Зловещие Мертвецы
— дебютный студийный (третий оригинальный)
альбом советской и российской рок-группы «
Сектор Газа
», выпущенный 20 мая 1990 года на лейбле «Black Box».
Содержание
Об альбоме
Первый номерной альбом группы, записанный в воронежской студии «Black Box» достаточно профессионально по меркам стандартов студийной звукозаписи. В мае
1990 года
был издан неофициально на магнитных лентах, официально же издать его удалось лишь в 1994 году
. В 1997 году альбом переиздавался в рамках серии «Коллекция»
. На всех официальных изданиях этого альбома издавалась фонограмма 1990 года (за исключением бонус-трека на издании 1997 года)
.
...в мае 1990 года, всего за 4 дня мы "забахали" ещё два альбома: «Зловещие Мертвецы» и «Ядрёна Вошь» на двух магнитофонах «Тембр». То есть на первый "мафон" мы записали "
минус
", а на второй — записали "плюс" (т.е. с вокалом). Записывались так, что если ты раз ошибся во время записи, изволь петь или играть всю песню заново...
Юрий «Хой» Клинских, из вступления к альбому «Восставший из Ада».
С этого альбома, впрочем как и с альбома «
Ядрёна Вошь
» — начинает формироваться уникальный стиль рок-музыки «Сектора Газа», впоследствии охарактеризованный критикой как «колхозный». Несмотря на то, что на «колхозный» жанр оказал влияние панк-рок, причислять его к панк-направлению представляется весьма проблематичным, и вероятно, «колхозный рок» или «колхозный стиль» является более компромиссным и удачным вариантом.
Музыка раннего «Сектора» формируется из смешения
панк-рока
,
хард-рока
(судя по
риффингу
и витиеватым солирующим партиям гитары),
фолка
и
советской эстрады
.
Тематика альбома — провинция, деревенская мистика, чёрный юмор.
...И действительно, в воздухе веет вспаханной землёй, свежим сеном, машинным маслом, духовитым первачом. По маленькой российской деревеньке, среди косых механизаторов и распаренных от портвейна доярок, во множестве бродят упыри, вурдалаки, бабы-яги и кощеи бессмертные и прочая нечисть — такое вот экзотическое население обитает в песенном мире группы «Сектор Газа»...
Бонус-трек CD и MC-изданий серии «Коллекция» 1997 года
№
Название
Длительность
13.
«Русский Мат»
(remix)
6:19
49:53
Интересные заметки и факты
Во времена
космической гонки
советской космонавтике значительно успешнее удавалось исследование Венеры, нежели Марса. Учёные даже в шутку прозвали её «русской планетой».
Название же композиции, взятой Хоем для заглавного вступления —
«
Nightflight to Venus
»
, переводится как
«Полёт на Венеру»
.
Слова и основная (вокальная) мелодия песни
Ой, Ты, Травушка Зелёная
— основаны на русских народных частушечных куплетах, но имеющих некоторые авторские правки. Вступление к песне
«Ой, Ты, Травушка Зелёная»
было выполнено в форме кавер-версии на песню «Boney M» —
«
Rasputin
»
. Всё это было сыграно в хард-роковой стилистике и записано в полуподвальных условиях, придав композиции «гаражную» сырость и необычное звучание. Инструментальная и вокальная мелодии песни
«
Rasputin
»
не являются авторской музыкой «Boney M». Так как тематика песни была посвящена
Григорию Распутину
, музыканты «Boney M» искали какую-нибудь славянскую мелодию, чтобы песня получилась как можно более «русской». Такая мелодия, вероятно, была взята из сербской народной
«Русе косе цуро имаш»
. Эта грустная и неторопливая мелодия была значительно упрощена и ускорена в темпе. Существует также турецкий вариант народной песни
«
Kâtibim
»
. Сказать точно, где родилась эта мелодия — на данный момент не представляется возможным: либо эта мелодия была позаимствована турками у балканских славян, либо наоборот. В 2003 году болгарским
режиссёром
(болг.)
(
снят
документальный фильм
«Чия е тази песен?» («Чья это песня?») о путешествиях этой мелодии среди балканских народов
.
Возможно, что инструментальное вступление на гитаре в песне
Сифон
было позаимствовано из песни
«Back Chat»
группы «
Queen
» c альбома «
Hot Space
».
Песни
Без Вина
и
Вампиры
были изначально исполнены ещё в «Акустическом Альбоме», в далёких 1981 и 1985 годах, и лишь спустя несколько лет Юрий Клинских перепел и перезаписал их для альбома «Зловещие Мертвецы» с новой аранжировкой и несколько изменёнными текстами.
В песне
Страх
, в качестве инструментального вступления и проигрыша, Алексей Ушаков играл на клавишах тему на мотив припева из песни
«
Heaven’s on Fire
»
, из репертуара хард-рок-группы «
Kiss
».
В середине песни
Моя Смерть
Ушаков играет коротенькое соло на мотив инструментального вступления и проигрыша эстрадной советской песни
Александра Барыкина
—
«
Букет
»
.
Во время записи альбома гитарист Игорь Кущев играл соло импровизируя.
Песни
Голубой
,
Ку-Ку
,
Моя Смерть
,
Чёрная Магия
отсутствовали на первых советских изданиях альбома чтобы альбом уместился на сторону 60 минутной аудиокассеты, так же как и альбом "Ядрёна вошь". Выпустили их на магнитофонных кассетах в сентябре 1990, а также официально в 1994 году, когда «S.B.A./GALA Records Inc.» выпустила красиво оформленные альбомы группы на аудиокассетах и CD, до этого существовавших лишь в виде пиратских аудиокассет
.
Из-за того, что Юрий (Хой) Клинских не контролировал типографский процесс, на буклетах кассет, пластинок и дисков, изданных «Gala Records», из года в год печаталась недостоверная информация: неверный состав группы, публиковались фотографии не соответствующие хронологии, кое-где перепутаны даты и имена. Так что данный альбом не обошёлся без подобных ляпов.