный неухоженный арбатский двор, свою убогую коммуналку. «Вы, наверное, не раз видели мой дом на Арбате, где „Зоомагазин“, — говорил он как-то в интервью. — Удивляюсь сейчас многотерпению моих соседей: каждый божий день играл я на контрабасе. К счастью, это не скрипка, звук глухой — и не жаловались. Понимали, что человек „учится музыке“. Кстати, в нашем дворе жил Рихтер со своей женой Ниной Дорлиак. И когда летом, с открытыми окнами, он играл на рояле, а она пела, я бросал все и слушал. Правда, тогда я не знал еще, что он — Рихтер…»
Впечатления военного времени нашли отражение в неоконченной повести «Две ночи» («Разлучение душ»). Когда Юрий был подростком, началась война. Казаков вместе с другими мальчишками лазил по крышам, тушил зажигалки, помогал старикам.
Был контужен при взрыве бомбы, упавшей в соседнем квартале. С тех пор всю жизнь заикался.
Неоконченное среднее образование. Окончил Московский Архитектурно-строительный техникум (1946). Когда Юрию было 15 лет, он начал заниматься музыкой. Сначала овладел игрой на виолончели, а потом на контрабасе. Затем поступил в музыкальное училище имени Гнесиных (1946). Был принят в состав оркестра . Однако, уже в 1952 году понял, что музыка не является его призванием, так как он хочет заниматься литературой. В учебные годы он любил заниматься альпинизмом, охотиться, ловить рыбу, много ходить пешком и ночевать, где застанет ночь.
Первые произведения Казакова появились в печати в 1951—1953 годах (пьеса «Новый станок», рассказ «Обиженный полисмен»). Быстро обратили на себя внимание рассказы молодого автора. Годы учебы в (1953-1958). Рекомендацию в Союз писателей дал ему русский писатель К.Г. Паустовский.
«Сравнительно недавно, год назад, — написал в своей рекомендации Паустовский, — я впервые прочёл рассказы Ю. Казакова и был поражён силой, мастерством и зрелостью тогда ещё никому не известного писателя. Тем более я был поражён, узнав, что Казаков — студент Литературного института им. Горького и человек ещё совсем молодой. Достаточно прочесть два-три рассказа Ю. Казакова, чтобы стало ясно, какой талантливый, зоркий и умный писатель вошёл в нашу литературу. Поэтому в данном случае я считаю излишним углубляться в разбор произведений Казакова. Они сами говорят за себя. Одно могу сказать — писатели старшего поколения должны быть счастливы таким взыскательным к себе и одарённым преемником, каким является Ю. Казаков…
Я не могу без слез читать Ваши рассказы. И не по стариковской слезливости (ее у меня нет совершенно), а потому, что счастлив за наш народ, за нашу литературу, за то, что есть люди, способные сохранить и умножить все то, что досталось нам от предков наших — от Пушкина до Бунина. Велик бог земли Русской!»
В 1960 году Юрий Казаков записывает в дневнике:
«В младенчестве слушал я рассказы матери о своей родине, о Смоленщине, и чем взрослее становился, тем ярче, законченее представлял все обычаи, язык своих дедов… А в первый раз попал я на землю отцов своих в 1947 году, мальчишкой совсем, и все еще было разбито и сожжено, Ржев и Вязьма зарастали травой, и люди жили в землянках. Приехал я в ту степную равнинную полосу, которая лежит на востоке Смоленщины, в Сычевском районе, и как только пошел первый раз полем в деревню матери своей, увидел холмики братских могил, забрел на кладбище с разобранной, разбитой стеной, вдохнул полевой ромашковый, сенной, клеверный дух — меня затрясло, комок стал у меня в горле, и теперь те поля и перелески, те облака и небо, те широкие пыльные дороги — моя родина…»
Первая поездка писателя на Беломорье состоялась в 1956 году по заданию журнала "Знамя", когда он был студентом Лмтинститута. Юрий Казаков потом часто ездил на Русский Север , эта земля влекла его первозданной самобытностью. На протяжении многих лет заполнял он «Северный дневник» — собрание путевой прозы, исторических экскурсов, портретов поморов. Одно из последних произведений — повесть «Мальчик из снежной ямы» — повествует о неординарной судьбе ненецкого самородка Тыко Вылки . В нем жил дух путешественника и журналиста.
Юрий Казаков вспоминал о русском Севере.
"Я смотрю на эти ослепительные пятна вдали и вверху, одни дающие свет земле и воде, и мне чудится в них что-то непорочно чистое, снежное, как бы Северный полюс, предел всего, что есть на земле, прозрачный солнечный чертог, что-то необыкновенно отдаленное от меня, от моих мыслей и чувств, - то, к чему мне надо идти всю жизнь и чего, может быть, так никогда и не достигнуть".
Его знали и читали за границей, но не в Советском Союзе. Читатели откроют его прозу на русском Севере. Русский Север притягивал писателя своим магнитом: непокорностью природы и самобытностью культуры коренного поселения (язык, обычаи, быт и хозяйство).
Юрия Казакова назовут позже писателем Севера, который поднимал вопросы о сохранении культуры и памятников архитектуры (в Карелии (Кижи, эпос «Калевала»), Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь). Но Казаков любил не только крайний холодный Север с его неповторимой природой, но и саму Россию, ее бескрайние поля, леса, деревни, с его жителями. Юрий Казаков входит в известную группу писателей-деревенщиков (Федор Абрамов, Борис Екимов, Валентин Распутин, Василий Шукшин и мн. др.).
Вот, например, как пишет о Тарусе Юрий Казаков:
«Леса кругом горят осенним пожаром. По утрам пойма Оки наливается голубым туманом, и ничего тогда не видно сверху, только верхушки холмов стоят над туманной рекой красными и рыжими островами. Иногда дали мутнеют и пропадают — начинает идти мельчайший дождь, и каждый лист одевается водяной пленкой. Тогда лес становится еще багряней и сочней, еще гуще но тонам, как на старой картине, покрытой лаком… Трава, елки и кусты затканы паутиной, и жестяно гремят под сапогами шоколадные дубовые листья. Покрикивают буксиры на Оке, зажигаются вечерами бакены, гудят по склонам холмов трактора, и кругом такие милые художнические места — Алексин, Таруса, Поленово, кругом дома отдыха и такая мягкая, нежная осень, хоть время идет уж к середине октября…»
В 1964 году принял участие в написании коллективного детективного романа « Смеётся тот, кто смеётся », опубликованного в газете « Неделя ». В коллективном романе участвовали писатели: Василий Аксенов, Фазиль Искандер, Валентин Катаев, Юрий Казаков, Владимир Войнович и мн. др.
Весной 1967 года Казаков ездил во Францию (в Париж) собирать материалы для задуманной книги о своём любимом писателе — Иване Бунине .
«Из воспоминаний вдовы писателя Т.М. Судник-Казаковой. Она рассказывала: „У него был дар — всегда с необыкновенной ясностью видеть живую жизнь писателей, понимать их судьбы. О Бунине, Чехове, Толстом он всегда говорил так, как если бы был их современником — до деталей быта, до чего-то самого сокровенного. Каким откровением была бы книга о Бунине — он прочел о нем все, что возможно, и знал и понимал эту жизнь больше, чем свою собственную…“
Но книгу о Бунине Казакову написать не довелось. Среди неосуществленных Казаковских замыслов — а их немало! — эта из самых невосполнимых потерь».
Он встречался с литераторами Б.К. Зайцевым , Г.В. Адамовичем и другими людьми, которые близко знали нобелевского лауреата. Сохранились живые записи. Беседа с Борисом Зайцевым (в Париже). Живое чтение рассказов «Двое в декабре» и «Отход». Запись была сделана в писательском поселке Переделкино искусствоведом Львом Шиловым.
В 1967 году издательство "Галлимар" издает сборник рассказов писателя и присуждает Казакову свою премию за лучшую книгу на французском языке. Лучшие рассказы Казакова были переведены на основные языки Европы, а в Италии ему была присуждена Дантовская премия (1970) за вклад в мировую прозу.
Гонорар от перевода трилогии А.К. Нурпеисова «Кровь и пот» позволил Казакову приобрести дачу с большим участком земли (площадью 1 гектар земли) в Абрамцево в Посёлке академиков РАН при ходатайстве секретариата Союза писателей (с помощью писателя Константина Федина), ставшую его постоянным домом. Также над переводом трудился писатель Анатолий Ким. На дне Аральского моря установлен памятник книге, двум переводчикам, писателям Юрию Казакову и Анатолию Киму.
В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-е — знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал», построенные в качестве лирического монолога отца, обращённого к маленькому сынишке. Эти рассказы стали вершиной в русской прозе и новеллистике.
Из статьи Павла Басинского. Не только поэт Евгений Евтушенко, но почти все, знавшие Казакова, отмечали этот разительный контраст между внешностью (лысый, тучный, в роговых очках), бытовой речью и манерой поведения и невероятно тонкой, изысканной интонацией его рассказов, где не только текст, но, кажется, каждое слово музыкально выверено, словно сначала он записывал это нотами, а уже затем переводил в слова.
Можно заметить, что даже названия его рассказов не случайны. Либо они рождались в результате какого-то внезапного озарения, либо (что скорее) он долго и мучительно их искал до тех пор, пока название не рождалось как единственное, которое невозможно заменить никаким другим.
В последнее десятилетие жизни Казаков писал мало и ещё реже печатался. По словам Ю.М. Нагибина , его «будто нарочно выдерживали в Абрамцевской запойной тьме» :
Казалось, он сознательно шел к скорому концу. Он выгнал жену, без сожаления отдал ей сына, о котором так дивно писал, похоронил отца, ездившего по его поручениям на самодельном мопеде. С ним оставалась лишь слепая, полуневменяемая мать.
Из интервью писателя (1973 год). Как пронзительны эти строки! "Люблю свой дом в Абрамцеве, но жалею, жалею, что купил когда-то, очень держит дом - ремонты всякие, не стало прежней легкости, когда за полдня собрался и был таков! Хочу на Валдай! Хочу стать опять бродягой, думаю все время, как я когда-то одиноко ездил, никому не известный, никем не любимый... Чем не жизнь? Хочу ехать на пароходе. Можно бродить ночью по палубе. Говорить с вахтенными матросами, слушать машину. Можно проснуться на рассвете от тишины, - потому что стоишь возле у пристани, у какой-нибудь деревеньки - и жадно увидеть и увести с собой какую-то милую подробность. Чтобы потом вспомнить..."
Умер 29 ноября 1982 года . Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (уч. № 40) неподалеку от могилы его отца. На скромной могиле Казакова стоит поморский крест, который создал и изготовил внук известного русского художника Василия Поленова (Федор Поленов). Там же похоронена преданная вдова писателя Тамара Михайловна Судник-Казакова весной в 2021 году.
Посмертно издана книга «Две ночи» с неопубликованными (в основном неоконченными) произведениями. Последняя редакция вдовы писателя и его сына
Писатель Юрий Нагибин свидетельствовал, что дача Казакова, на которой после смерти оставался его архив, была подвергнута разграблению, многие рукописи унесли с собой неизвестные люди . Невосполнимый удар по русской культуре и литературе
Деревянный дом, двадцать пять лет сберегавшийся вдовой и сыном писателя, сгорел в одночасье — быстрее, чем восковая свеча. /Из статьи Дмитрия Шеварова
Юрий Павлович Казаков — писатель «дымчато-нежных рассказов», человек сокровенных мыслей, понимающий и страдающий. Писатель-шестидесятник, ушедший тихо, как и жил: одиноко, невысказанно. Современники называли его «взрослым ребенком», «мужчиной с женским сердцем».
Все наследие писателя сохранилось благодаря стараниям ушедшей его вдовы Тамары Михайловны Судник-Казаковой (1939—2021), которая была всю жизнь истинной хранительницей и берегиней. Словно белый ангел от «черни и зависти», под которую попадала жизнь и проза писателя. Но, к сожалению, многие рукописи писателя попали на аукцион… Вдова писателя принимала активное участие до своей смерти в редактировании всех книг писателя Юрия Казакова.
Вышли труды и работы о Юрии Казакове литературного критика из петербургского журнала «Звезда» Игоря Кузьмичева. «Первая книга». «Набросок портрета». «Вторая книга». «Юрий Казаков. Документальное повествование». Игорь Кузьмичев имел доступ к архивам после смерти Казакова. Знал писателя и был у него в гостях на даче в Абрамцево (в 1981 г). Его книги дополняются мемуарами шекспироведа Марины Литвиновой и поэтессы Тамары Жирмунской.
Полная библиография писателя. Представлена в сообществе писателя в социальной сети «ВКонтакте». Статьи и диссертации. Живые записи самого писателя. Записи творческих вечеров. Видео, кино и фотоматериалы. Окружение писателя Юрия Казакова. Разбор рассказов Юрия Казакова. Авторы по премии Юрия Казакова и их творчество. Интересные и познавательные материалы по русскому Северу, живописи и литературе. По всем вопросам и предложениям обращаться к администратору и редактору сообщества. В личное сообщение / Дмитрий Крикунов
Рассказы
Части из повести Две ночи / Разлучение душ, (1962-1965). Ночь первая. Арбат был завален обломками. И уже пять лет Зависть, 1965. Песни леса. Пропасть (Неокончен). Наброски рассказов Вечерний звон. Ангел небесный. Молодой инженер-химик Саша Скачков волновался. Нет, бывает все-таки счастье. Девятый круг. Навсегда-навсегда. Чиф. Смерть, где жало твое? Старый дом
Повторный тираж в 2023 г.