BR18
- 1 year ago
- 0
- 0
Хамба́кер ( англ. Humbucker ) — тип магнитного звукоснимателя для электро- и бас-гитары , состоящий из двух катушек индуктивности в магнитном поле . Основное предназначение — подавление шумов в выходном аудиосигнале.
Шумоподавляющая катушка ( англ. humbucking coil ) была придумана в 1935 году американской компанией Electro-Voice , основанной в Саут-Бенде Элом Каном и Лу Барроузом. Фирма специализировалась на производстве портативного концертного оборудования, включая микрофоны и динамики. Звукосниматель из двух встречно намотанных катушек должен был подавлять 50-герцовый фон от электрической сети ( англ. hum , «гул»), но усиливать полезный сигнал от струн.
Одной из первых фирм, применявшей хамбакеры, была Rickenbacker . В 1953 году она предлагала гитары с двухкатушечными звукоснимателями, настроенными на шумоподавление, но вскоре, в 1954-м, проект был свёрнут из-за сильного искажения звука. Самым успешным ранним звукоснимателем типа хамбакер был так называемый «PAF» (Patent Applied For — Заявлен на патент), придуманный работником компании Gibson Сетом Лавером в 1955 году. Первой гитарой с существенным объёмом выпуска была Gibson Les Paul , оснащавшейся двумя хамбакерами. Успех данной модели подтолкнул некоторые фирмы (включая Fender , традиционно оснащавшую свои гитары синглами ), на оборудование своих гитар хамбакерами.
Хамбакер состоит из двух катушек индуктивности , находящихся в разных полюсах магнитного поля и намотанных встречно. Струна гитары изготавливается из стали или никеля и является ферромагнетиком . Находясь в постоянном магнитном поле звукоснимателя, струна намагничивается и приобретает своё магнитное поле. При колебаниях струны изменение её скорости движения относительно датчика обуславливает изменение скорости индукции магнитного поля и, следовательно, магнитного потока. Вследствие этого в катушках возникает ЭДС электромагнитной индукции , причём в разных катушках векторы магнитного потока имеют противоположные направления, но из-за противоположности фаз катушек ток имеет одинаковое направление, поэтому сигналы обеих катушек суммируются. Радиоволны также индуцируют в катушках ток, но поскольку направление тока не зависит от магнитного поля, то из-за разных фаз намоток сигналы взаимовычитаются.
Уровень сигнала с хамбакера порядка 250—500 мВ (для сравнения — у сингла 100—200 мВ ), что повышает компрессию и позволяет больше исказить звук при эффектах « Овердрайв » или « Дисторшн ». Из-за разного расстояния между катушками гармоники колебания струны, придающие яркость звучания, либо теряют громкость, либо исчезают вообще. Звук получается более «смазанный», «размытый» и менее яркий.
Есть множество разных конструкций хамбакера, но все они имеют одно начало. Хамбакер — две катушки индуктивности, намотанные встречно, прикреплённые с помощью шурупов к металлической пластине (обычно используется никель-сильвер в более дорогих или латунь в более дешёвых звукоснимателях). Существует две схемы выводов с катушек:
Крепление хамбакера может производиться в фальш-панель гитары или непосредственно в корпус (т. н. «direct mount» — прямое крепление) с помощью двух или трёх подпружиненных болтов или шурупов.
Самая ранняя конструкция хамбакера направлена на максимальное снижение влияний помех на сигнал. Звукосниматель помещался в металлический корпус, служивший экраном от помех. Для предотвращения микрофонного эффекта датчик пропитывался смесью воска и парафина . Для большего выражения высоких или низких частот (в зависимости от положения звукоснимателя) только у одной из катушек сердечники выходили наружу. Для баланса звука каждой струны предусмотрена регулировка сердечников по высоте. Звукосниматель имеет относительно низкий уровень сигнала.
Представлен фирмой Gretsch на летней выставке NAMM 1957 года в Чикаго . От звукоснимателя «PAF» отличается размерами и специфической формой крышки. Обладает ярко выраженными высокими частотами.
Имеет габариты сингла . Катушки расположены одна под другой. Сигналы в каждой катушке полностью идентичны друг другу по спектру и фазе, поскольку снимаются с одной и той же точки струны, но они в достаточной степени отличаются друг от друга по амплитуде, поскольку струна сильнее меняет магнитный поток в ближайшей по отношению к ней катушке. Выходное напряжение, таким образом, составляющее разностный сигнал катушек хамкенселлера, является спектрально (по тембру) точной копией синглового, имеет меньшую, чем у сингла амплитуду , зато полностью свободно от любых синфазных шумов, которые наводятся в катушках практически одинаково.
Мини-хамбакер меньше обычного. Существуют как в размере Tele/Strat, так и в размере Soapbar. Конструкция полностью идентична традиционной за исключением размеров. Такой датчик имеет более низкий выходной сигнал и компрессию, однако его звук ярче, чем у обычного хамбакера.
В данных хамбакерах вместо 12-ти сердечников стоят две пластины, называемые «рельсами». Магнитное поле распределяется более равномерно, также струна звучит более плавно и не теряет звук при подтяжках, потому что струна всегда находится над сердечником , однако такой сердечник рассеивает магнитное поле больше, поэтому звук слегка менее выраженный и чёткий, чем у традиционного хамбакера. Наиболее часто такую конструкцию применяют в мини-хамбакерах.
Звукосниматель, в котором катушки снимают сигнал с разных струн, например одна пара с первых трёх струн, вторая пара с остальных. Устанавливается на гитары типа « Precision Bass » и на некоторые модели «G&L». Яркий пример — басовый звукосниматель DiMarzio Model P.
Активный хамбакер от обычного (пассивного) отличается более низким числом витков в катушках, более слабым магнитом и собственной схемой усиления. Изначально такая конструкция без электроники применялась для согласования сопротивлений входа и выхода гитары и микшера, чтобы подключать инструмент непосредственно в линейный вход . Такая конструкция вследствие технических особенностей минимально влияет на колебания струны, следовательно повышается сустейн . Также катушка с низким сопротивлением позволяет снимать более широкий спектр частот, делая звук более чётким и артикулированным. Однако, чтобы применять эти качества звукоснимателей, потребовалось добавить электронные схемы. С развитием конструкции электроники добавлялись такие положительные качества, как уменьшение шума, регулирование тембра звукоснимателя и более мощный выходной сигнал. Но электронная схема требует наличие источника независимого питания, обычно батареи 9В.