Interested Article - Абсалямова, Альбина Булатовна

Альбина Булатовна Абсалямова ( тат. Альбина Булат кызы Әпсәләмова ; род. 24 августа 1981 , Казань , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — российская писательница , поэтесса , журналистка . Заведующая музеем истории татарской литературы с мемориальной квартирой Ш. Камала (2012—2018). Редактор русской версии журнала « » (2014—2020). Главный редактор журнала « » (2020— н. в. ). Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2023).

Биография

Альбина Булатовна Абсалямова родилась 24 августа 1981 года в Казани . Дед — Абдурахман Сафич (1911—1979), писатель . Отец — Булат Абдурахманович (1946—1995), выпускник Казанского финансово-экономического института , кандидат экономических наук . Мать — Светлана Германовна (род. 1958), кандидат экономических наук . Брат — Тимур (род. 1993), экономист .

Выросла в среде литераторов , в детстве увлекалась историей . В 1998 году с золотой медалью окончила с углублённым преподаванием английского языка . Одновременно с учёбой активно занималась литературной деятельностью, довольно рано начала писать . Со старших классов школы являлась активным участником казанских литературных объединений, в частности, ЛИТО «Белая ворона» под руководством Н. Г. Ахуновой . Вслед за родителями поступила в Казанский государственный финансово-экономический институт , который окончила в 2003 году по специальности «менеджмент внешнеэкономической деятельности предприятий» . В дальнейшем также окончила аспирантуру КГФЭИ по специальности «экономическая теория» . В 2006 году получила учёную степень кандидата экономических наук , защитив диссертацию на тему «Становление информационной экономики в современных условиях» , однако по специальности не работала .

Первое стихотворение Абсалямовой под названием «Подснежник» было опубликовано в 1995 году в газете « Пионерская правда » . В 1998 году выпустила первый поэтический сборник «Осколки снов», получивший положительную оценку критики . В 2001 году в возрасте 20 лет принята в Союз писателей Республики Татарстан , став самым молодым его членом . С 2002 года также является членом Союза российских писателей . Со школьных лет занималась журналистикой, публиковалась в российских и республиканских изданиях , в частности, в журналах « », « », « АНКО », газетах « », « », « » . В частности, в 2002—2004 годах была корреспондентом отдела культуры в газете « » . В дальнейшем также работала заместителем директора издательского дома «Парадигма», заместителем главного редактора научно-популярного журнала «Agriculture» .

В 2012—2018 годах занимала пост заведующей музеем истории татарской литературы с мемориальной квартирой Ш. Камала , который долгое время фактически не работал . При Абсалямовой была разработана концепция музейного пространства , начался процесс создания полноценного музея в виде дома татарской книги , также проведён ремонт здания музея , начат процесс формирования фондов и структуры экспозиции . Параллельно, в 2014—2020 годах была редактором русской версии « » . В этой должности участвовала в изменении концепции издания в сторону культурно-образовательного направления , занималась реформированием журнала, введением новых рубрик, приближением материалов к современной молодёжи , уделяла большое внимание сохранению культурного наследия Татарстана и памяти о классиках татарской литературы , публиковала произведения начинающих литераторов . Также была руководителем творческой группы «Алга!» , выступила организатором и куратором выставочного проекта «Вечный человек» о фронтовиках — деятелях культуры и искусства Татарстана , основала клуб потомков татарских литераторов «Династия» , принимала участие в создании бульвара «Белые цветы» на .

В 2019 году вместе с поэтессой и литератором выступила создателем сценария спектакля «Казанский трамвай», основанного на поэтических произведениях казанских поэтов и который был поставлен на малой сцене Казанского академического большого драматического театра имени В. И. Качалова . В 2020 году назначена на пост главного редактора журнала « », сменив основателя издания . Следуя вначале уже одобренному плану выпуска номеров, в дальнейшем новаторски подошла к развитию традиций журнала с целью как расширения аудитории, так и сохранения уже имеющейся базы читателей в лице городской интеллигенции. В частности, в обновлении издания принял участие Э. Ф. Хайруллин , который в качестве приглашённого главреда выпустил номер о местах силы Казани — с этого момента каждый журнал в редакции стали посвящать определённой теме . Будучи деятельным человеком, Абсалямова приложила усилия для продолжения выпуска журнала в сложные для него времена, продолжив доносить простым языком до своих читателей вопросы и темы из истории, культуры и литературы столицы Татарстана . В 2023 году удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан . Одновременно с административной деятельностью, продолжает заниматься творчеством, проводит литературно-музыкальные вечера .

Очерк творчества

Пишет на русском языке . Поэтическое творчество получило высокую оценку со стороны А. А Вознесенского , З. Б. Богуславской , , В. М. Зимянина , Т. А. Бек . Является автором сборником стихов «Осколки снов» (1998), «Я люблю писать курсивом» (2001), «Живая вода» (2013), «Разве есть на свете забвение?» (2015), «Среди пауз и многоточий» (2016), «Предвосхищение снега» (2020) . Стихи Абсалямовой переводятся на татарский язык, в частности, . Также пробует себя в прозе, считая, однако, что до мастерства деда ей ещё далеко . В частности, написала книгу биографической прозы «Никогда не угаснет. История жизни и творчества писателя Абдурахмана Абсалямова, рассказанная его внучкой» (2011), в которой на основе писем, рукописей, дневников, архивных документов воссоздала жизнь своего деда . Творчество Абсалямовой ещё пристально не анализировалось литературоведами, оценку получили лишь некоторые сквозные темы поэзии .

По оценкам критики, творчество Абсалямовой не связано с советским этапом развития татарской литературы, а однозначно устремлено в будущее . Р. А. Мустафин отмечал, что её стихи привлекают внимание читателя своей естественностью и искренностью, поэтесса полагается полностью на свою интуицию, делая социально-философские выводы сразу, без долгих размышлений, а в этой «неожиданности» и заключён успех . Поэзия Абсалямовой невероятно оптимистична, а мир лирической героини наполнен счастьем, что находит своё воплощение в стихотворных воспоминаниях о детстве, сравнимом с раем .

Поэтесса находит вдохновение в национальных традициях, в истории своего рода, в тёплом татарском доме, наполненном ароматами бабушкиных пирогов, перемячей, плова, в образе деда, которого не успела застать, в целом — в уходящем мире, в этом потерянном рае, в который уже не вернуться . Важной частью творчества является диалог с родственниками, которые хоть и ушли из жизни, но они всегда рядом и готовы прийти на помощь в трудной ситуации . При описании драматических событий ощущения героини неотличимы от лирического «Я» самой Абсалямовой, наибольшее потрясение здесь связано со смертью отца, также встречаются мотивы любовных несовпадений, дисгармонии между татарскими реалиями и христианством — всё это приводит к уходу из мира детской гармонии в суровую реальность .

Стихотворное творчество Абсалямовой находится в зоне так называемого «культурного пограничья», смешения культурных кодов . Будучи частью русскоязычной поэтической школы, она умеет выразить свои ощущения от нахождения на перекрёстке языков и религий, мотивы сближения татарской цивилизации, мусульманских традиций и образов с европейской культурой, с наследием классической русской литературы . Так, В. П. Аксёнов указывал, что стихи Абсалямовой «чем-то напоминают (впрочем, не чем-то, а именно юностью, заметным трепетом души) первую книжку Ахматовой и одновременно вызывают в памяти иные примеры японских образных отпечатков» .

Помимо воспоминаний о детстве, в обращении к Востоку также заключается второй путь выстраивания жизненной и творческой стратегии счастья самой поэтессы, так и её лирической героини . Как указывается в критике, в стихотворениях из Марокко и Стамбула смешиваются пространства «там» и «здесь», не говоря уж о постоянной смене местоимений, когда «она» и «я» превращается в «ты» — в другого, увиденного изнутри его сознания . К примеру, в процессе поиска новых смыслов Абсалямова ещё раз вводит Босфор в контекст русской литературы, или же примеряет разговоры со стамбульскими татарами на свою собственную семью . Таким образом, поэтесса пытается понять и познать себя через «чужую культуру», находясь в позиции вненаходимости по отношению как к татарскому, так и к русскому наследию, а её творчество может быть осмыслено через транскультурную модель развития современной литературы .

Награды

  • Почётное звание « Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан » (2023 год) — за большой вклад в развитие литературы и средств массовой информации, плодотворную творческую деятельность .
  • Молодёжная премия « Триумф » (2001 год) — за сборник «Я люблю писать курсивом» .
  • Премия фестиваля поэзии и авторской песни «Галактика любви» (2002, 1999) .
  • Премия фестиваля «Алтын каләм — Золотое перо» среди молодых журналистов Казани (1996 год) .

Личная жизнь

Муж — Сергей Васильев-Ботвинов, работник культуры . Три дочери . Относительно личной жизни считает, что женское счастье — в гармонии с семьёй, с детьми, с работой, с творческим самовыражением, чтобы ничего не мешало друг другу .

Библиография

Автор
Составитель
  • / ред.-сост. А. Б. Абсалямова. — Казань, Москва: 23a, Art Beat Music, 2015. — 157 с. — ISBN 9785852478146 .
  • / авт.-сост. А. Б. Абсалямова. — Казань: Татарское книжное издательство, 2015. — 271 с. — ISBN 9785298028790 .

Примечания

  1. , с. 20.
  2. Айсылу Кадырова. . Газета «Вечерняя Казань» (8 мая 2013). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  3. , с. 15.
  4. Александра Дорфман. . Аргументы и факты (11 ноября 2018). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  5. , с. 11.
  6. Роман Колесников. . Казанский университет (23 сентября 2014). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  7. . Казанский университет . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  8. . (9 сентября 2013). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  9. , с. 90.
  10. . Казанский университет . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  11. Валерия Завьялова. . Собака.ru (30 апреля 2014). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  12. , с. 103.
  13. Эльвира Самигуллина, Олег Платонов, Альфред Мухаметрахимов, Елена Колебакина-Усманова, Антонина Никипчук. Бизнес Online (18 июня 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  14. , с. 46.
  15. Лиля Шайхутдинова. . (23 апреля 2022). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  16. Абсалямова А. Б. . — Казань: Казанский государственный финансово-экономический институт , 2006. — 157 с.
  17. Ринат Исмагилов. . (24 августа 2013). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  18. , с. 104.
  19. Александра Дорфман. . Аргументы и факты (2 июля 2014). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  20. . Союз писателей Республики Татарстан . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  21. , с. 10.
  22. , с. 48.
  23. Лиана Нурышева. (15 ноября 2012). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  24. . Бизнес Online (24 апреля 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  25. Александра Дорфман. Аргументы и факты (8 декабря 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  26. . Аргументы и факты (10 октября 2018). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  27. Евгения Чеснокова. Газета «Республика Татарстан» (18 апреля 2013). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  28. . Бизнес Online (30 сентября 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  29. . (30 декабря 2020). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  30. , с. 18.
  31. Любовь Агеева . . (1 марта 2019). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  32. Аделя Ярулина. . (15 июля 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  33. Галимуллина А. Ф. . Союз писателей Республики Татарстан (20 апреля 2021). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  34. Айсылу Кадырова. . Газета «Вечерняя Казань» (8 мая 2014). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  35. . (11 апреля 2013). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  36. Альбина Абсалямова. . (25 октября 2019). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  37. Айсылу Мирханова. (27 мая 2019). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  38. Лика Исаева. . Комсомольская правда (5 мая 2019). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  39. . ТНВ (17 декабря 2020). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  40. Татьяна Леухина. . (18 декабря 2020). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  41. Василя Ширшова, Миляуша Кашафутдинова. . (15 апреля 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  42. Любовь Агеева . (19 октября 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  43. . . Вести ФМ (23 сентября 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  44. . Газета «Республика Татарстан» (3 июля 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  45. , с. 11.
  46. , с. 130.
  47. . (22 декабря 2020). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  48. . (5 июля 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  49. , с. 39.
  50. (2 февраля 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  51. Ольга Кручина. . Газета «Республика Татарстан» (1 марта 2002). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  52. , с. 84.
  53. , с. 83.
  54. . . (11 февраля 2015). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  55. Альбина Абсалямова. . (19 марта 2022). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  56. , с. 73.
  57. , с. 85.
  58. Олга Иванычева. . (31 августа 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  59. , с. 86.
  60. Айсылу Кадырова. . Газета «Вечерняя Казань» (18 декабря 2013). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  61. , с. 85, 87.
  62. , с. 87.
  63. , с. 87—88.
  64. . Раис Республики Татарстан (22 июня 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  65. Диана Гарифзянова. . Газета «Республика Татарстан» (22 февраля 2005). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  66. Алина Валиева. . Казанский университет (15 мая 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  67. . Управление записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан (15 мая 2015). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  68. Альбина Абсалямова. . (26 августа 2014). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  69. Альбина Абсалямова. . (17 августа 2023). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  70. Лика Исаева. . Комсомольская правда (8 марта 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Абсалямова, Альбина Булатовна