Interested Article - Реквием (Берлиоз)
- 2020-10-07
- 2
Реквием ( лат. Requiem ), или Большая заупокойная месса ( фр. Grande Messe des morts ), opus 5 — заупокойная месса , написанная Гектором Берлиозом в 1837 году и впервые исполненная в парижском Доме инвалидов на погребении генерала Дамремона .
История создания
В 1837 году пэр Франции Адриен де Гаспарен , занимавший в то время пост министра внутренних дел, учредил денежную премию для ежегодного присуждения молодому композитору, которому поручалось сочинить духовное музыкальное произведение . По словам композитора, Гаспарен принадлежал не только к небольшому числу государственных людей, которые интересуются музыкой, но и к ещё меньшему кругу тех из них, кто её чувствует . Его выбор пал на Гектора Берлиоза, а так как он собирался в ближайшее время покинуть свой пост, то в разговоре с композитором назвал решение о выборе «Реквиема» своим «музыкальным завещанием» . В марте 1837 года был подписан официальный министерский документ, по которому Берлиозу назначалась сумма в 14 000 франков и предоставлялось время около трёх месяцев . Как раз в то время правительство специальным декретом установило ежегодное исполнение траурной мессы в память жертв Июльской революции 1830 года . Было решено, что во время первого торжества должно прозвучать новое произведение. Исполнение должно было состояться в Доме инвалидов ; предполагалось приурочить его к годовщине смерти маршала Мортье и других жертв террористического акта 1835 года .
Берлиоз с радостью взялся за работу: ему давно хотелось создать грандиозное произведение, которое он представлял себе в исполнении 500 или 600 музыкантов . Работа шла быстро; Берлиозу пришлось даже использовать нечто вроде нотной скорописи, чтобы успевать записывать . В итоге «Реквием» был завершён 29 июня 1837 года . Берлиоз посвятил своё произведение де Гаспарену.
Уже начались репетиции, но внезапно церемонию отменили. Берлиоз был в ярости: другого случая исполнить столь масштабное произведение могло не предоставиться. Граф де Монталиве , сменивший Гаспарена на посту министра внутренних дел, предлагал Берлиозу денежную компенсацию, однако тот считал, что правительство нарушило заключённый с ним договор и требовал в первую очередь возможности исполнить готовое произведение. В письме к отцу он писал: «…я остался с самым крупным из когда-либо мной написанных музыкальных произведений, словно Робинзон со своей шлюпкой: отправить его в плавание невозможно — нужны большой собор и четыреста музыкантов…» .
В октябре того же года Берлиоз неожиданно узнаёт, что 5 декабря в Доме инвалидов состоится траурная церемония захоронения останков генерала Дамремона и французских солдат, павших при осаде и взятии Константины . Противодействие исполнению сочинения Берлиоза на церемонии оказывали друзья и сторонники Луиджи Керубини , одну из двух траурных месс которого традиционно исполняли в подобных случаях. Преодолев большие трудности, Берлиоз добился разрешения исполнить на церемонии свой «Реквием». 4 декабря была генеральная репетиция; на следующий день — публичное исполнение. В тот же день, 5 декабря, газета « Фигаро » писала с иронией: «Итак, предстоит услышать „Заупокойную мессу“, которая вот уже два года стучит во все могилы знаменитостей, но ей упрямо отвечают: „Не туда попали“. Наконец месса нашла себе покойника или покойников <…>» .
В премьере были задействованы 420 музыкантов. Дирижировал Франсуа-Антуан Абенек , с которым Берлиоз был не в лучших отношениях и до этого не разговаривал три года: впоследствии он намекнёт в своих « Мемуарах », что Абенек хотел умышленно испортить исполнение . Тем не менее премьера прошла удачно, и отзывы критики были благоприятными. Лишь в нескольких изданиях (в частности, в « Le Constitutionnel ») появились критические выпады в отношении сочинения. По словам Берлиоза: «Успех Реквиема был полный, вопреки всем заговорам, подлым или жестоким, официозным и официальным, попытавшимся ему помешать» . Сведения об успешной премьере дошли до России, где, в частности, журнал « Русский вестник » писал следующее: «Сочинение во всех отношениях любопытно, и по новости, и по массе. Париж был в восторге; журналы едва вмещали похвалы» . В связи с благоприятным приёмом публикой «Реквиема» Берлиоз принимает решение опубликовать партитуру по подписке, которая была напечатана в следующем году издательским домом « Морис Шлезингер » . По воспоминаниям самого Берлиоза, Гаспаре Спонтини , в целом сдержанно относившийся к творчеству композитора, впервые отозвался о нём с похвалой после торжественного исполнения «Реквиема» в церкви Сент-Эсташ . Очень высоко ставил «Реквием» и сам композитор. В 1867 году он писал: «Если бы мне угрожало видеть гибель всех моих произведений, кроме одной партитуры, я просил бы пощады для „Мессы о мёртвых“» .
Структура
«Реквием» написан на традиционный латинский текст, с небольшими изменениями, внесёнными самим композитором . Произведение состоит из 10 частей :
- I. Requiem et Kyrie. Introït
- II. Dies iræ. Prose — Tuba mirum
- III. Quid sum miser
- IV. Rex tremendæ
- V. Quærens me
- VI. Lacrimosa
- VII. Offertoire. Chœur des âmes du Purgatoire
- VIII. Hostias
- IX. Sanctus
- X. Agnus Dei
Общая продолжительность звучания — около 90 минут .
Состав исполнителей
Монументальное сочинение Берлиоза потребовало необычного по величине и составу оркестра. Прежде всего, в него входило огромное количество ударных: 8 литавр , 2 больших барабана , 4 тамтама , 10 пар тарелок . Основной оркестр был дополнен ещё четырьмя закулисными. В них входили медные духовые: 4 корнета , 4 тромбона , 2 тубы в первом; по 4 трубы и тромбона во втором и третьем; в четвёртом к ним добавлены ещё 4 офиклеида . Исполнителей на струнных было 108 человек, из них 50 скрипок , 20 альтов , 20 виолончелей и 18 контрабасов . Хор насчитывал 210 человек; кроме того, в одной из частей предполагалось соло тенора . Очевидно, что подобное произведение было рассчитано скорее на концертное, чем на литургическое исполнение .
Музыка
«Реквием» — типичное сочинение Берлиоза; беспокойный, драматический характер музыки отличает его от двух других наиболее известных реквиемов — Моцарта и Верди . Даже те части, в которых предполагается скорбная и лирическая музыка, у Берлиоза исполнены, скорее, отчаяния, протеста и гнева . В его «Реквиеме» почти нет распевных, задушевных мелодий, зато широко используются хроматизированные вокальные темы и речитатив на одной ноте .
«Реквием» — произведение со сложной драматургией: в нём нет единой линии развития, преобладают скачки и резкие смены эмоций. Для него характерны контрасты, сопоставление разных начал — повествовательного, драматического, лирического . Берлиоз также демонстрирует здесь своё композиторское мастерство, применяя интересные полифонические и оркестровые приёмы. Он пользуется самыми разнообразными средствами музыкальной выразительности, исключительно свободно и самобытно трактуя тему траурной мессы .
Один из основоположников русского музыкознания В. Ф. Одоевский , в связи с первым исполнением этого произведения Берлиоза в России, писал в 1841 году, что «Реквием» действительно нечто совершенно новое в музыке, преимущественно в отношении к « инструментации », и что композитор сумел «воспользоваться эффектами, уже употребляемыми, но не довольно развитыми, и мало известными, или приискать эффекты совершенно новые». Среди интересных оркестровых средств Одоевский выделял применение в «Dies iræ» шести пар литавр, настроенных в разные тоны, сопровождаемых в одной из частей четырьмя особыми оркестрами труб, размещённых в четырёх разных местах симфонического оркестра . Ознакомившись с произведениями французского композитора, М. И. Глинка к в письме к поэту Н. В. Кукольнику писал, что Dies Irae и Tuba Mirum произвели на него «неописанное впечатление» . В целом русский композитор характеризовал произведения Берлиоза следующим образом: «И вот моё мнение: в Фантастической области искусства никто не приближается до этих колоссальных и вместе всегда новых соображений. Объём в целом, развитие подробностей, последовательность, гармоническая ткань, наконец, оркестр, могучий и всегда новый, — вот характер музыки Берлиоза» .
Ромен Роллан в своей обстоятельной статье, посвящённой жизни и творчеству Берлиоза, отмечал, что гений композитора достиг своего апогея в тридцать пять лет в «Реквиеме» и в симфонии для хора, солистов и оркестра « Ромео и Джульетта ». По его словам, эти два капитальных произведения открывают для искусства новые широкие пути: «оба подобны двум гигантским аркам, возвышающимся над триумфальным шествием революции, которое Берлиоз возвещает в музыке» . Сам писатель решительно предпочитал «Ромео и Джульетту», относя «Реквием» к сочинениям, которые охарактеризовал как «слишком скороспелые по стилю, несколько вульгарные по чувству, но подавляюще-грандиозные» . Отмечая, что это уже почти не музыка, которую метафорически можно описать как олицетворение стихийных сил природы, Ромен Роллан писал: «Реквием — это Страшный суд, но не такой, как в Сикстинской капелле (кстати, Берлиоз его совсем не любил), созданный не для высокой аристократии, а для шумных толп, исполненных страсти и ещё варварских» .
Комментарии
- В 1840 году по заказу правительства Берлиоз создал « Траурно-триумфальную симфонию », также посвящённую памяти жертв «Трёх Славных Дней» во время Июльской революции.
- В тексте указан именно такой срок.
- До 1841 года это было единственное крупное сочинение композитора, изданное в партитуре.
- Спонтини предполагал, что «Реквием» был создан под влиянием фрески Микеланджело « Страшный суд » после пребывания Берлиоза в Италии, однако сам композитор по этому поводу писал, что это было со стороны Спонтини большим заблуждением, так как фреска из Сикстинской капеллы в Ватикане вызвала в нём полнейшее разочарование: «Я видел в ней зрелище адских мук, но отнюдь не высший суд над человечеством»
- Общеизвестна роль Берлиоза в открытии и популяризации русской музыке в Европе (в частности Глинки), а также тот приём, который оказали русская публика и музыкальные деятели французскому композитору во время его гастролей в России.
Примечания
- ↑ , с. 132.
- , с. 278.
- ↑ , с. 317.
- ↑ , с. 160.
- , с. 233.
- ↑ , с. 234.
- (англ.) . Naxos. Дата обращения: 14 декабря 2017. 15 декабря 2017 года.
- , с. 137.
- , с. 281.
- , с. 138.
- J.-G. Prod'homme. . — Paris: Ch. Delagrave, 1904. — P. 170.
- , с. 139.
- ↑ , с. 285.
- Об исполнении Реквиема Г. Берлиоза // Русский вестник. — 1841. — Т. 1. Книга 3 . — С. 771—776 .
- ↑ Donna M. Di Grazia. Nineteenth-Century Choral Music. — New York: Routledge, 2013. — P. 49. — 546 pp.
- ↑ . IMSLP . Дата обращения: 8 ноября 2017. 30 октября 2017 года.
- ↑ , с. 169.
- , с. 40.
- ↑ , с. 239.
- , с. 170.
- , с. 247.
- Одоевский В. Ф. Реквием Берлиоза в концерте г. Ромберга // Музыкально-литературное наследие. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1956. — С. 197.
- ↑ Глинка М. И. Письмо от 6/18 апреля 1845 к Н. Кукольнику // Литературное наследие. — М. — Л. : Государственное музыкальное издательство, 1958. — Т. 2. Письма и документы. — С. 208. — 890 с.
- ↑ Роллан, Ромен. Берлиоз // Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. — М. : Гослитиздат, 1935. — С. 257—299. — 470 с.
Литература
- Берлиоз Г. Мемуары. — М. : Музыка, 1967. — 895 с.
- Кенигсберг А. Гектор Берлиоз. Реквием // 111 ораторий, кантат и вокальных циклов. — СПб. : КультИнформПресс, 2007. — С. 167–170.
- Теодор-Валенси. . — М. : Молодая Гвардия, 1969. — С. –143.
- Хохловкина А.А. Берлиоз. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1960. — С. 233–247.
- Jacques Barzun. . — University of Chicago Press, 1982. — P. 159–165.
- Julian Rushton. . — Oxford University Press, 2001. — 363 p.
Ссылки
- (англ.) . The Hector Berlioz Website . Дата обращения: 5 ноября 2017.
- 2020-10-07
- 2