Interested Article - Весталка (опера)

Веста́лка ( фр. La Vestale ) — трёхактная опера Гаспаре Спонтини по либретто Виктора Этьена де Жуи и , написанная в 1805 году и впервые представленная 15 декабря 1807 года в Париже, на сцене Зала Монтансье труппой Императорской академии музыки под руководством дирижёра в присутствии императрицы Жозефины . Декорации , постановщики дивертисментов — Пьер Гардель и Луи Милон .

Действующие лица

  • Лициний ( тенор )
  • Юлия ( сопрано )
  • Цинна (тенор)
  • Верховный жрец ( бас )
  • Главная весталка ( меццо-сопрано )
  • Консул (бас)
  • Предсказатель (бас)
  • Весталки, жрецы, народ, матроны, сенаторы, консулы, ликторы, воины, гладиаторы, танцовщицы, дети, пленники .

Синопсис

Акт I

Римский форум близ храма Весты на рассвете. Бывший плебей, полководец Лициний, сам не свой накануне празднования победы над галлами. Начальник легиона Цинна, заметив его озабоченность, просит поведать её причину: Лициний прославился на войне, желая заслужить руку юной патрицианки Юлии, однако в его отсутствие Юлия, выполняя предсмертную волю отца, стала весталкой . Теперь Лициний должен или похитить её, или отказаться от своей любви. Цинна заверяет друга в своей поддержке.

С восходом солнца весталки направляются в храм — во время торжественной церемонии Юлия, впадающая в отчаяние при мысли о данном ею обете, должна будет возложить венок на голову Лицинию. Во время церемонии Лициний сообщает Цинне, что решил похитить Юлию этой ночью.

Акт II

Юлия, охраняющая священный огонь на алтаре в храме Весты, взывает о помощи к богине. Появляется Лициний, пламя гаснет во время их встречи. Цинна торопит влюбленных и они уже собираются бежать, когда Юлия теряет сознание у алтаря.

Появляются весталки и жрецы. Верховный жрец требует назвать имя святотатца, но Юлия молчит — тогда все проклинают её.

Юлия обращается с молитвой к Латоне .

Акт III

Место казни преступных весталок, погребённых заживо. Лициний клянётся защитить Юлию и открывает верховному жрецу свою вину, но тот остаётся неумолим. Завидев приближающийся погребальный кортеж, Юлия прощается с главной весталкой.

Верховный жрец велит положить покрывало Юлии на угасший алтарь Весты: если оно загорится, значит богиня прощает её. Когда уже всё готово для погребения, внезапно появляется Лициний с вооруженным отрядом. В этот момент небо темнеет, в алтарь ударяет молния и покрывало Юлии загорается. Свершилось чудо, благодаря которому Юлия может соединиться с Лицинием.

История

В 1802 году Спонтини перебрался в Париж, где, пользуясь поддержкой Наполеона и Жозефины , начал работать над операми героического плана. Его вторая опера, « », имела большой успех, после чего один из её либреттистов, Этьен де Жуи , предложил композитору либретто, от которого до этого отказались Буальдьё , Керубини и Мегюль .

Во время постановочного процесса руководство театра выражало своё недовольство произведением, характеризуя его как «странное, неполноценное и шумное» — положение спасло лишь личное вмешательство императрицы.

Премьера спектакля состоялась 15 декабря 1807 года на сцене Императорской академии музыки в Париже под руководством дирижёра в присутствии императрицы Жозефины . Балетные дивертисменты поставили Пьер Гардель и Луи Милон , декорации — . Главные роли исполнили ( Юлия ), ( Лициний ) и ( Верховный жрец ). Несмотря на существовавшую тенденцию к решительному избавлению от итальянского влияния во французской музыке, публика сразу оценила оперу как шедевр.

В 1816 году Джоаккино Россини использовал мотив финала II акта «Весталки» для финала I акта своей оперы « Севильский цирюльник » .

В 1821 году, сразу же после переезда Королевской академии музыки в , спектакль был возобновлён в репертуаре. Первое представление состоялась 22 августа, через три дня после открытия театра; новые декорации выполнил художник Сисери .

В 1823 году Гектор Берлиоз опубликовал в журнале письмо в защиту оперы «Весталка» — что стало его дебютом в качестве музыкального критика.

Особенности

«Весталка» является значимым этапом в развитии оперного искусства. Гектор Берлиоз отзывался о произведении как о «мелодически роскошной опере, изобилующей соло и ансамблями», где «диалоги неожиданно обработаны с быстрыми, блестящими переменами, а драматические речитативы компактные и захватывающие». Композитор удерживал драматизм действия, используя внезапные смены темпов и настроения, что было типично для романтической оперы. Изобретательные финалы изобиловали крещендо в стиле Россини ; второй акт был описан Берлиозом как одно огромное крещендо. Финал последнего акта был особенно наэлектризован, предвосхищая творчество не только Джакомо Мейербера , но также Гаэтано Доницетти и Джузеппе Верди . Помпезность церемониальных маршей, триумфальных процессий, храмовых обрядов несла в себе черты большой оперы .

Дальнейшие постановки

В 1810 году спектакль был показан в Вене, 8 сентября 1811 года состоялась премьера итальянской версии оперы в Неаполе, в театре « Сан-Карло ».

Российская премьера состоялась 26 октября 1812 года в Петербурге ( Делия Е. С. Сандунова , Лициний В. М. Самойлов , Первосвященник П. В. Злов ).

В 1830-х [ уточнить ] опера была поставлена в Берлине молодым Рихардом Вагнером ; премьерой дирижировал сам композитор.

Выдающейся исполнительницей партии Юлии считается Мария Каллас .

Дискография

Примечания

Источники
  1. — 1808.
  2. от 10 ноября 2013 на Wayback Machine
  3. Дата обращения: 27 февраля 2017. 27 февраля 2017 года.
  4. Герберт Вейнсток. Джоаккино Россини. Принц музыки / пер. И. Э. Балод. — М. : Центрполиграф, 2003. — 495 с. — ISBN 5-9524-0153-8 .
Комментарии
  1. начиная со слов: «В голове как будто стуки тяжкий молот отбивает».

Ссылки

Источник —

Same as Весталка (опера)