Interested Article - Ханака

, средневековая ханака в Исфахане , Иран .
в Греции .

Ха́нака ( перс. خانگاه ‎) — суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами дервишей , но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. Ханаки играли большую социальную роль, выполняя функции мест общественных и политических собраний; школ; гостиниц и постоялых дворов; больниц; благотворительных центров и т. д. .

В ханаке обязательно находилась мечеть, мог находиться мавзолей ( мазар ) и библиотека . Процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена, из-за чего ханаку иногда сравнивают с гостиницей . Некоторые ханаки существовали благодаря нерегулярным дарам и пожертвованиям (футух), тогда как другие получали регулярную помощь .

Суфийские обители также называют дергях и текке ( тур. tekke ). Крупные и центральные обители называют аситанами . Сравнительно небольшая ханака, в которой проживал шейх, называется завия .

Функции

Ханака Диван-Беги в Бухаре

По своей функции центра религиозного аскетизма ханака схожа с христианским монастырем , но в отличие от монастыря, процесс входа и выхода в ханаку был предельно облегчен, дабы не мешать дервишам в их странствиях. Ханака выполняла также благотворительную функцию (раздача милостыни) и исполняла роль скриптория и гостиницы — зачастую в ханаках останавливались паломники, поэты и учёные, иногда даже и правители.

Известны случаи, когда ханака строилась каким-нибудь правителем или просто очень состоятельным человеком из желания совершить богоугодный поступок, прославив тем самым своё имя в истории страны. Например, ханака Диван-Беги в Бухаре .

На протяжении многих столетий суфийские обители выполняли большую социальную роль в исламском мире. Там располагались основные центры просвещения и школы (мактабы), в которых изучали различные религиозные науки и обучали грамоте. Здесь же размещались библиотеки (китабханы) .

В обителях проводились различные общественные и политические собрания. Они выполняли роль гостиниц и постоялых дворов (караван-сарай) для путников (мусафиров). Нуждающиеся могли получить в них пропитание, а инакомыслящие — укрытие от преследований властей. Выполняя и роль больниц (дар аль-аджаза), обители оказывали помощь пострадавшим, лечили различные заболевания .

Текийе в селе Ханега

Планировка

Обычно ханака представляет собой прямоугольное сооружение со внутренним двором либо большим купольным залом, этот зал называется зикрахана ( дарсхана ) или сума’а и используется для молитв, собраний и дервишских практик таких как зикр и сама . Вокруг зикрханы располагаются келии- худжры . В ханаке обязательно находилась мечеть, зачастую поблизости строился и хауз , также в ханаке мог находиться мавзолей основателя, другого духовного лица или правителя.

Проживание

В отличие от христианских монастырей процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена, из-за чего ханаку иногда сравнивают с гостиницей. Почти в каждой ханаке имелись правила кратковременных или долгосрочных посещений.

Сам шейх (глава) мог жить с семьёй в одном из помещений комплекса (поэтому в ханаках иногда могли быть гаремы ) и в специально отведённое время видеться со своими учениками, чтобы руководить их духовным развитием. Обычно он предстоял на пяти молитвах братства.

Завия в Тагирте (Алжир)

Финансирование

Некоторые ханаки существовали благодаря нерегулярным дарам и пожертвованиям (футух), тогда как другие получали регулярные вспомоществования. Ордены, подобные Чиштия в Индии , были необыкновенно гостеприимны, в них постоянно гостили иноземцы; в других орденах действовали строгие правила относительно времени посещения и категорий посетителей, которым дозволялось видеть наставника.

В Боснии , со Средних веков по наши дни, в основном здании ханаки или текке могла находиться ремесленная мастерская, мельница или магазин. Это делает техническое и административное поддержание ханаки независимым от пожертвований верующих. Подобное можно встретить и в Турции , где возле одного из текке города Конья построен небольшой продуктовый магазин. Это позволяет на вырученные средства обслуживать и поддерживать комплекс зданий данного текке.

Виды ханак

В позднее средневековье на западе исламского мира сформировались завии , представляющие собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть , помещения для жилья шейха и мюридов (учеников), а также приют для странников ( дервишей ) . Крупные и центральные обители называются аситанами .

Примечания

  1. .
  2. , с. 95.
  3. , с. 63.

Литература

  • Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 751. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  • Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. — 1-е изд. — М. : ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. — С. 74—75. — 103 с.
  • Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. ISBN 978-5-222-15934-7 .
  • Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М. : Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-8183-1080-0 .
  • Стародуб Т. Х. Средневековая архитектура, связанная с суфизмом: ханака, завия, такия // Суфизм в контексте мусульманской культуры : Сборник статей / Отв. ред. и авт. введ. Н. И. Пригарина. — М. : «Наука», 1989. — С. 268—280. — 337 с. — ISBN 5-02-016695-2 .

Ссылки

  • // Шиммель Аннемари Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорта.. — М. : Алетейа, Энигма, 2001.
  • Смагулов Е. // Смагулов Е. Туркестан. Штрихи к историческому портрету.
Источник —

Same as Ханака