Interested Article - Антоний (Булатович)

Иеросхимонах Анто́ний (в миру Алекса́ндр Ксаве́рьевич Булато́вич ; 26 сентября ( 8 октября ) 1870 , Орёл 5 декабря 1919 , Луциковка , Харьковская губерния , ныне — Сумской области Украины ) — офицер Русской императорской армии , учёный и религиозный деятель. Исследователь Эфиопии , позднее иеросхимонах , лидер религиозного движения « имяславцев », возникшего на Афоне среди русских монахов.

Биография

Ранние годы

Родился в городе Орле в благородной семье. Отец — генерал-майор Ксаверий Викентьевич Булатович, из потомственных дворян Гродненской губернии , умер около 1873 года. Мать — Евгения Андреевна Альбрандт, осталась после смерти мужа с тремя детьми: Александром и двумя его сёстрами. Имел белорусские, грузинские , татарские и французские корни.

Его детство прошло в богатом поместье Луциковка Марковской волости Лебединского уезда Харьковской губернии. В 1884 году он вместе с матерью переехал в Санкт-Петербург .

Учился в Александровском лицее (1884—1891), который окончил среди лучших выпускников.

На военной службе

После окончания лицея 1 мая 1891 года поступил на гражданскую службу в чине титулярного советника в собственную его величества канцелярию по ведомству учреждений императрицы Марии , руководившую учебными и благотворительными учреждениями. Вскоре подал прошение о выдаче ему на руки документов, и поступил на военную службу: 28 мая 1891 года зачислен рядовым на правах вольноопределяющегося в лейб-гвардии Гусарский полк . 16 августа 1892 года получил первый офицерский чин — корнета .

В Эфиопии

В 1896 году добился своего включения в члены российской миссии Красного Креста в Эфиопии , где стал доверенным лицом негуса Менелика II .

В апреле 1896 года в качестве курьера совершил пробег на верблюдах из Джибути в Харэр , преодолев расстояние свыше 350 вёрст по гористой пустыне за 3 суток и 18 часов, что было на 6—18 часов быстрее, чем время в дороге профессиональных курьеров. Как это описано в книге Булатовича, в конце этого пути его тепло встретил и оказал помощь Николай Леонтьев .

В 1897—1899 годах был военным помощником Менелика II в его войне с южными племенами.

А. Булатович — первый европеец, который пересёк из конца в конец королевство Каффу (сейчас — провинция Эфиопии). Впоследствии составил первое научное описание Каффы. Также стал вторым европейцем, который обнаружил устье реки Омо .

В России его миссия была высоко оценена: он получил серебряную медаль Императорского Русского географического общества за работы по Эфиопии (1899). Ему также был присвоено звание поручика лейб-гвардии Гусарского полка.

Николай Гумилёв с детства восхищался эфиопскими экспедициями Булатовича и был первым, кто смог повторить его эфиопский маршрут.

В Китае

23 июня 1900 года по личному указанию российского императора Николая II Главному штабу он был направлен в Порт-Артур в распоряжение командующего войсками Квантунской области . Затем переведен в отряд генерала Н. А. Орлова , действовавший вдоль .

Участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания . 18 июля 1900 года отряд Булатовича вошёл в Хайлар , захваченный до этого китайскими повстанцами, и двое суток удерживал его до подхода основных сил. После взятия Хайлара отряд Орлова двинулся к . В ночь на 8 августа Булатович лично руководил разведкой вражеских позиций, а затем смелым обходным манёвром вышел противнику в тыл. После жестокой схватки китайцы отступили. 135 забайкальских казаков получили за этот бой Георгиевские кресты, а Булатович — орден Владимира 4-й степени. Предводитель китайских войск, , вскоре после поражения покончил с собой.

8 июня 1901 года возвратился в полк. Через месяц был назначен командовать 5-м эскадроном полка. 14 апреля 1902 года произведён в ротмистры . Закончил ускоренный курс .

18 декабря 1902 года освобождён от командования эскадроном. С 27 января 1903 года уволился в запас по «семейным обстоятельствам».

Постриг

В 1903 году после разговора с Иоанном Кронштадтским ушёл из армии и стал монахом (позже иеросхимонахом ) русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон в Греции . Вновь посетил Эфиопию и попытался основать там русский православный монастырь.

Был пострижен в монашество с именем Антоний и стал известен как иеромонах Антоний (Булатович).

Лидер имяславия

Когда на Афоне начались имяславческие споры, не принимал участия в них и даже ничего о них не знал, так как вёл очень замкнутый образ жизни. Когда в 1912 году игумен Андреевского скита Иероним попросил его, как образованного человека, составить мнение о вызвавшей споры книге « На горах Кавказа », написанной схимонахом Иларионом (Домрачевым) , иеросхимонах Антоний поначалу решил, что положение «Имя Божие — есть Бог» ошибочно и даже написал письмо самому автору книги с обличением в неправомыслии. Но почти сразу после этого он нашёл имяславческое положение в книге Иоанна Кронштадтского, которую тот дал в «руководство» Булатовичу, когда он был ещё послушником и находился в России. После этого иеросхимонах Антоний сжег своё письмо схимонаху Илариону, сказал игумену Иерониму, что в его книге нет никакой ереси и вскоре стал одним из лидеров имяславия .

12 февраля 1913 года иеросхимонах Антоний (Булатович) покинул Афон и через Салоники отправился в Россию с надеждой на объективное расследование афонских событий Святейшим Синодом и поддержку со стороны некоторых членов императорской семьи. На Святую гору он уже не вернулся [ источник не указан 860 дней ] .

В 1913 году Николай Бердяев писал о Булатовиче:

Когда он приехал с Афона в Россию искать «правды Божией» у Русской православной церкви, то его прежде всего подвергли обыску, потом Святейший Синод предложил Министерству внутренних дел выслать его из Петербурга как человека беспокойного. Полицейскими преследованиями ответили на его духовную жажду .

Продолжал свою борьбу за признание имяславия, издал несколько богословских книг, доказывающих его правоту, встречался с императором Николаем II и в конечном счёте сумел обеспечить своего рода оправдание для себя и своих товарищей по имяславию — имяславцам позволили возвратиться к служению в Церкви без покаяния .

В 1914 году направил государю императору Николаю II письмо в защиту имяславия.

Мы не хотим раскола и скорбим о том бедствии, которое ныне постигло нашу Церковь, желали бы, чтобы в Церкви снова наступил мир и всякие догматические споры прекратились, но отступать от исповедания Божества Имени Божия мы не считаем для себя вправе и покориться Святейшему Синоду считаем за вероотступничество.

Государь в ответ направил письмо на имя митрополита Московского Макария, в котором благоприятно отозвался о имяславцах .

Первая мировая война

Много раз просился обратно в армию, но ему отказывали. Лишь 28 августа 1914 года он получил разрешение поехать в действующую армию как армейский священник . Во время Первой мировой войны не только служил священником, но и во «многих случаях вёл солдат в атаку», был награждён наперсным (священническим) крестом на Георгиевской ленте . В 1916 году оказался в австрийском плену, но сумел бежать, после чего вышел в отставку.

Гибель

Был убит бандитами в ночь с 5 на 6 декабря 1919 года во время Гражданской войны на территории Харьковской губернии (в момент смерти — ВСЮР ), защищая от ограбления неизвестную женщину. Похоронен в селе Луциковка Белопольского района Сумской области (ныне — Украина).

8 сентября 2003 года были обретены его мощи.

23 августа 2009 года на могиле установлен и освящён гранитный крест. В 2012 году около могилы его установлена новая ограда и отремонтирована часовня .

Награды

  • Серебряная медаль Императорского Русского географического общества за научные труды об Эфиопии (1899);
  • Орден Святой Анны 2-й степени с мечами;
  • Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом;
  • Орден Почётного легиона (за спасение из плена французского миссионера сеньора Лавесьера во время подавления «восстания боксёров» в 1900 году).
  • Высшая военная награда Эфиопии при негусе Менелике II — золотой щит и сабля, подаренные расом .
  • Георгиевский крест

Родственники

Сестра — Мария Ксавериевна Булатович, в замужестве Орбелиани , княжна, жила в (Британская Колумбия, Канада ), умерла в 1977 году в возрасте 107 лет; её сын Андрей Орбелиани живет в Канаде .

В художественной литературе

  • О приключениях А. К. Булатовича рассказывается в исторической миниатюре Валентина Пикуля «Гусар на верблюде»
  • Илья Ильф и Евгений Петров воспользовались биографией А. К. Булатовича для создания вымышленной истории о гусаре-схимнике Буланове, которую рассказывает герой романа « Двенадцать стульев » Остап Бендер .
  • Иван Соколов-Микитов упоминает о доставленном в Одессу с Афона А. К. Булатовиче в рассказе « ».
  • , « ». Роман, пер. с англ. Н. А. Немзер.
  • А. К. Булатович является одним из героев романов цикла «Этногенез», в частности, романа Алексея Лукьянова «Ликвидация» (Бандиты. Книга 2).
  • Бахревский В. А. «Долгий путь к Богу» и «Искания на Святой горе. Служение и борение иеросхимонаха Антония» М., «Вече»,2019.

Библиография

  1. Из Абиссинии через страну Каффа на озеро Рудольфа // Известия Русского Географического Общества, № 35—36 (1899) С. 259—283.
  2. ; М., Глав. ред. вост. лит., 1971.
  3. . М., 1913. Переиздания: 1) Имяславие. Антология / Ред. Е. С. Полищук. М., 2002. С. 9—160; 2) Имяславие. Сборник богословско-публицистических статей, документов и комментариев / Общ. ред., сост. и комм.: протоиерей К. Борщ. Т. I. М., 2003. С. 307—502.
  4. . СПб., 1913.
  5. . СПб.,: «Дым Отечества», 1913.
  6. // Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам Имяславцев. СПб.,: Исповедник, 1914. С. 65—81.
  7. Православная Церковь о почитании Имени Божияго и о Молитве Иисусовой. Пг., 1914.
  8. . Пг., 1914.
  9. // Колокол № 3086, 3 сентября; № 3089, 6 сентября 1916 г.
  10. . Пг., 1917; переиздано в: Афонский разгром. Спор о почитании Имени Божия и движение имяславцев 1910-20-х годов. СПб., 2006. С. 47—104.
  11. Оправдание веры в Непобедимое, Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Иисуса Христа. Пг., 1917.
  12. История афонской смуты. Вып. 1. Пг., 1917.
  13. Афонское дело. Пг., 1917.

См. также

Русские в Абиссинии

Примечания

  1. Ныне — Белопольский район , Сумская область , Украина
  2. Кацнельсон Исидор Саввич. . Наука. Дата обращения: 17 июля 2020. 17 июля 2020 года.
  3. Бердяев Н. от 7 августа 2020 на Wayback Machine // Русская молва. — Август 1913. — № 232.
  4. Дата обращения: 19 октября 2006. 26 сентября 2006 года.
  5. Дата обращения: 27 августа 2011. 4 декабря 2011 года.
  6. Кулик С. Ф. Чёрный феникс: африканские сафари. М.: Мысль, 1988. С. 28—36.
  7. . Дата обращения: 23 января 2012. Архивировано из 7 февраля 2012 года.

Литература

  • // «Сумской вестник» № 253 за 16 ноября 1913 г.
  • Кацнельсон И. С. // Булатович А. К. С войсками Менелика II. — М., 1971. — С. 3-31.
  • Кацнельсон И. С. Гусар А. К. Булатович — военный советник негуса Эфиопии, землепроходец, иеромонах. // Военно-исторический журнал . — 2002. — № 7. — С.52-58.
  • Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. — М. : Храм Живонач. Троицы на Шабаловке, 2002. — 143 с.
  • Tatiana Sénina (moniale Kassia), // Scrinium , t. 6: Patrologia Pacifica Secunda . 2010. — P. 392—409.
  • Tatiana Senina (Nun Kassia) // Scottish Journal of Theology 64:4 (2011) 377—389.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина) , // Волшебная гора, т. XVI (2011). — C. 24—33.
  • Tatiana Sénina (moniale Kassia) , // Scrinium. Journal of Patrology, Critical Hagiography and Ecclesiastical History, vol. 7—8: Ars Christiana: In Memoriam Michail F. Murianov (21.XI.1928—6.VI.1995) (2011—2012) Pt. 2. — P. 314—325.
  • // Magister Dixit. — 2011. — № 3 . — С. 17—24 .
  • Сенина Т. А. (монахиня Кассия) Последний византиец: религиозно-философская мысль иеросхимонаха Антония (Булатовича) и ее византийский контекст. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2013. — 447 с. — ISBN 978-5-86007-731-7
  • Иларион (Алфеев) , митр. — Изд. 3-е, испр. — СПб.: «Издательство Олега Абышко»; М.: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве, 2013. — 912 с.
  • Шумило С. В. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020, июль — август. — № ІІ (95). — С. 94—117.

Ссылки

  • . личный сайт монахини Кассии (Сениной).
Источник —

Same as Антоний (Булатович)