Interested Article - Салыр
- 2020-01-15
- 1
Салыр (также салар, салор, салгир, салгур ; туркм. salyr ) — древнее туркменское племя, которое, согласно средневековым источникам, входило в группу 24-х самых ранних туркменских ( огузских ) племен, ведущих свое происхождение от древнего героя-прародителя туркмен Огуз-хана .
Этимология
Согласно произведению историка Государства Хулагуидов Фазлуллаха Рашид ад-Дина « Огуз-Наме» , которое является частью его обширного исторического труда Джами ат-таварих (Сборник летописей) , имя салыр означает « куда бы ни пришел, везде сражаешься мечом и палицей », а в книге хана и историка Хивинского ханства Абу-ль-Гази « Родословная туркмен » значение названия племени приводится как « вооруженный саблей ». Салыр был старшим сыном Даг-хана, пятого сына Огуз-хана.
История
В различных версиях огузо-туркменского героического эпоса « Огуз-Наме » указывается, что племя салыр играло важную роль в Огузском государстве до середины X века вплоть до начала сельджукского движения, а многие ханы этого государства были родом из салыров . В своем труде « Джами ат-таварих » , Рашид ад-Дин отмечает:
« Длительное время царское достоинство оставалось в семье Огуза; так долго сан государя был в родовой ветви Салыра, а после этого (из) других ветвей (также) были почитаемые цари ».
Впоследствии, основная масса племени салыр жила на территории Туркменистана , значительная их часть в XI—XII вв. ушла вместе с другими огузо-туркменскими племенами на запад; в Малой Азии в XII—XIII вв. они образовали Караманское бекство (Караманогуллары) . Династия Салгуридов, правившая в Фарсе в 1148—1282 гг. и сыгравшая важную роль в создании Румского султаната , была родом из племени салыр . Часть племени переселилась в Крым , а крымская река Салгир , по мнению ряда ученых, обязана своим названием этому племени . В XIV—XVI вв. салыры возглавляли крупнейшее военно-племенное объединение пяти крупных туркменских племен: салыров, арсары, теке, йомудов и сарыков. Данный военный союз существовал до тех пор, пока не перестала течь вода реки Амударья по Узбою . В Южном Туркменистане были известны хорасанские салыры. В XVI—XIX вв. салыры жили на Мангышлаке и Северном Балхане, в Хивинском ханстве , в среднем течении Амударьи, в Мургабском оазисе и, наконец, в Серахсе — последнем месте их окончательного оседания в 1884 г.. Часть туркмен-салыров в 1370 году переселилась из Самарканда в Кашгарию , Восточный Туркестан (современкый Сюньхуа-Саларский автономный уезд провинции Цинхай Китая ), где они известны под названием салары .
Крупными подразделениями племени салыр являются Акман и Гараман (Караман) . Легенды связывают данные этнонимы с именами родоначальников. Абу-ль-Гази упоминает имя Караман-бека, ушедшего во главе многих родов на Мангышлак (в X—XI вв.). Во времена Ходжа Ахмеда Ясави (1105—1166), два крупных туркменских племени акман и гараман жили в Туркестане и, по легенде абдалов, их родоначальники, Акман и Гараман, были родом из племени абдал . Салары Китая считают Акмана и Карамана своими родоначальниками, а в г. Гейцзы находится почитаемая ими могила Карамана . Этноним гараман часто встречается и в Болгарии , Турции , Македонии , например, в Турции порода овец названа гараманская . Судя по этнотопонимии, туркменский этнос гараман жил и в Крыму .
Известный туркменский историк XVI века, уроженец города Ниса Салар Баба Гулалы оглы Харыдари, который является автором труда «Всеобщая история», был родом из племени салыр .
Топонимика
На территории Туркменистана имеются следующие топонимы, связанные с племенем салыр:
- Аул Салыр и колодец Салыргуйи в Ходжамбазском этрапе Лебапского велаята ;
- Колодец Салыр в Дарганатынском этрапе Лебапского велаята;
- Арык Салырарык и местность Салыртокай в Дяневском этрапе Лебапского велаята;
- Колодец Салыр рядом с аулом Ербент в Ахалском велаяте ;
- Крепость Салыргала в г. Ёлётен Марыйского велаята ;
- Возвышенность Салырдепиз в Западных Каракумах .
В связи с миграциями огузо-туркменских племен в Средние века в пределах Центральной Азии , Восточной Европы , Ближнего и Среднего Востока и Индийского суб-континента , племя салыр оставило свои следы в топонимике ряда стран:
- Река Салыръелга , Башкортостан и Оренбурская область , Россия ;
- Река Акман и гора Акмантау, Башкортостан, Россия
- Деревня Саларьево в Новомосковском округе Москвы , Россия
- Аул Караман , Омская область , Россия
- Село Караман , Саратовская область , Россия
- Река Салгир в Крыму ;
- Город Салар в Западной Бенгалии, Индия ;
- Синьхуа-Саларский автономный уезд, провинция Цинхай, Китай
- Канал Салар в Ташкенте и Таш кентской области , Узбекистан
- Поселок Салар, Кибрайский район , Узбекистан
- Ил Караман , Турция
- Деревня Салур, ил Караман, Турция
- Деревня Салур, ил Конья , Турция
Всего на территории Турции зафиксировано 22 топонима туркменского племени салыр , а в XVI в. их было 51 .
Примечания
- . horezm.info . Дата обращения: 10 февраля 2022. 8 ноября 2021 года.
- Абу-ль-Гази. . АН СССР. (1958). Дата обращения: 10 февраля 2022. 8 ноября 2021 года.
- С.Агаджанов. Ашхабад, Ылым (1969). Дата обращения: 10 августа 2019. 24 октября 2019 года.
- Фазаллах Рашид ад-Дин. . М.-Л. АН СССР (1952). Дата обращения: 10 августа 2019. 13 мая 2021 года.
- Босворт К. Э. М., «Наука» (1971).
- О.Туманович. . Мировая цифровая библиотека . Туркменское государственное издательство, Ашхабад, Туркменистан (1926). Дата обращения: 29 ноября 2019. 10 июля 2021 года.
- З.Ш. Навширванов. . Симферополь (1929). Дата обращения: 7 августа 2019. 5 октября 2017 года.
- В.А.Бушаков. . Институт языкознания Академии наук СССР, Москва (1991). Дата обращения: 7 августа 2019. 9 октября 2017 года.
- Энциклопедический словарь «Историко-культурное наследие Туркменистана», под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова,. Стамбул, 2000 г.
- С.Атаныязов. . Google Books . Ашхабад, Ылым (1988). Дата обращения: 29 ноября 2019. 14 июля 2020 года.
- С.Агаджанов. Ашхабад, Ылым (1969). Дата обращения: 3 августа 2019. 7 августа 2020 года.
- ↑ Э.Тенишев. . М. - Наука (1976).
- И.Н. Лезина, А.В. Суперанская. . INION RAN (1994). Дата обращения: 3 августа 2019. 10 июля 2020 года.
- TDH. (13 марта 2013). Дата обращения: 25 ноября 2019. 16 июля 2015 года.
- С.Атаниязов. . Ашхабад: Ылым (1980). Дата обращения: 16 февраля 2022. 9 января 2022 года.
- С.Агаджанов. Восточная Библиотека . Ашхабад, Ылым (1969). Дата обращения: 3 августа 2019. 7 августа 2020 года.
- Faruk Sümer. Oğuzlar (Türkmenler). Tarihleri — Boy Teşkilatı — Destanları — Ankara, 1972
- 2020-01-15
- 1