Нидербит
(
нидерл.
Nederbiet; Nederbeat
) — музыкальное движение, возникшее в середине 1960-х годов в
Нидерландах
. Слово происходит от термина бит (beat). Под влиянием языка, употреблявшегося
хиппи
, в
прово
-кругах и в журналах, подобных
, словосочетание Нидерланды (Nederland) и бит (beat) фонетически записывалась как Nederbiet (часто как Nederbeat). Как вариант, слово появилось как аббревиатура от «нидерландский бит»
нидерл.
de nederlandse beat
.
Содержание
Ранняя история
Изначально на нидербит повлияли музыка
The Beatles
и жанр
мерсибит
, которые начали доминировать в чартах в конце 1963 года. Прошло некоторое время, прежде чем нидерландские музыкальные группы перешли от
рок-н-ролла
и инструментальной гитарной музыки а-ля
The Shadows
и
The Ventures
к бит-музыке. Исключением стала группа
, выпустившая в сентябре 1964 года версию классической
блюзовой
песни «St. James Infirmary» на манер
энималзовской
«House of the rising sun».
-группы «опоздали на поезд» в период роста популярности нидербита, отчасти потому, что они в основном выступали в
Германии
, отчасти потому, что бо́льшая их часть продолжала играть
каверы
более старых музыкальных произведений. Первым настоящим нидербит-
синглом
был «It’s going»
группы
, выпущенный в декабре 1964 года. Песня была написана одним из участников группы, соло-гитаристом
Робби ван Леувеном
, впоследствии прославившимся как основатель группы
Shocking Blue
и автор их хита
Venus
.
Годы славы нидербита
1965-й
и
1966-й
годы были годами славы нидербита.
Хит-парад
штурмовали The Phantoms
из
Эйндховена
,
из
Амстердама
и
Tee-Set
из
Делфта
, но самые успешные группы пришли из
Гааги
, получившей такие прозвища как Битстад № 1
(
нидерл.
Den Haag is beatstadt nummer 1
, Гаага — город бита № 1) и Нидерландский Ливерпуль
(
нидерл.
het Nederlandse Liverpool
) в честь колыбели мерсибита. Помимо The Motions, из Гааги были
The Golden Earrings
,
,
и многие другие. Одним из центров нидербита было здание, называемое «бит-ферма» (
нидерл.
de Beatboerderij
) или «бит-амбар» (
нидерл.
de Beatschuur
), в котором размещалась сценическая площадка
, недалеко от городка
на нидерландском острове
Тексел
, привлекавшая на остров множество любителей бита в течение 1966—1976 годов
.
Нидербит, как правило, пели по-английски. Были попытки создать бит музыку с текстами по-голландски, но это были исключения:
ZZ en de Maskers
с песней «
Ik heb genoeg van jou
»,
с песнями «
» и «Kejje nagaan», а также песня «Beestjes» из репертуара Ronnie & de Ronnies
(которую сложно назвать бит-музыкой). После ухода певца
из ZZ en de Maskers оставшиеся участники группы, взявшие название De Maskers
, также перешли на английский язык, исполняя свои хиты «Brandnew Cadillac» и «Three’s a crowd».
В 1965 году мерсибит уже находился в упадке, но The Beatles продолжали оказывать большое влияние на нидербит. Кроме них, сильное влияние оказывали
The Rolling Stones
,
The Yardbirds
,
The Kinks
и
The Who
, но были также группы, которые имели большее влияние на Нидерланды, чем на группы из других стран, особенно
The Pretty Things
(например, на Q65 и The Outsiders) и североирландская группа
Them
, с её лидером
Ван Моррисоном
. В 1966 году было не так уж много нидербит-групп, в репертуаре которых не было песни «
Gloria
» из репертуара Them. Также исполнялись многие песни из репертуаров групп
The Small Faces
и
The Spencer Davis Group
.
Закат
Начиная с 1967 года, классическое звучание нидербита исчезло под влиянием
соула
и «
силы цветов
». Такие новички, как
и
, по-прежнему обеспечивали стабильно высокий уровень, но «настоящий» бит исчез из музыки.
Хотя в течение 1960-х годов качество исполнения улучшалось, нидербит изначально характеризовался плохим английским произношением, неаккуратным аккомпанементом и текстами, наполненными
(смешанный англо-голландский язык,
нидерл.
de steenkolenengels
) . Например, в песне группы Q65 «The life I live» есть «данглишевское» выражение «Cause the house had changed into a crowd»
: автор слов пытался сказать, что в доме стало очень много людей. Второй сингл группы Golden Earrings (1965, Lonely Everyday\Not To Find, Polydor S 1185)
был отозван
звукозаписывающей компанией
Polydor Records
, потому что название би-сайд композиции «Not to find» («Не найти») было грамматически неверным: она должна была быть названа «Not to be found». Из изготовленных 500 копий большинство было уничтожено
.
Вторая жизнь жанра
Несмотря на эти недостатки, нидербит 1960-х годов приобрел международный престиж в 1970-е и 1980-е года благодаря огромной энергичности записей и оригинальности, с которой были объединены всевозможные влияния. На американских
бутлегах
появлялись даже синглы таких малоизвестных групп, как St. John and the Crew
и The Mods
. Большое влияние оказало то, что хотя нидербит-группы в 1960-е годы часто отставали от музыкальных тенденций, но со временем это перестало играть значимую роль.
С 2001 по 2003 годы звукозаписывающая компания Hunter Music выпустила ряд
сборников
в серии
Nederbeat 63 — 69
. Первым был коллекционный бокс с пятью компакт-дисками под названием
Beat, Bluf & Branie
. Пятый диск был в отдельной обложке и имел подзаголовок
Beat Behind The Dikes — Nederbeat Rarities
. За этим коллекционным боксом последовало несколько двойных компакт-дисков:
Nederbeat 63 — 69 — Dutch Nuggets 1
и
Nederbeat 63 — 69 — Dutch Nuggets 2
с менее известными записями нидербита,
Nederbeat Singles 63-69 The B-Sides 1
и
Nederbeat Singles 63-69 The B-Sides 2
с би-сайдами и, наконец,
Nederbeat 63-69 Best Album Tracks 1
и
Nederbeat 63-69 Best Album Tracks 2
с треками, выпущенными только на альбомах. Помимо упомянутых сборников, были выпущены сборники групп The Outsiders, De Maskers, The Motions, Q65 и других групп, а в рамках серии
Nederbeat 63 — 69
в 2004—2005 годах были выпущены еще несколько сборников различных артистов на двойных компакт-дисках.
В результате впервые за долгие годы некоторые записи нидербита снова стали легально доступны в продаже.
Начиная с 2005 года, на большом поле
в Гааге проводится музыкальный фестиваль
, в котором принимают участие и группы, исполняющие нидербит.
Первый сингл группы
(1966) содержит две песни
Бо Диддли
, которые также входили в репертуар The Yardbirds и многих других британских R&B-групп: «You can’t judge a book by the cover» и «I’m a man».
Хит группы Tee-Set «Don’t you leave» приписывается менеджеру Тео Куппенсу, но он явно основан на композиции «Don’t you leave»
(The Yas Yas Girl) 1938 года, авторские права на которую ещё не истекли в 1966 году. В то время Куппенс оправдывался в еженедельном журнале
Kink
, заявив, что произведение является «общественным достоянием». Однако, возможно, за основу была взята версия американца Дэйва Ван Ронка под названием «Don’t Leave Me Here», которая появилась в сборнике
LP The Blues Project
, выпущенном в США в 1964 году студией Elektra (EKL-264).
«
» из репертуара
Cuby + Blizzards
— это композиция
Пола Саймона
, но ранее она была записана в аналогичной аранжировке группой Them с певцом Ван Моррисоном.
Выступление лондонской группы The Artwoods в
Схевенингене
в 1966 году оказало большое влияние на сцену нидербита. Редко кто в Нидерландах видел такую профессиональную группу без высокой репутации. Из первых записей The Artwoods (с певцом Артом Вудом, старшим братом
Ронни Вуда
, Hu & the Hilltops
копируют аранжировки «Can you hear me and I feel good», а Cuby + Blizzards записывают «Sweet Mary» в той же версии, что и The Artwoods.
были под влиянием не только
The Beach Boys
, но и британского вокального трио The Ivy League. Первый сингл группы содержит две песни, которые уже были выпущены The Ivy League: «Tomorrow is another day» и «My world pad down». Группа также копирует аранжировку «Lulu’s Back in Town» от Ivy League и кавер-версию сингла Ivy League «Thank you for loving me» с альбома
Looking Ahead
.
«Brandnew Cadillac» от De Maskers — это кавер на «Cadillac» английской группы The Renegades, которая, в свою очередь, «позаимствовала» песню «Brandnew Cadillac» у
Винса Тейлора
. В 1965 году на рынке было много версий этой песни, в том числе у шведских групп The Shamrocks и The
Hep Stars
, в последней играл органист
Бенни Андерссон
, позже известный по
ABBA
.
Музыканты и звукозаписывающие компании достаточно вольно обращались с названиями групп: ZZ en de Maskers, они же ZZ and The Masks, они же ZZ & De Maskers; Tee-Set, они же Tee Set; The Golden Earrings, они же Golden Earrings, они же Golden Earring.
Примечания
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
7 июня 2021 года.
Paul van Riet.
. It's going
(нидерл.)
. De sixties. Gouden jaren van de popmiziek.. Дата обращения: 2 июня 2021.
16 мая 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
. Исторический музей Гааги — постоянная коллекция
(нидерл.)
. Haags Historisch Museum. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
Dirk Jan Vos.
Гаага - Бит-, Поп- и Рок-город № 1
(нидерл.)
. De Jongenskamer. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
Robert Kloosterman en Amanda Brandellero.
. Почему Гаага стала бит-городом №1.
(нидерл.)
. Факультет общественных наук и наук о поведении Амстердамского университета. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
. В 1960-х годах Гаагу также называли нидерландским Ливерпулем
(нидерл.)
. IsGeschiedenis. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
11 декабря 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
. Interview Eelco Gelling (ex-Cuby & the blizzards /2005
(нидерл.)
. KOPPOP. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
. «The Life I Live
(англ.)
. LyricsBOX. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
Casper Roos.
(англ.)
. Golden Earring Research. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
Casper Roos.
(англ.)
. Golden Earring Research. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
. Discogs. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
. Discogs. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
. Discogs. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
. Discogs. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
. Discogs. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
. Discogs. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
. Discogs. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(неопр.)
. Discogs. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.
(нидерл.)
. Голландская музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2021.
2 июня 2021 года.