Interested Article - В лучах солнца

«В лучах солнца» ( кор. 태양 아래 ) — документальный фильм российского режиссёра Виталия Манского о жизни восьмилетней школьницы в Пхеньяне , столице КНДР . Она должна вступить в детскую организацию в День Солнца (государственный праздник в честь дня рождения Ким Ир Сена ). Фильм снимался при содействии и под контролем северокорейских властей, которые рассчитывали на то, что в нём будет представлен пропагандистский образ счастливой семьи. Однако Манский тайно снимал дополнительный материал, в итоговую версию фильма с дополнительными 26 минутами он включил свои критические комментарии.

Мнение режиссёра

По мнению Манского, в КНДР созданы крупномасштабные декорации, призванные демонстрировать благополучную жизнь. Многоквартирный жилой дом, в котором жила семья девочки, в реальности не был заселён, в квартире специально для съёмок провели ремонт и внесли мебель; в соседнем доме он вообще не заметил входа, а свет в квартирах предположительно включался общим рубильником. Манский считает, что власти изменили реальные профессии родителей девочки и перевели их на новые места работы, семейный альбом подвергся фотомонтажу, а посещённые им магазины в Пхеньяне — не настоящие, в них нельзя ничего купить, товары выставлены в демонстрационных целях .

По словам Манского, «В КНДР произошло что-то фантастическое, замешанное на восточной специфике общественных отношений, усиленное войной… Случилась аномалия» . До поездки Манский думал, что люди в Северной Корее скованы страхом, однако во время съёмок он не чувствовал страха в окружающих людях — это, как он полагает, «иная форма коллективного сознания», «для них норма — то, как они живут» . Он говорит, что для него очень важно показать фильм в России: «Очевидно, что Россия погружается в страх, за которым неминуемо следует потеря Свободы».

Сюжет

Фильм рассказывает о корейской семье, в которой девочка, главная героиня по имени Зин Ми готовится вступить в Детский союз. Показаны сцены её учёбы в школе, ужин с семьей: отец говорит ей, что нужно есть больше кимчхи — в фильме демонстрируется несколько дублей этой сцены.

Её отец представлен как инженер на швейной фабрике (в реальности, по словам режиссёра, это журналист), начальница швейного цеха благодарит его и сообщает, что план выполнен цехом на 150 %. В следующем дубле цифра меняется, она говорит уже о 200 %.

Производство

Манский пробыл в КНДР около двух месяцев. Власти разрешили въезд съёмочной группы при условии, что Манский исполнит контракт, согласно которому будет соблюдаться прописанный сценарий .

При этом корейская сторона заранее приготовила пропагандистский сценарий, в том числе выдумала историю снимаемой семьи. Сам снятый материал органы цензуры внимательно проверяли, чтобы не допустить нежелательных, по их мнению, сцен, а семье, снимаемой на камеру, строго запрещалось разговаривать со съёмочной группой. Однако режиссёр тайно продолжал снимать на камеру сцены между дублями, записывая происходящее на вторую карту памяти, о которой не знали органы цензуры .

Оценки

Фильм показали на нескольких кинофестивалях, его положительно восприняли кинокритики. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 93 % на основе 28 рецензий .

Журналист The Hollywood Reporter Стивен Далтон называл картину «увлекательным исследованием государственной пропаганды, выявляющим мрачную правду, которой не дают войти в кадр» .

В рецензии « Афиши » говорилось: «Нарочитая манипулятивность фильма, тотальное обнажение одного конструкта и параллельно нарочитое создание другого, напоминает „ Акт убийства “ и „ Взгляд тишины Джошуа Оппенхаймера » .

Представитель президента РФ по культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой обвинил режиссёра в том, что тот злоупотребил доверием представителей Северной Кореи, а также «подставил» северокорейских партнёров по кинопроизводству. Швыдкой считает, что их ждёт неминуемое наказание со стороны властей КНДР; по его мнению, фильм «не стоит слезы ребёнка » . Манский частично отвергает эти обвинения .

Роберт Бойнтон из Нью-Йоркского университета , автор книги о Северной Корее под названием The Invitation-Only Zone (Зона только по приглашениям) считает, что «этот фильм подтверждает, что в действительности [в Северной Корее] всё является постановкой. Что всё, что мы видим — это то, что они хотят, чтобы мы увидели; что люди говорят слова, которые им навязывают, что всё запланировано». Бойнтон также не считает, что у семьи Зин Ми могут быть какие-либо неприятности из-за фильма, в отличие от тех, кто разрешил Манскому въезд в страну и следил за его действиями .

Историк-кореевед и профессор Университета Корё раскритиковала выводы режиссёра, объяснив их его неподготовленностью и слабым знанием корейской культуры: «В страну, не слишком расположенную откровенничать с иностранцами, ненадолго впархивает человек без знаний языка и культуры, зато с твердыми идеологическими установками. Он тут же получает подтверждение своим установкам и упархивает обратно, довольный своей проницательностью» .

Реакция в КНДР

Узнав о разоблачительном характере фильма, КНДР начала бороться с её показами дипломатическими методами. Во время демонстрации фильма на кинофестивалях в Санкт-Петербурге и Таллине посольства КНДР выражали ноту протеста, требуя снять фильм с конкурса. Сам фильм по просьбе посольства был отозван из московских кинотеатров сети «Московское кино», при этом представители КНДР попытались сорвать и закрытую премьеру для работников киноиндустрии .

Награды

Год Фестиваль Место проведения Приз
2015 Чехия Йиглава , Чехия Best Central and Eastern European Documentary Film
Тёмные ночи Эстония Таллин , Эстония Jury Prize for Best Director
Special Jury Prize
2016 Италия Триест , Италия ALPE ADRIA CINEMA AWARD for the Best Documentary
Китай Гонконг , Китай Jury Prize
Литва Вильнюс , Литва Best Film in «Baltic Gaze» competition programme
Бразилия Бразилия Special Mention Jury
2017 Национальная кинематографическая премия «Ника» Россия Россия Лучший документальный фильм

См. также

Примечания

  1. — 2005.
  2. Виталий Манский : от 13 августа 2020 на Wayback Machine // The New Times . 12.12.2015. — № 42 (390)
  3. Виктор Матизен от 12 октября 2016 на Wayback Machine // Новые Известия , 21.12.2015
  4. Анна Наринская от 12 октября 2016 на Wayback Machine // Журнал " Коммерсантъ Weekend ". — № 41 от 27.11.2015. — С. 25
  5. Егор Беликов от 27 октября 2016 на Wayback Machine // Life.ru , 25.10.2016
  6. от 28 октября 2016 на Wayback Machine // Rotten Tomatoes
  7. Stephen Dalton от 12 октября 2016 на Wayback Machine // The Hollywood Reporter , 20.11.2015
  8. от 12 октября 2016 на Wayback Machine // Афиша , 10.11.2015
  9. Швыдкой М. Е. от 11 октября 2016 на Wayback Machine // Российская газета — Федеральный выпуск № 6831 (260). 17.11.2015
  10. Brian Todd and Dugald McConnell CNN. . CNN (22 октября 2016). Дата обращения: 24 октября 2016. 25 октября 2016 года.
  11. Габрусенко, Татьяна (2016-02-09). . (англ.) . из оригинала 23 ноября 2016 . Дата обращения: 23 ноября 2016 .

Ссылки

  • // Радио Свобода, 20 ноября 2016
  • // SWI swissinfo.ch, 1 мая 2016
Источник —

Same as В лучах солнца