Demilich — When The Sun Drank The Weight Of Water.mp3
- 1 year ago
- 0
- 0
R S |
в списке
500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone |
Smoke on the Water (с англ. — «Дым над водой») — песня рок-группы Deep Purple , записанная в декабре 1971 года и впервые выпущенная в альбоме Machine Head в марте 1972 года. В качестве сингла она вышла лишь в 1973 году; вторую сторону сингла занимала её концертная версия из альбома Made in Japan .
Песня описывает реальные события. Группа решила записывать свой новый альбом за пределами Англии, чтобы избежать лишних налогов , и в декабре 1971 года музыканты съехались в швейцарский городок Монтрё для записи альбома на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling Stones Mobile . Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне — «the gambling house»), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря , в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention в рамках их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением .
Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь — очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу («some stupid with a flare gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», — это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс , помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов .
В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером .
Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом , заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title #1». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки . Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски заняли 5—6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water» . Он так это описал:
Я был один в кровати… в то мистическое время между глубоким сном и пробуждением, когда я услышал собственный голос, произносящий эти слова вслух. Я проснулся и спросил себя, действительно ли я их произнес, и решил, что так и было. Я хорошенько их обдумал и осознал, что это может быть потенциальным названием для песни.
Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»); участники Deep Purple, относя группу исключительно к «пьющим», поначалу эти слова отвергли . В конце концов, уже в цейтноте , группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре («We ended up at the Grand Hotel, / It was empty, cold and bare»), превратив её Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы («With a few red lights and a few old beds / We made a place to sweat…») . Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пейсу пришлась по душе реверберация холла между номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head . А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water».
Из всех композиций альбома песня «Smoke on the Water» вошла в концертную программу 1972 года самой последней, это произошло в конце мая.
«Smoke on the Water» известен своим хорошо узнаваемым гитарным риффом — синкопированной мелодией в блюзовом ладу, в параллельных квартах . Ричи Блэкмор исполняет этот рифф на гитаре Fender Stratocaster одновременным щипком двумя пальцами двух струн, для полной одновременности их звучания (приём игры называется double-stop). Во вступлении к гитаре последовательно присоединяются хай-хэт , орган Хаммонда , барабаны и бас-гитара.
В сентябре 2017 года исследователи из базирующейся в Сан-Франциско американской биотехнологической фирмы Twist Bioscience, Microsoft Research и Вашингтонского университета в Сиэтле сообщили о том, что им впервые удалось записать и воспроизвести музыкальные аудиозаписи архивного качества на ДНК ; использованными в эксперименте композициями стали «Smoke on the Water» группы Deep Purple и «Туту» джазового трубача Майлса Дейвиса , вместе составившие 140 мегабайт информации . Эти новаторские записи были переданы на хранение в архив Джазового фестиваля в Монтрё под эгидой архивной программы ЮНЕСКО «Memory of the World» .
По результатам опроса читателей издательства TeamRock гитарный рефрен «Smoke on the Water» в 2017 году вошёл в число двадцати величайших гитарных риффов всех времён . В марте 2023 года группа авторов американского издания Rolling Stone включила песню в список «100 величайших хеви-метал песен всех времён». В этом рейтинге она заняла 34-ю позицию .
В концертном исполнении песня была впоследствии записана более поздними составами Deep Purple с вокалистом Дэйвидом Ковердэйлом , а также группами Ian Gillan Band , Gillan и Rainbow . В 1989 году она была выпущена как на сборнике Rock Aid Armenia , так и отдельным синглом в исполнении музыкантов Deep Purple и сборной группы известнейших рок-музыкантов; средства от продажи сингла поступили в фонд вспомоществления жертвам землетрясения в Ленинакане (теперь Гюмри ) и Спитаке , Армения .
Гиллан исполнял композицию в составе группы Black Sabbath во время их турне в 1983—1984 годах. В 2011 году запись песни, сделанная во время одного из концертов, была выпущена на переизданном диске Born Again .
Под названием «Smoke on the Water» в 1994 году на Shrapnel Records вышел трибьют Deep Purple, в котором приняли участие вокалисты Джо Линн Тёрнер , Гленн Хьюз , Дон Доккен и Джефф Скотт Сото , а также группа гитарных ( Ингви Мальмстин , Винни Мур , Пол Гилберт , Тони Макалпин ) и клавишных ( Йенс Юханссон и всё тот же Тони Макалпин) виртуозов. Сама песня на этом альбоме идёт седьмым треком.
Знаменитый американский гитарист Карлос Сантана в 2010 году записал кавер-версию песни для своего альбома Guitar Heaven: Santana Performs the Greatest Guitar Classics of All Time .
Известны многочисленные поздние кавер-версии песни, в том числе Iron Maiden [ источник не указан 658 дней ] , Ингви Мальмстина, Dream Theater , Sepultura , Аксель Руди Пелль (в альбоме , 2015), G3 ( Джо Сатриани , Джон Петруччи и Стив Вай на альбоме « », 2005), Джон Бон Джови с Брюсом Спрингстином , Soulfly , (альбом «Forcefield», 1987), Six Feet Under , Vains of Jenna , Брайана Мэя , Бурановские бабушки . Песня перерабатывалась в стилях кантри , трэш-метал , блэк-метал , и пауэр-метал , народная песня среди прочих [ источник не указан 677 дней ] .
Свои джазовые версии «Smoke on the Water» представили группы (альбом Hell’s Kitchen ) , The Cooltrane Quartet (альбом Cool Jazz Blends ) , Couture Chic (альбом Velvet Bossa ) и Air Jazz Quartet (альбом Tribute to Deep Purple ) . В 2008 году команда Pink Turtle записала «Smoke on the Water» в стиле свинг на альбоме кавер-версий Pop in Swing . Известный американский поп-певец Пэт Бун в 1997 году записал альбом кавер-версий хард-роковых хитов , на котором «Smoke on the Water» была исполнена в стиле биг-бенда .
Годовые чарты:
Год | Чарт | Позиция |
---|---|---|
1973 | Канада ( ) | 34 |
США ( Billboard Top Pop Singles ) | 50 |