Interested Article - Спонтини, Гаспаре
- 2020-06-09
- 2
Га́спаре Луи́джи Пачи́фико Спонти́ни ( итал. Gaspare Luigi Pacifico Spontini ; 14 ноября 1774 , Майолати , провинция Анкона — 24 января 1851 , там же) — итальянский композитор, автор опер, кантат, месс и других музыкальных сочинений; один из основоположников жанра большой оперы . Член Прусской (1833) и Парижской (1839) академий искусств.
Биография
Гаспаре Спонтини — выходец из крестьян. Музыкальное образование он получил в одной из неаполитанских консерваторий , « », где учился у Никола Сала . Позднее занимался композицией у Никколо Пиччини .
В 1796 году написал комическую оперу «Женское упрямство» ( итал. La Puntiglie delle Donne ), которая была поставлена в Риме с огромным успехом, и затем ещё 14 опер-буффа и опер-сериа в стиле Доменико Чимарозы , также имевших успех — для Рима, Неаполя, Флоренции, Венеции.
В 1803 году переехал в Париж , где пользовался поддержкой императорской (до декабря 1804 года — консульской) четы, в первую очередь, Жозефины Богарне . Успех композитору принесли постановки таких опер, как « » (1804) и « » (1805, поставлена в 1807), которая считается его лучшим произведением. После постановки оперы « » в 1809 году занял место директора Итальянской оперы в Париже, которое занимал с 1810 по 1812 год. С 1814 года он — придворный композитор.
Премьера оперы « » по Вольтера , состоявшаяся в Королевской академии музыки 22 декабря 1819 года, особого успеха не имела, так как публике не понравился печальный финал.
Прусский король Фридрих Вильгельм III , посетивший Париж после окончания войны с Наполеоном, был очарован музыкой Спонтини и настойчиво добивался его переезда в Берлин. С 1820 года Спонтини — музыкальный директор Берлинской оперы. В 1821 году он представил здесь новую редакцию «Олимпии», вариант со счастливой развязкой был посвящён прусскому королю Фридриху Вильгельму III.
В Берлине Спонтини писал пьесы по различным торжественным поводам. Он покинул Берлин и вернулся в Италию в 1841 году после смерти своего покровителя, короля Фридриха Вильгельма III, а также из-за протеста немецкой публики, вызванного его непониманием нового направления в немецком оперном искусстве.
Творчество
Произведения Спонтини отличаются возвышенностью, страстностью, несут в себе черты романтизма . Его героические оперы блестящи и торжественны. Композитор экспериментировал с расположением оркестра, помещая музыкантов для создания разных эффектов в том числе и за сцену; он впервые использовал на сцене военный оркестр .
Спонтини оказал серьёзное влияние на зарождение французской « большой оперы ». Влияние его музыки можно обнаружить в творчестве таких композиторов, как Россини , Мейербер , а также в ранних сочинениях Вагнера (например, в опере « Риенци »).
Оперы
- Постановки в Париже
- « » — опера, посвящённая Джону Милтону по либретто Этьена де Жуи и , 1804
- « » — одноактная комическая опера, 1805.
- « Весталка », по либретто Этьена де Жуи и , 1807
- « », 1809 (2-я ред. — 1817)
- «Два соперника», 1816
- « »,
- «Нурмахаль, или Праздник роз в Кашмире», 1822 (переделана из оперы « Лалла Рук »)
- «Альцидор»,
- « »,
См. также
- .
Литература
- Серов А. Н. Спонтини и его музыка. — «Пантеон». — 1852, Т. 1, Кн. 1, С. 1—42
Примечания
Ссылки
- / Специальное радио, 2009
- 2020-06-09
- 2