Interested Article - Две женщины (фильм, 2014)
- 2020-12-09
- 1
« Две́ же́нщины » — художественный фильм 2014 года режиссёра Веры Глаголевой . В основе фильма — пьеса русского классика И. С. Тургенева « Месяц в деревне ».
Съёмки проходили в Смоленской области, в музее-усадьбе М. И. Глинки в селе Новоспасском . В главных ролях снялись Рэйф Файнс , Анна Астраханцева и Александр Балуев .
Картина «Две женщины» была фильмом закрытия XXII кинофестиваля « Окно в Европу » 14 августа 2014 года , а в сентябре 2014 была фильмом открытия 12-го кинофестиваля « Меридианы Тихого » и X Казанского международного кинофестиваля .
Начало проката фильма в России — 22 января 2015 года .
Сюжет
В основе пьесы лежит любовный четырёхугольник . Наталья Петровна, жена богатого помещика Аркадия Сергеича Ислаева, влюбляется в Алексея Николаевича Беляева — студента, учителя сына Коли.
Михаил Александрович Ракитин — друг семьи, уже давно любит Наталью Петровну. Верочка — воспитанница Натальи Петровны тоже влюбляется в молодого учителя. Беляев и Ракитин в итоге покидают поместье.
В ролях
- Александр Балуев — Аркадий Сергеич Ислаев, богатый помещик, 36 лет
- Анна Астраханцева — Наталья Петровна, жена Ислаева, 29 лет
- Рэйф Файнс — Михаил Александрович Ракитин, друг дома, 30 лет (дубляж — )
- Сильви Тестю — Елизавета Богдановна, компаньонка
- — Верочка, воспитанница, 17 лет
- Никита Волков — Алексей Николаевич Беляев, студент, 21 год
- — Шааф, немец-гувернер, 45 лет
- Лариса Малеванная — Анна Семеновна Ислаева, мать Ислаева, 58 лет
- Сергей Юшкевич — Игнатий Ильич Шпигельский, доктор, 40 лет
- Василий Мищенко — Афанасий Иванович Большинцов, сосед, 48 лет
- Анна Нахапетова — Катя, служанка
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик — Вера Глаголева
- Автор сценария — Светлана Грудович, Ольга Погодина-Кузмина , при участии Веры Глаголевой (по пьесе И. С. Тургенева)
- Оператор-постановщик — Гинтс Берзиньш L.G.C. (Латвия)
- Художник-постановщик — Елена Жукова, Ольга Архипова
- Композитор — Сергей Баневич
Подготовка к съёмкам
Пьеса «Месяц в деревне» никогда ранее не экранизировалась в России. Существовал спектакль Анатолия Эфроса , поставленный 1977 году в Театре на Малой Бронной и перенесённый на телеэкраны в 1983 году . Режиссёр, до этого снявший Веру Глаголеву в своём фильме « В четверг и больше никогда », пригласил начинающую актрису в свой спектакль на роль Верочки. Тогда она отказалась в силу ряда причин, но очень жалеет об этом .
Картина снималась в живописных окрестностях Смоленска, в имении Михаила Глинки Новоспасское, где доподлинно восстановлены интерьеры и внешний вид усадьбы в стиле русского классицизма середины XIX века . Господский дом даже немного достроили — террасу расширили, по старым традициям сплели новую мебель . В усадьбе Глинки всегда были оранжереи, выращивали в них диковинные для Смоленщины лимоны, абрикосы, даже ананасы. Но эти постройки не сохранились, и специально для фильма была построена новая оранжерея, уникальная по своей архитектуре и дизайну. Здесь снимались несколько важных любовных сцен. Весь реквизит — подлинный, был собран из частных коллекций и антикварных салонов. Французский Дом Guerlain специально для съёмок фильма прислал точную копию флакона парфюма «Imperial» середины XIX века. Для главной героини были изготовлены изысканные украшения в стиле эпохи. Для оформления интерьеров и пошива костюмов, использовались натуральные ткани из коллекций старинных английских фабрик , лён, хлопок, шёлк, шерсть, батист, шёлковая чесуча , которая сейчас не применяется, и натуральный шёлковый газ . Всего было сшито 27 комплектов для основных персонажей . Зонтики брались в прокат в музее. Полностью изготавливались головные уборы и обувь. Художник по костюмам Елена Лукьянова: «Мы делали не 1840 год, в который, может быть, происходили события, а взяли дату написания пьесы. Потому что мода 50-х годов отличается от 40-х. Она менее слащаво-романтичная, как показалось Вере Витальевне. Это было её пожелание. Просто в 40-е годы популярной была причёска букли , все дамы были такие изнеженно-романтичные. А режиссёру хотелось создать образы, которые были бы ближе к нашему времени, более лаконичные причёски, более чёткий силуэт, чтобы талия была на месте» .
В конце 2014 года костюмы к фильму демонстрировались на выставке «Две женщины. Предисловие», прошедшей в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве . Все представленные на выставке костюмы, изобразительные и рукописные материалы, связанные с фильмом, эскизы костюмов и другие предметы были переданы в дар музею и его филиалу — музею И. С. Тургенева на Остоженке .
Награды и номинации
-
VII Всероссийский кинофестиваль актёров-режиссёров «Золотой феникс»
- Гран-при фестиваля режиссёру Вере Глаголевой
- Специальный приз имени Михаила Глинки Сергею Баневичу, композитору фильма
- Специальный приз имени мецената Марии Тенишевой продюсеру Наталье Ивановой
-
Фестиваль кино и театра «Амурская осень»
- Гран-При им. Валерия Приемыхова за лучший фильм
- Приз за лучшую операторскую работу — Гинтсу Берзиньшу
-
Кинофестиваль «
Меридианы Тихого
»
- Приз имени Юла Бриннера — Анна Леванова
-
- Гран-при фестиваля
- приз за лучшую режиссуру — Вера Глаголева
- приз за лучшую женскую роль — Анна Астраханцева и Анна Леванова
- картина удостоилась приглашения в г. Баден-Баден ( Германия ) в апреле 2015 года на Культурно-деловой Форум «Дни России в Европе» .
-
XXIII Всероссийский кинофестиваль «Виват кино России!»
:
- приз зрительских симпатий
- приз за лучшую мужскую роль — Александр Балуев
-
XXI кинофестиваль «
Литература и кино
» в Гатчине
:
- приз за лучшую режиссуру — Вера Глаголева
- приз за лучшую музыку им. Андрея Петрова — Сергей Баневич
- приз за лучшую мужскую роль — Рэйф Файнс
- приз за лучшую женскую роль — Анна Астраханцева
-
:
- приз зрительских симпатий
- приз за лучшую женскую роль
-
3-й Тегеранский международный кинофестиваль Jasmine IFF, Иран
:
- приз за лучший сценарий
- приз за лучшую операторскую работу
-
3-й
Международный кинофестиваль в Ханое
:
- приз за лучший полнометражный фильм
- приз за лучшую главную женскую роль — Анна Леванова
-
12-й фестиваль «
Лучезарный ангел
»
:
- второе место в номинации игровое кино
Критика и отзывы
- Эмилия Деменцова ( The Hollywood Reporter Russia ) считает, что, воскрешая подзабытую пьесу, Вера Глаголева ставила перед собой сверхзадачу показать, что современный российский кинематограф напрасно не принял от советского - эстафету экранизаций. «„Все вы - прекрасные люди“ — эта реплика из пьесы не звучит в „Двух женщинах“, но является квинтэссенцией всей картины. Благость, прекраснодушие, „трепещущий свет“ и „тихое мерцание звёзд“ излучает каждый кадр фильма. Глаза отдыхают, а сердце утешается» .
- По мнению Евгения Ухова ( Film.ru ), экранизация тургеневской пьесы получилась "по-женски неспешной, нежной и порой самовлюблённой, но вполне достойной великого русского литературного наследия". Критик особо отмечает мастерство Глаголевой, которая завораживает успокаивающим ритмом, сногсшибательной картинкой и окутывает атмосферой русского поместья. Перемещение во времени кажется почти физическим, и это - безусловное достижение «Двух женщин». Другим достижением картины Ухов считает великолепный актёрский ансамбль: «Актёрски фильм решён на очень высоком уровне: заглавные две женщины, словно пара кружащихся вокруг друг друга звёзд, затягивают своей мощной гравитацией самых разных мужчин, обжигают их, управляют их мыслями и движением, оставаясь при этом занятыми лишь самими собой. К финалу картина набирает уровень драматизма, не стыдный на фоне литературного первоисточника» .
Примечания
- . РИА Новости (14 августа 2014). Дата обращения: 5 октября 2014. 6 октября 2014 года.
- . РИА Новости (13 сентября 2014). Дата обращения: 5 октября 2014. 5 октября 2014 года.
- . Российская газета (4 сентября 2014). Дата обращения: 6 октября 2014. 10 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 2 декабря 2014. 16 декабря 2014 года.
- . Известия (28 августа 2014). Дата обращения: 13 октября 2014. 23 октября 2014 года.
- . Российская газета (4 сентября 2014). Дата обращения: 13 октября 2014. 10 октября 2014 года.
- ↑ Ольга Лаптева. . Вечерняя Москва (22 июля 2014). Дата обращения: 13 октября 2014. (недоступная ссылка)
- . Телеканал «Культура» (13 августа 2014). Дата обращения: 13 октября 2014. 20 августа 2013 года.
- . Дата обращения: 10 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
- . Стартфильм (22 января 2015). Дата обращения: 1 февраля 2015. 2 февраля 2015 года.
- . Национальная Служба Новостей (27 января 2014). Дата обращения: 1 февраля 2015. 2 декабря 2014 года.
- . Государственный музей А. С. Пушкина. Дата обращения: 1 февраля 2015. 2 февраля 2015 года.
- . ПроАртИнфо (1 декабря 2014). Дата обращения: 19 февраля 2015. Архивировано из 7 декабря 2014 года.
- . Kinote (15 сентября 2014). Дата обращения: 5 октября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
- . Российская газета (15 сентября 2014). Дата обращения: 5 октября 2014. 6 октября 2014 года.
- . ИТАР-ТАСС (19 сентября 2014). Дата обращения: 5 октября 2014. 6 октября 2014 года.
- 3 февраля 2016 года.
- (недоступная ссылка)
- . Peterburg-kino.spb.ru. Дата обращения: 10 ноября 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
- // СК Новости : газета. — 2015. — № 5 . — С. 24 . (недоступная ссылка)
- . Grani21.ru (7 июля 2015). Дата обращения: 10 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
- . 1tv.ru (9 ноября 2015). Дата обращения: 10 ноября 2015. 12 ноября 2015 года.
- Эмилия Деменцова . . The Hollywood Reporter (15 января 2015). Дата обращения: 1 февраля 2015. 2 февраля 2015 года.
- Евгений Ухов. . Film.ru (21 января 2015). Дата обращения: 1 февраля 2015. 22 января 2015 года.
Ссылки
- от 6 октября 2014 на Wayback Machine
- 2020-12-09
- 1