Interested Article - Вилар, Жан

Жан Вила́р ( фр. Jean Vilar ; 25 марта 1912 , Сет , Эро 28 мая 1971 , там же) — французский театральный режиссёр и актёр, создатель Авиньонского театрального фестиваля .

Биография

Жан Вилар родился в городе Сет в департаменте Эро на юге Франции, в семье мелкого коммерсанта— галантерейщика, мечтавшего сделать своего сына скрипачом. Жан учился в коллеже и музыкальной школе. Уже в двенадцать лет он дебютировал в качестве первой скрипки маленького джаз-оркестра. В 1932 году обосновался в Париже, учился филологии, слушал курс философии у Алена (Эмиль Шартье), театрального искусства — у Шарля Дюллена . Дебютировал на сцене в 1935 году в «Театре Ателье» Дюллена. С 1940 года работал в передвижном театре, в 1943 основал собственную компанию, поставил «Пляску смерти» Стриндберга . Его первый театральный триумф — постановка «Убийства в соборе» Т. С. Элиота в театре Жака Копо « » в 1945 году .

Папский дворец, в котором проходит Авиньонский фестиваль

В 1947 году организовал в Папском дворце Авиньона Неделю драматического искусства, давшую начало Авиньонскому фестивалю , которым Вилар руководил до 1971 года . После посещения Папского дворца Вилар думая о фестивале сказал: « Мне показалось, что здесь могут происходить особенные вещи. У меня была цель примирить наконец архитектуру и поэтическую драму » . С самого начала на Авиньонских фестивалях сознательно вырабатывается особый тип отношений с публикой, направленный на её заинтересованность и соучастие, на установление с ней особого контакта.

Успех авиньонской «Недели драматического искусства» привел к тому, что Вилару предложили возглавить театр в Париже, во Дворце Шайо на 2300 зрителей, куда во многом был перенесён сам стиль авиньонских спектаклей. Из Авиньона в Париж перешла и традиция встреч со зрителями, на которых обсуждались и спектакли, и более общие вопросы взаимоотношений театра со своей публикой.

В 1951 1963 годах Жан Вилар стоял во главе Национального народного театра ( TNP ), который был создан в 1920 году актёром и режиссёром Фирменом Жемье , с целью показать широкой публике спектакли высокого уровня постановки и художественно-музыкального оформления. После смерти Жемье (1933) ТНП пришёл в упадок.

Не дожидаясь длительной перестройки дворца Шайо, которую задумал Вилар, театр начал работать на временных площадках. Первые же поставленные им спектакли — корнелевский « Сид » и « Мамаша Кураж и её дети » Б. Брехта — стали знаковыми для TNP. Луи Арагон назвал «Сида» лучшим спектаклем, который он когда-либо видел .

С 1952 по 1966 год Авиньонский фестиваль был фестивалем одного театра — ТНП, поставленные там спектакли переносились затем на сцену Шайо, при этом всего несколько спектаклей, поставленных в Париже, были показаны затем в Авиньоне.

Репертуар ТНП состоял главным образом из классических произведений мировой драматургии. Спектакли шли почти без декораций и реквизита, из элементов оформления активную роль играли театральный костюм, освещение. Вилар демократизировал театр — снизил цены на билеты, политизировал его, особенно в период Алжирской войны , пригласил в TNP молодых актёров, в том числе Жерара Филипа и Марию Казарес , привлёк к сотрудничеству крупных современных художников: А. Манесье , Л. Гиша, М. Прассинос и других. Наряду с французской классикой, П. Корнелем и Мольером , он ставил У. Шекспира , П. Кальдерона , Г. Клейста , Г. Бюхнера , а также Б. Брехта.

Внедрение системы абонементов позволяло публике заранее планировать свои посещения и покупать билеты по более низким ценам, а театру предоставляло финансовую стабильность. Театр часто уезжал в гастрольные поездки по стране. По образцу TNP подобные театры стали создаваться в провинции. Последним спектаклем Вилара в ТНП стал «Томас Мор, или Одинокий человек» по пьесе Роберта Болта . В сентябре 1963 году Жан Вилар не стал продлевать контракт с ТНП, после чего осуществил постановку нескольких оперных спектаклей. До своей смерти он успел подготовить еще три фестивальные программы и провести два фестиваля. 28 мая 1971 года режиссер умер в Париже во сне от сердечной недостаточности. Его похоронили на Морском кладбище родного г. Сет.

Могила Ж. Вилара

Вилар в кино

Снимался в кино у М. Карне , Й. Ивенса и др.

Память

Имя Вилара носят несколько французских театров (в Сюренe , Витри-сюр-Сен и др.).

Сочинения

  • De la tradition théatrale. Paris: L’Arche, 1955 (многократно переиздавалась)
  • Le théâtre, service public et autres textes. Paris: Gallimard, 1975
  • Jean Vilar par lui-même. Avignon: Maison Jean Vilar; Arles: Actes Sud, 1991

Публикации на русском языке

  • О театральной традиции. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Jean Vilar // (англ.)
  3. Вилар Жан // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. М. В. Кожемякин, Е. Ю. Раскина. . — Издательство "Вече", 2015-04-23. — 513 с. — ISBN 9785444477496 . 30 декабря 2017 года.
  5. ГИТИС. Кафедра истории зарубежного театра. . — Просвещение,, 1977. — 328 с. 30 декабря 2017 года.

Литература

  • Roy Cl. Jean Vilar. Textes de Vilar, point de vue critiques, témoinages, chronologie, bibliographie. Paris: Seghers, 1968
  • Bardot J.-Cl. Jean Vilar. Paris: A. Colin, 1991.
  • Jean Vilar/ Jacques Téphany, Roland Barthes, eds. Paris: Editions de l’Herne, 1995
  • Loyer E. Le théatre citoyen de Jean Vilar: une utopie d’après-guerre. Paris: PUF, 1997
  • Зингерман Б. Жан Вилар и другие. М.: Всероссийское театральное общество, 1964.
  • Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины XX века. — СПб.: Алетейя; Москва.: Государственный институт искусство знания, 2002 г. — 472 с.
  • Проскурникова Т. Авиньон Жана Вилара: традиции народного театра во Франции. М.: Искусство, 1989
  • 100 великих режиссеров / Авт.- сост. И. А. Мусский. — М.: Вече, 2006. — 480 с. («100 великих»).

Ссылки

Источник —

Same as Вилар, Жан