Драматические театры Москвы
- 1 year ago
- 0
- 0
Теа́тр.dóc — российский театр документальной пьесы . Независимый, негосударственный, некоммерческий, коллективный проект драматургов . Основан Еленой Греминой и Михаилом Угаровым в 2002 году по адресу Трёхпрудный переулок , 11/13, стр. 1; с 2015 года не имеет постоянной площадки.
Спектакли театра многократно становились лауреатами профессиональных премий, участниками театральных фестивалей в Польше, Франции, Германии, странах Балтии, в крупных российских городах, о спектаклях и их авторах написано множество статей. Театр получал премии «Самый креативный театр» журнала «Креатив», 2003 г., кинофестиваля «Сталкер» , 2005 год.
Театр документальной пьесы «Театр.doc» был создан драматургами Михаилом Угаровым , Еленой Греминой , Александром Родионовым . Драматург Ольга Михайлова договорилась с правлением дома, где жила , и под театр сдали заброшенный подвал жилого дома в Трехпрудном переулке . Драматурги Иван Вырыпаев и Максим Курочкин соорудили сцену из щитов ДСП , найденных на помойке . Днём рождения театра считается 14 февраля 2002 года . Многие работы выполнялись волонтёрами.
Документальные пьесы, созданные для театра, опубликованы в журналах « Новый мир » («Первый мужчина»), « Октябрь » («Красавицы»), « Дружба народов » («Месяц мертвого солнца»), « Искусство кино » («Война молдаван за картонную коробку»), « Отечественные записки » («Бомжи», «Погружение»), и др.
В первый же год своего существования «Театр.doc» поставил рекорд страны по количеству премьер в течение года — их было десять . Кроме этих десяти спектаклей, в театре происходили акции — Ингеборга Дапкунайте читала пьесу заключенной из женской колонии, актёры с синдромом Дауна из « » играли сценки по мотивам Гоголя, критик Григорий Заславский приводил трёх заложников « Норд-Оста », а московские чернокожие студенты рассказывали о своей жизни .
По словам критика Елены Ковальской: «Темы пьес „Театра.doc” поначалу были в основном из жизни субкультур : геи, гастарбайтеры, женщины-рецидивистки. Позже пытались копаться в обычном человеке. Общественность по привычке говорила, что „док“ — это ”чернуха”. Но если посмотреть репертуар, то это были психологические истории» .
15 октября 2014 года руководитель «Театра.doc» Елена Гремина сообщила, что департамент имущества Москвы досрочно расторг в одностороннем порядке, без объяснения причин, договор аренды с театром, несмотря на своевременную уплату арендной платы и налогов и соблюдение «пожарных и прочих предписаний». Тем самым театр может лишиться помещения , которые снимал более 12 лет. Срок аренды истекает в декабре, что делать дальше, руководство театра не знает. Департамент городского имущества Москвы заявил о расторжении договора из-за незаконной перепланировки части помещения без согласования с ведомством .
26 октября 2014 года британский драматург Том Стоппард опубликовал открытое письмо в поддержку московского театра документальной пьесы «Театр.doc» . Несмотря на то, что на защиту театра встали многие известные люди, должного эффекта не последовало . Елена Гремина заявила: «Отказали, несмотря на просьбы Союза писателей, заслуженных людей из академических театров и т д. Но мне жаль тратить на эту борьбу силы. Они сейчас очень нужны для другого. Найти новое место и выпустить новые проекты, продолжая играть спектакли репертуара» .
31 декабря 2014 года московская полиция прервала показ в «Театре.doc» украинского фильма о киевском « майдане », который показывался в поддержку украинского кинорежиссёра Олега Сенцова . Прибывшие силовики переписали данные зрителей, демонтировали и изъяли аппаратуру, с помощью которой демонстрировалась картина. Директор Елена Гремина и худрук Михаил Угаров описали состояние всех помещений театра после обыска как «разгром» .
29 мая 2015 года руководителя театра Елену Гремину вызывали в прокуратуру, чтобы сообщить о необходимости предоставить копии уставных документов. При этом накануне также стало известно о расторжении договора субаренды, а до этого туда приходили специалисты в сфере вывоза твердых бытовых отходов, а также сотрудники службы пожарной безопасности и ФСБ . По версии Греминой, тем самым оказывается давление на организацию чтобы, например, приостановить её деятельность .
Большая часть спектаклей «Театра.doc» — в жанре «документального театра». Документальный театр, основанный на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей, — особый жанр, существующий на стыке искусства и злободневного социального анализа. Творческие группы театра создают спектакли на основе встреч с реальными людьми, на актуальные и своевременные темы окружающей действительности. Используются свидетельства реальных людей, техника verbatim, «глубокая импровизация», театральные игры и тренинги.