Малая Дмитровка
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ма́лая Росси́я или Украи́на?» ( рус. дореф. «Ма́лая Россі́я или Украи́на?» ) — произведение историка и публициста Андрея Стороженко , статья, позднее — брошюра . Посвящена вопросу генезиса названия «Украина» и его соотношения с историческими понятиями « Русь » и « Малороссия », а также вопросу о существовании единого русского народа как объединения трёх народностей . Впервые опубликована в 1918 году в Киеве в сборнике « Малая Русь » , переиздана в Одессе в 1919 году в трудах «Подготовительной по национальным делам комиссии», составленных Василием Шульгиным , и в том же году — отдельной брошюрой в Ростове-на-Дону . Выдержала ряд дальнейших переизданий, в частности, в сборнике «Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола» в 1998 году .
В годы революции и Гражданской войны историк Андрей Стороженко принимал активное участие в общественно-политической жизни Киева. По определению историка Александра Оглоблина , он в это время являлся одним из лидеров киевских «малороссов» .
С 1917 года Стороженко состоял председателем Союза приходских советов Киева , и Совет под его преседательством протестовал против создания украинской автокефальной церкви . В середине 1918 года Стороженко (председатель) и Скрынченко (заместитель) подписали письмо к правящему митрополиту Антонию с требованием привлечения к ответственности некоторых членов церковной рады, выступавших за создание Украинской автокефальной церкви . Согласно воспоминаниям профессора Василия Зеньковского , кандидатура крайне правого Стороженко, занимавшего в это время пост председателя Союза, была выдвинута от русских церковных групп в мае 1918 года на пост Министра Исповеданий при формировании правительственного кабинета гетмана Павла Скоропадского , но была отклонена ввиду протеста украинских групп .
В этих условиях Андреем Стороженко в 1918 году была написана научная статья с названием «Малая Россия или Украина?» По мнению исследователя научного и публицистического наследия Андрея Стороженко Сергея Копылова, написание данной статьи свидетельствует о враждебном отношении Стороженко к возникновению украинской государственности и является проявлением его консервативных взглядов на украинофильство и стремлением отмежеваться от чрезмерно заполитизированного украинского движения .
Первоначально статья была издана в киевском сборнике « Малая Русь » , издававшемся Василием Шульгиным . Затем она в 1919 году была повторно издана в Одессе в малорусском отделе «Подготовительной по национальным делам комиссии» . Существует мнение, что к моменту этого повторного издания Стороженко переехал из Киева в Одессу , опасаясь в Киеве физического уничтожения, как участник Киевского Клуба русских националистов , члены которого поголовно были подвергнуты в 1919 году репрессиям со стороны большевиков . Также статья была издана отдельной брошюрой в 16 страниц в Ростове-на-Дону .
В советское время брошюра Стороженко «Малая Россия или Украина», изданная в Ростове-на-Дону в 1919 году, входила в число запрещённых книг, подлежащих изъятию из библиотек и книготорговой сети .
В 1998 году статья была переиздана в России в сборнике «Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола» под редакцией Михаила Смолина . Существовал также ряд других переизданий статьи.
Копылов пишет, что в статье «Малая Россия или Украина» Стороженко пытался доказать, что «всеми своими корнями украинская идеология вросла в польскую почву». Согласно его мнению, инициаторами возникновения термина « Малая Русь » в отношении Киевской и Поднепровской Руси являются константинопольский патриарх и византийский император . По мнению Стороженко, изложенному в статье, термины Великая и Малая Русь начали употреблять византийцы после разгрома Руси татарами в XIII веке . Термины эти со временем прижились на Руси и в дальнейшем «Название „ Малая Россия “ прочно держалось среди книжных людей» . В то же время, по убеждению автора, слово « украина » с давнего времени использовалось в русском и польском языке в значении пограничья, приграничной местности или области, но после Вечного мира 1686 года поляки всячески старались «затереть самое имя Малой России в своих пределах и заменить его именем Украины» . «Минуло сто с лишком лет, прошли ужасы гайдамачины , настали разделы Польши и вот тогда, — утверждал автор, — польские учёные заговорили об особой украинской национальности» . И «в первой четверти XIX века появилась особая „украинская“ школа польских учёных и поэтов, давшая чрезвычайно талантливых представителей . К. Свидзинский, М. Грабовский , Э. Руликовский, А. Мальчевский, С. Гощиньский, Б. Залеский и многие другие продолжали развивать начала, заложенные графом Я. Потоцким и Ф. Чацким , и подготовили тот идейный фундамент, на котором создалось здание современного нам украинства » .
В работе приведено значительное количество число цитат из русских и польских источников, «демонстрирующих практику использования понятий „Украина/украйны“, „Малая Русь/Малороссия“ на протяжении всего древнерусского периода и вплоть до XIX в.», — пишет историк Роман Храпачевский .
Стороженко связывает «происхождение „Украины“ и „украинского народа“ с политическими программами возрождения „великой Польши“ или пангерманизма» .
Роман Храпачевский характеризует работу Стороженко в качестве наиболее подробно исследующей этимологию слова «Украина» как в русском, так и польском языках .
Изложенная в статье теория Стороженко о том, что «Малая Русь» подлежит трактовке как метрополия Руси, а «Великая Русь» является её колонией , нашла отражение в « Энциклопедии истории Украины » в определении термина «Малая Русь» ( укр. «Мала Русь» ) , а также данная статья отмечается там в качестве одной из наиболее заметных работ сборника «Малая Русь» .
Общественный деятель и публицист Василий Шульгин , находясь в эмиграции, в своём политическом памфлете « Украинствующие и мы », опубликованном в 1939 году в Белграде , уделил внимание этой работе Стороженко и назвал её «бесстрашным рассказом о полонизации Руси под видом „украинизации“». Этот очерк Стороженко, полагает Шульгин, установил, что « украинствование рождено и взлелеяно поляками» .
Завершающие слова статьи Стороженко «Украинский туман должен рассеяться, и русское солнце взойдёт!» в современное время используются в качестве одного из политических лозунгов в среде противников украинизации и защитников русского языка на Украине . Эти же слова были использованы составителем сборника «Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола» историком Михаилом Смолиным в качестве названия и основного смыслового посыла своей вводной статьи к данному сборнику .
Русский историк и филолог Александр Соловьёв подверг критике теорию Стороженко о греческом разделении страны на Малую и Великую как на (малая часть страны) и её колонию (великая часть). Согласно его анализу, далеко не всегда политические определения частей стран как «великая» и «малая» означают именно такое деление, в частности, самим разделением Греции на Великую и Малую, где слово «великая» является украшающим эпитетом . «…Классическая древность знает лишь понятие … Graecia Magna или maior: оно встречается у Плиния, Тита Ливия, Птоломея и Страбона. Но нигде нет соответствующего ей выражения Graecia minor» — пишет историк .
Научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея Александр Клещёвский, соглашаясь с критикой Соловьёва, предполагает, что именно в данной статье Стороженко впервые была изложена ошибочная теория об образовании смысловой пары значений « Малая Русь » — « Великая Русь », как производной от несуществовавшей смысловой пары « Великая Греция » — «Малая Греция», которая впоследствии получила широкое распространение «в публицистических статьях исторической направленности, тиражируемых интернетом» .