Из обеспеченной семьи. В юности несколько лет занимался музыкой. Рано увлекся кино, но, идя по стопам отца, окончил юридический факультет
Гаванского университета
(1951 год). Уехал учиться в Экспериментальный центр кинематографии в
Риме
(1951—1953). Начинал как документалист. Испытал влияние
итальянского неореализма
,
Луиса Бунюэля
,
Сергея Эйзенштейна
. После
Кубинской революции
стал одним из основателей Киноинститута Кубы (INCAIC), в котором много лет преподавал. Неоднократно представлял Кубу и Латинскую Америку на зарубежных кинофестивалях и конференциях деятелей культуры. В
1963
с фильмом «
Двенадцать стульев
» (по роману
И. Ильфа и Е. Петрова
) приезжал в Москву.
Гутьеррес Алеа — один из крупнейших кинолетописцев кубинской реальности накануне и после революции. Его фильмы отличались социально-критической направленностью, склонностью к
абсурдизму
и
чёрному юмору
, но в целом не входили в прямое столкновение с идеологией и цензурой правительства
Фиделя Кастро
.
Фильмография
La caperucita roja
(
1947
, короткометражный, юмористический)
El fakir
(
1947
, короткометражный, юмористический)
Смерть бюрократа /
Muerte de un burócrata
(
1966
, сатирический, специальная премия жюри
Карловарского МКФ
)
Воспоминание об отсталости /
Memorias del Subdesarrollo
(
1968
, по роману
(исп.)
(
а, две премии МКФ в Карловых Варах)
Кубинское сражение против демонов /
Una pelea cubana contra los demonios
(
1971
, исторический, по книге
Фернандо Ортиса
, среди сценаристов Мигель Барнет,
Хосе Триана
)
Contigo en la distancia
(
1991
, по рассказу Гарсии Маркеса)
Клубника и шоколад
/
Fresa y chocolate
(
1993
, в соавторстве с Хуаном Карлосом Табио, номинация на премию
Оскар
за лучший зарубежный фильм, премия Ассоциации кинокритиков Аргентины
Серебряный кондор
за лучший зарубежный фильм, специальная премия жюри и премия
Тедди
Берлинского МКФ
, специальная премия жюри МКФ
Санденс
)
Dialéctica del espectador. La Habana: Unión de Escritores y Artistas de Cuba, 1982 (изд. на итал. и англ. яз)
Признание
Номинант и лауреат национальных и международных кинопремий. Премия Министерства культуры Кубы за вклад в национальную культуру (
1981
). Премия кубинской критики за книгу
Диалектика наблюдателя
(
1983
). Высший знак государственного отличия — кубинский
первой степени (
1988
). Ретроспективы фильмов режиссёра были представлены в
Нью-Йорке
(
1985
,
1995
), в
Британском киноинституте
в
Лондоне
(
1989
), в Испании и Франции (
1994
), Индии (
2001
).
Литература
Oroz S. Tomás Gutiérrez Alea: Os filmes que não filmei. Rio de Janiero: Editora Anima, 1985 (интервью с кинорежиссёром)
Evora J.A. Tomás Gutiérrez Alea. Madrid: Cátedra; Filmoteca Española, 1996
Schroeder P.A. Tomás Gutiérrez Alea: the dialectics of a filmmaker. New York: Routledge, 2002
Tomás Gutiérrez Alea y el cine cubano/ Sandra Hernández-Monet, ed. Nantes: CRINI, 2003 (материалы конференции)
Berthier N. Tomás Gutiérrez Alea et la révolution cubaine. Condé-sur-Noireau: C. Corlet; Paris: Cerf, 2005
Ibarra M. Tomás Gutiérrez-Alea: volver sobre mis pasos. Madrid: Fundación Autor, 2007 (биография, переизд. в Гаване — 2008)
Titón, más allá del cine. La Habana: Ediciones Pontón Caribe, 2007 (каталог выставки в Национальном музее изобразительных искусств Кубы)
Alcàzar J. del, López Rivero S. De compañero a contrarrevolucionario: la Revolución cubana y el cine de Tomás Gutiérrez Alea. Valencia: Universitat de València, 2009