Interested Article - Ахунова, Наиля Гарифзяновна

Наиля Гарифзяновна Ахунова ( тат. Наилә Гарифҗан кызы Ахунова ; род. 12 июня 1959 , Альметьевск , Альметьевский район , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советская и российская поэтесса , прозаик . (2009).

Биография

Наиля Гарифзяновна Ахунова родилась 12 июня 1959 года в Альметьевске . Из писательской семьи Шаиды Максудовой (1926–2009) и Гарифа Ахунова (1925—2000) . Брат — Рашид (1953—2016) .

Выросла в Альметьевске, где училась в средней школе № 5 . В 1968 году вместе с семьёй переехала в Казань , где в 1975 году окончила среднюю школу № 126 и художественную школу № 4 . Также посещала литературное объединение при музее А. М. Горького , закончила школу молодого журналиста при Казанском государственном университете имени В. И. Ульянова-Ленина , занималась в «Литературной мастерской» Д. Н. Валеева . Довольно рано начала работать, трудилась на стройке, в больнице, оператором на почте . В 1978—1980 годах работала художником-оформителем на , публиковалась с заметками в местной газете «Рабочая трибуна» . В 1986 году с отличием окончила библиотечный факультет Казанского государственного университета культуры , получив специальность библиотекаря-библиографа художественной литературы и литературы по искусству .

После получения образования работала библиотекарем нестационарного обслуживания и заведующей библиотекой Дома культуры медработников (1986—1992), а после её закрытия — ведущим библиотекарем библиотеки училища № 42 (1992—1994) . Также занимала пост главного редактора газеты «Казанский медик» (1994—1997), была заместителем редактора республиканского журнала для детей «Зонтик» (1993—2007) . Параллельно, в 2000—2002 годах работала корреспондентом газеты « » и журнала «Казанская афиша» . В дальнейшем трудилась ведущим специалистом по воспитательной работе в Казанском государственном медицинском университете и сотрудником музея казанской медицины, до выхода на пенсию в 2014 году .

Занимается поддержкой начинающих литераторов Казани, оказывает творческую помощь писателям-инвалидам, активно участвует в организации литературных фестивалей и конкурсов . В 1997 году при поддержке КГМУ организовала и возглавила литературное объединение «Белая ворона», которое в 2017 году получило имя Г. А. Ахунова . Также является основателем и организатором республиканского фестиваля поэзии и авторской песни «Галактика любви» имени В. М. Тушновой (с 1998 года), открытого городского конкурса поэтов и авторов-исполнителей «Пересмешник» (с 2000 года), регионального конкурса творчества инвалидов «Во имя жизни» (с 2010 года), межрегионального фестиваля поэзии «Хайкумена-на-Волге» (с 2012 года), литературно-краеведческого фестиваля имени Г. А. Ахунова (с 2017 года), международного конкурса переводов татарской поэзии (с 2020 года) . Одновременно не забывала о связи с альметьевскими литераторами, в частности, в 2010 году организовала в Альметьевске филиал литературного объединения «Белое перо», а в 2013 году выступила автором идеи создания Музея истории литературного движения Альметьевска имени Г. А. Ахунова .

Мне кажется, вопрос стоит ставить совершенно иначе: не «нужны ли сейчас ЛитО?» (что чистой воды риторика), а «почему молодёжь стала искать других, часто более легких путей?». Во многом это можно объяснить и незаинтересованностью, возможно, государства в поддержке немногих оставшихся энтузиастов, которые годами совершенно или почти бесплатно отдают свое время работе с начинающими авторами. Остались последние из могикан. Ведь все это существует, за редким исключением, на общественных началах. И молодым людям нужно ценить педагогов, которые еще хотят передавать им знания и опыт. И это касается не только литературы… Наиля Ахунова, 2022 год .

Автор более двадцати книг стихов и прозы, среди которых «Далёкий свет» (1995), «Принцесса сластёна» (1996), «Бабье лето» (1996), «Качели» (2004), «Вечернее солнце» (2005), «Окно» (2005), «Чему улыбается ночь» (2007), «Махаон» (2008), «Голубые глаза Луны» (2009), «Заметки на кленовых листьях» (2014), «Над закатной водой» (2017), «День защиты чёрных кошек» (2017), «Чёрная бабочка» (2018), «Синдром золушки» (2018), «Тень кошки» (2019), «Сентябринки» (2020), ряд других . Также является автором спектакля в стихах «Воскрешение» ( Национальный культурный центр «Казань» , 2003) , пьесы «Здравствуй, Ёжик!» ( театр кукол «Экият» , 2004) , сценария документального фильма «Ласточка цвета жизни» ( , 2006) . В 2009 году удостоена звания , является лауреатом литературной премии имени А. М. Горького (2008), (2014) .

Очерк творчества

Член Союза писателей Республики Татарстан с 1997 года . Является автором стихов, миниатюр, сказок, эссе, сценариев, пьес . Пишет на русском языке . В начале 1970-х годов послала свои первые стихи и прозу в журнал « Пионер », получив положительную оценку . К 1979 году относятся первые литературные публикации Ахуновой в газете « », тогда же была опубликована и её первая сказка под названием «Роза и Подсолнух» . Активно публиковалась в республиканской и центральной печати, в журналах « », « », « Татарстан », « », « Библиотека », газетах « Литературная Россия », « Книжное обозрение » . В 1995 году выпустила свой первый поэтический сборник «Далёкий свет» .

Начиная с конца 1970-х годов Ахунова зарекомендовала себя успешным автором детских сказок и пьес, наполненных не свойственной для этого жанра драматургией . В дальнейшем её творчество претерпело некоторую эволюцию, так, поэтесса перешла к белым стихам, которые она сочетает с традиционными стихотворными формами . Формально творчество Ахуновой наследует советскому этапу развития татарской литературы , она не приемлет ненормативную лексику, агрессивность, пошлость . Вместе с новым поколением казанских литераторов Ахунова предприняла попытку отобразить внутренний мир человека в эпоху слома прежних ценностей и зарождения новой идеологии, опираясь на собственный опыт и впечатления из реальной жизни . Решающее влияние на творческий мир поэтессы оказала творческая среда Казани, сама она отмечала воздействие на себя атмосферы семьи, своей родословной, прохождение через потерю родителей, друзей, сквозь сопротивление агрессивной среды . Своими духовными наставниками в литературе считает мать и отца, фактически наследовав от них увлечение писательским творчеством .

Поэзии Ахуновой свойственны тонкий лиризм, сильная образность, чёткость деталей, ясность формы . Её стихи отличаются лаконичностью и краткостью, будучи выстроенными вокруг одного образа или впечатления лирического героя — здесь и различные этапы женской любовной истории от первых восторгов до вершин переживаний, так и философско-пессимистические размышления с лейтмотивом разочарования, что в конце 1990-х годов привело Ахунову к созданию знакового образа белой вороны, не принятой окружением . Закономерным, по мнению критики, итогом развития медитативного направления в лирике поэтессы стал её переход к японскому хокку , в чём она наследует Р. Файзуллину . Сосредоточившись на таких жанрах, как хайку и хайбун , ставших своеобразным лирическим дневником автора , Ахунова расширила рамки татарского восприятия японской поэзии, привнеся образы местной природы и национальной этнографии города Казани в сочетании афористичной лаконичностью .

Жанр хайку отвечает ритмам и темпу XXI века. В старину в поэзии преобладали эпические поэмы, монументальные оды. Время было другое. В древней Японии хайку считалось поэзией для избранных, для интеллектуалов. Сейчас этот жанр во всём мире активно используется в рекламе, в компьютерном общении, при оформлении вернисажей и выставок. В нём есть некая недосказанность и, одновременно, ясность. Говоря современным языком, хайку – это слоган. А сочинить коротенький запоминающийся слоган очень трудно. Востребованность хайку – интереснейшее литературное явление, которое ещё никто не осмыслил и не изучил. Наиля Ахунова, 2012 год

Поэзия Ахуновой переводилась на татарский язык такими авторами, как , , Н. Сафина . Сама также переводит с татарского короткую прозу, пьесы, народные сказки, произведения Р. Хариса , Н. Хасанова , . Некоторые стихи положены на музыку, в частности, . Работает Ахунова также в жанре эссе, рассматривая в своих прозаических миниатюрах темы творчества казанских писателей, своих товарищей по поэзии, впечатления от современной жизни, поездок на родину, прогулок по улицам и паркам Казани . В целом, в критике Ахунова характеризуется как автор, который не замкнулся исключительно на собственном творчестве, а наоборот. Ведя активную общественную и педагогическую деятельность, она стала организатором литературного процесса в республике, объединив вокруг себя молодых писателей и поэтов: «Я помогаю молодым авторам. А они помогают мне — не потеряться и не растеряться в этой жизни» .

Вывела в «большую литературу» таких писателей и поэтов, как А. Б. Русс , Л. Р. Газизова , , А. Б. Абсалямова , , . Начиная с 1994 года, была составителем и редактором пяти альманахов, вышедших в информационном центре КГМУ и — «Vivat, Academia!» (1998), «Alma Mater» (2001), «Rara Avis» (2003), «Анамнез жизни» (2003), «Homo Ornitus» (2004) . В сотрудничестве с кафедрой журналистики Казанского университета и музеем Е. А Боратынского стала составителем публицистического сборника «Поэт шагает по Казани» (1998), редактором поэтических книг А. Абсалямовой «Осколки снов» (1997) и «Люблю писать курсивом» (2001) . Выступила одним из составителей сборника воспоминаний «Современники о Гарифе Ахунове» на татарском и русском языках («Гариф Ахунов: истәлекләр», 2005) и книги-альбома «Гариф Ахунов. Хәзинале гомер» («Гариф Ахунов: писатель, нашедший клад», 2015) .

Награды

Личная жизнь

Муж — поэт Борис Вайнер , поженились в 1979 году . Дочь — Ида (р. 1980), пишет стихи и сценарии . Увлекается рисованием и фотографией . Коллекционирует головные уборы, в частности, шляпы .

Библиография

  • . — Казань: Национальный музей Республики Татарстан, 1995. — 40 с. (рус.)
  • . — Казань: [ б. и. ], 1996. — 12 с. (рус.)
  • . — Казань: [ б. и. ], 1998. — 44 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2004. — 115 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2005. — 107 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2005. — 56 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2007. — 132 с. (рус.)
  • . — Казань: Объединение «Отечество», 2008. — 96 с. (рус.)
  • . — Казань: Объединение «Отечество», 2009. — 47 с. (рус.)
  • . — Казань: Объединение «Отечество», 2010. — 51 с. (рус.)
  • . — Казань: Татарское книжное издательство , 2011. — 111 с. — ISBN 9785298019941 . (рус.)
  • . — Казань: Объединение «Отечество», 2013. — 79 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2014. — 108 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2017. — 68 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2017. — 40 с. (рус.)
  • . — Казань: Татарское книжное издательство, 2018. — 111 с. — ISBN 9785298035675 . (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2018. — 48 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2019. — 91 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2020. — 108 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2021. — 44 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2022. — 100 с. (рус.)
  • . — Казань: Издательство «Плутон», 2023. — 31 с. (рус.)
Составитель
  • / сост. Н. Г. Ахунова и др.. — Казань: [ б. и. ], 1998. — 54 с. (рус.)
  • / сост. Н. Г. Ахунова. — Казань: Издательство КГМУ, 1998. — 68 с. (рус.)
  • / ред. и сост. Н. Г. Ахунова. — Казань: Издательство КГМУ, 2001. — 40 с. (рус.)
  • / сост. Н. Г. Ахунова. — Казань: Издательство КГМУ, 2004. — 44 с. (рус.)
  • / төз. Ш. Г. Максудова , Н. Г. Ахунова. — Казан: Татар китап нәшрияты, 2005. — 240 с. — ISBN 5298041388 . (татар.)
  • / төз. Н. Г. Ахунова, . — Казан: «Рухият» нәшрияты, 2015. — 375 с. — ISBN 9785897061716 . (татар.)
  • / ред.-сост. Н. Г. Ахунова. — Казань: Плутон, 2021. — 111 с. — ISBN 9785902089759 . (рус.)

Примечания

  1. , с. 684.
  2. . Татар энциклопедиясе . Дата обращения: 26 декабря 2023.
  3. Роза Камалетдинова. . (9 ноября 2016). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  4. . Союз писателей Республики Татарстан (3 декабря 2014). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  5. Армен Малахальцев. . (30 октября 2005). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  6. Елена Чернобровкина. . Бизнес Online (29 марта 2016). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  7. , с. 684—685.
  8. . Союз писателей Республики Татарстан . Дата обращения: 26 декабря 2023.
  9. , с. 61.
  10. , с. 12.
  11. Татьяна Пашагина. . Газета «Республика Татарстан» (1 июля 2008). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  12. , с. 74.
  13. Гюзель Шагимарданова. . (4 апреля 2008). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  14. Елена Чембаева. . (14 мая 2007). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  15. , с. 178.
  16. , с. 77.
  17. , с. 215.
  18. , с. 685.
  19. Ольга Голыжбина. (11 апреля 2019). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  20. Галимуллина А. Ф. . Союз писателей Республики Татарстан (20 апреля 2021). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  21. , с. 13.
  22. , с. 62.
  23. . — . — 2009. — Т. 5. — С. 149—157. — 223 с.
  24. , с. 60.
  25. . — . — 2019. — Т. 22 (Коралл). — С. 64—67. — 223 с.
  26. , с. 72.
  27. , с. 74—75.
  28. , с. 45.
  29. , с. 98.
  30. , с. 75.
  31. , с. 75—76.
  32. . — . — 2012. — Т. 8. — С. 178—191. — 239 с.
  33. , с. 76.
  34. . Аргументы и факты (27 сентября 2012). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  35. , с. 32.
  36. Нина Нарыкова. . (13 октября 2008). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  37. , с. 45—46.
  38. Наталья Топал. . (17 июня 2011). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  39. , с. 12—13.
  40. Ольга Иванычева. . (13 июля 2017). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  41. . Союз писателей Республики Татарстан . Дата обращения: 26 декабря 2023.
  42. . Союз писателей Республики Татарстан . Дата обращения: 26 декабря 2023.
  43. . Управление записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан (15 мая 2015). Дата обращения: 26 декабря 2023.
  44. , с. 303.
  45. Лилия Боровская. (24 января 2008). Дата обращения: 31 декабря 2023.
  46. , с. 13.
  47. Наиля Ахунова. . (18 августа 2023). Дата обращения: 29 декабря 2023.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Ахунова, Наиля Гарифзяновна