Волевич, Леонид Романович
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Романович Ваврик ( 21 марта 1889 , Яснище — 5 июля 1970 , Львов ) — русский (галицко-русский, русинский ) писатель, поэт, литературовед, историк, исследователь фольклора; один из наиболее ярких представителей галицко-русского движения в XX веке.
Я – русин.
Я русин был и русским буду,
Пока живу, пока дышу,
Покамест имя человека
И заповедь отцов ношу.
Когда австрийцы и поляки
Да немцы лютые меня
С правдивого пути не сшибли
И не похитили огня,
То ныне ни крутым запретам,
Ни даже ста пудам оков
Руси в моей груди не выжечь
Во веки вечные веков.
Родился 21 марта ( 2 апреля ) 1889 года в селе Яснище Королевства Галиции и Лодомерии (ныне Бродовского района Львовской области ) в семье зажиточного крестьянина. Отец, следуя традиции галицких русофилов , отдал Василия в немецкую гимназию в Бродах (так как образование на русском языке было запрещено в Австро-Венгрии), по окончании которой, в 1912 году Ваврик поступил на юридический факультет Львовского университета .
В 1914 году с началом Первой мировой войны , как и многие другие галицкие русофилы, В. Ваврик был заключён в крепость Терезин (по доносу шовиниста-украинца Ивана Кецко, сельского писаря в Манаеве, Зборовского уезда ). В Терезине он познакомился с Гаврилой Принципом , чьи выстрелы в Сараево в эрцгерцога Фердинанда спровоцировали начало войны. Позже Ваврика перевели в другой лагерь, Талергоф . В концентрационных лагерях он начал писать сатирические стихи, в которых описывал происходившие жестокости и произвол австрийских властей, подпольно редактировал и распространял среди заключённых рукописные газеты.
В конце 1915 года его мобилизовали в армию и направили на итальянский фронт , где он попадает в плен. Благодаря стараниям русского посла в Италии , В. Ваврик получил свободу и поступил в русский экспедиционный корпус , сражавшийся во Франции .
В 1917 году накануне октябрьского переворота Василий Ваврик переехал в Петроград . С началом гражданской войны в России он вступил в Добровольческую армию , получил чин капитана и возглавил сформированный в Ростове-на-Дону « Карпато-русский отряд », который, в частности, принимал участие в обороне Крыма от наступления красных в начале 1920 года.
После падения режима барона Врангеля , В. Ваврик переехал в Чехословакию , где на территории Подкарпатской Руси занимался редактированием ужгородского « Русского православного вестника ». В 1921 году он поступил на философский факультет пражского Карлова университета , который окончил в 1925 году со степенью доктора славянской филологии, защитив диссертацию про литературную группу « Русская троица ».
Затем он вернулся во Львов и в 1926 году получил степень доктора философии во Львовском университете. До 1939 года он работал при старейшем учреждении галицких русофилов — Ставропигийском институте , был редактором « Временника Ставропигийского института ». Он принимал активное участие в издании « Талергофских альманахов » — подробных сборников, посвящённых уничтожению карпато-русского народа австро-венгерской властью. Он также писал исследования о галицко-русском движении и его лидерах — И. Наумовиче , О. Мончаловском , Д. Маркове и других.
После присоединения западно-украинских земель к СССР в 1939 году все русофильские учреждения были ликвидированы советской властью, которая не допускала существования альтернативы «украинскости». Василий Ваврик в 1939—1941 годах работал преподавателем русского языка во Львовском университете.
С началом немецкой оккупации Ставропигийский институт возобновил свою работу. За участие Ваврика в деятельности советского подполья во Львове нацисты убили двух его братьев — Петра и Павла.
После окончания Великой Отечественной войны Василий Романович преподавал русский язык во Львовском университете, позже работал научным сотрудником Львовского исторического музея . Он принимал активное участие в жизни русского православного прихода при церкви святого Георгия во Львове , поддерживал тесные контакты с другими русскими галичанами.
Его отношение к советской власти соединяло противоречия — с одной стороны, он её уважал за то, что Львов и Москва соединились в одном государстве, с другой — выступал против запрета галицко-русской идеологии и за гонения, устроенные этой властью на русских галичан.
Ваврик продолжал писать стихи на русском (литературном) языке и на наречии родного села. Он тайно сотрудничал с карпато-русским журналом « Свободное слово Карпатской Руси » (редактор Михаил Туряница , США ), который выступал « против расчленителей и убийц России всех мастей: явных, как самостийники, и скрытых, как диссиденты или „антикоммунисты“ » (цитата из программы журнала), а также с «Карпаторусским календарём Лемко-Союза», в котором помещал свои исследования, связанные с лемками .
Советская власть не признала ни одну из двух докторских степеней, полученных за рубежом, и в 1956 году для получения степени ему пришлось защитить кандидатскую диссертацию по филологии в киевском Институте литературы имени Т. Шевченко при Академии наук Украины .
Позже Василий Ваврик вышел на пенсию и жил в одном из зданий, ранее принадлежавших Ставропигии на улице Ивана Фёдорова .
Он умер — 5 (по другим данным — 7) июля 1970 года и был похоронен в « Гробнице галицко-русских писателей » на Лычаковском кладбище ; его архив был перевезён в Ленинград .
Сборники стихов:
Поэма:
Участие в стихотворных сборниках:
Слово о полку Игореве , в 750-літню річницю его появления, з вступним словом, поясненням тексту і переводом на галицько-руську народну мову. Львів, 1937.
На закате гаснущих дней (Автобиографические очерки)