Women In Prison
(сокр.
WIP
, с
англ.
—
«женщины в тюрьме») — подраздел
эксплуатационного кино
, в котором повествуется об издевательствах над женщинами в местах лишения свободы (
концлагеря
,
тюрьмы
и т. п.).
Содержание
Сюжеты фильмов
Фильмы про женщин за решёткой снимались и в 1960-х годах, и раньше. Ранние фильмы, эксплуатирующие эту тематику, были в основном моралистичными драмами о тяготах тюремной жизни. В 1970-е годы после снятия табу с определённых тем они стали более откровенными и
садистскими
. Пик популярности WIP-фильмов пришёлся на 1970-е и 1980-е годы. До 1970-х самыми активными в производстве WIP-фильмов были американцы, но постепенно тематика стала популярной и среди продюсеров и режиссёров
Южной Америки
,
Италии
и
Юго-Восточной Азии
.
Сюжеты фильмов, как правило, похожи один на другой. В большинстве из них использовался набор выработанных за годы съёмок подобных фильмов
клише
. Во всех фильмах были обязательная массовая сцена в душе,
женские драки
,
лесбиянство
,
коррумпированный
начальник или начальница тюрьмы с сексуальными отклонениями, нередко
торгующий своими заключёнными
. Порою эти фильмы сложно отличить от обыкновенной
порнографии
.
Категории
Сюжеты фильмов тоже можно разделить на две категории:
В ряде фильмов женщины попадали в тюрьму
по
приговору
законного суда
, и в таком случае речь в фильмах шла, как правило, о молодой неопытной девушке, которая попала в тюрьму по ошибке, за чужое преступление («
»), либо взявшая на себя вину за чужое преступление («
Женщины в ярости
»), либо совершившая вынужденное преступление («
Невольные пташки
»). Это более соответствует названию жанра, так как, по идее,
тюрьма
(prison) — это место исполнения закона, и попасть туда можно только по законной санкции.
В другой категории фильмов женщины попадали не в тюрьмы, а
незаконно лишались свободы отдельными лицами
(«
Садомания
») или государством с
тоталитарным режимом
в состоянии
войны
(«
Большая клетка для птиц
») (частные
публичные дома
, плантации в Азии,
Nazi-exploitation
). Сюжет меняется, когда в месте лишения свободы оказывается проверяющий состояние тюрьмы (
журналист
или
правозащитник
), который, узнав о нарушениях закона в лагере, устраивает заключённым побег. В данном случае термин «тюрьма» не совсем уместен, так как если человека лишают свободы незаконно, то место, где он находится, не может называться тюрьмой в прямом смысле.
Почти всегда такие фильмы заканчиваются массовым побегом и полным уничтожением персонала лагеря.
К 1990-м годам популярность подобных фильмов пошла на спад. Кинокритик Сергей Меренков отмечает, что причиной этому стало однообразие всех WIP-фильмов
. Но не все фильмы WIP отличались своей бессмысленной жестокостью и порнографичностью, среди них есть и избранные ленты (например, «
Бангкок Хилтон
»).
В последние десятилетия такие фильмы уже практически не снимают.
В фильмах WIP появилась даже постоянная героиня — надзирательница Ильза в исполнении
Дайан Торн
, о которой снято 4 фильма.
В 1986 году вышел пародийный фильм «
Девушки из исправительной колонии
», в котором высмеивалась порнографичность и жестокость, свойственная жанру WIP.
(неопр.)
. www.cult-cinema.ru.
Дата обращения: 14 октября 2018.
15 октября 2018 года.
Литература
Mayne, Judith: «Caged and framed. The women-in-prison film»,
Framed: lesbians, feminists, and media culture, ed. by Judith Mayne. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000. (Main Stack PN1995.9.W
6.M359 2000)
Morey, Anne. «'The Judge Called Me an Accessory': Women’s Prison Films, 1950—1962»,
Journal of Popular Film & Television
. 23(2):80-87. 1995 Summer.
Rapaport, Lynn: «Holocaust Pornography. Profaning the Sacred in
Ilsa, She-Wolf of the SS
»,
Shofar. An Interdisciplinary Journal of Jewish Studies
, Vol. 22, No. 1, Fall 2003, pp. 53-79.
Waller, Gregory A.: «Auto-Erotica. Some Notes on Comic Softcore Films for the Drive-in Circuit»,
Journal of Popular Culture
, Vol. 17, Issue 2, p. 135, Fall 1983
Walters, Suzanna Danuta: «Caged heat. The (R)evolution of women-in-prison films»,
Real knockouts. Violent women in the movies
, edited by Martha McCaughey and Neal King. 1st Ed. Austin: University of Texas Press, 2001.
Williams, Melanie. «Women in Prison and Women in Dressing Gowns: Rediscovering the 1950s Films of J. Lee Thompson»,
Journal of Gender Studies
, 11(1):5-15, 2002 Mar
Ссылки
(PDF-Datei; 588 kB)
Clowers, Marsha:
Dykes, Gangs, and Danger. Debunking Popular Myths about Maximum-Security Life.