Interested Article - Батлейка (Белорусский кукольный театр)
- 2020-10-05
- 1
Батлейка , также бетбатлейка, батлеемка, бетлейка, батляемка, вертеп, остмейка, жлоб ( белор. батлейка, батлеэмка, бетлейка, батляемка, вяртэп, остмэйка, жлоб ) — белорусский народный театр кукол на религиозную ( библейскую ) и бытовую тематику, получивший распространение в Белоруссии с начала XVI века и проходящий этап возрождения в форме национального детского и рождественского театра в наше время .
Этимология
Термин «батлейка» происходит от польск. Betleem — названия г. Вифлеема .
История
Народный кукольный театр пришел в Белоруссию с Украины (см. Вертеп ) и Польши . Возникновение театра кукол в Белоруссии было связано с рождественскими праздниками (отсюда и название, Вифлеем — место рождения Христа ). Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы ( бурсаки ), в том числе и из Киево-Могилянской академии , что внесло в репертуар батлейки сюжеты школьного театра (светского) .
Если сначала вся тематика батлейки была исключительно библейской , то постепенно, становясь достоянием народа в широких массах (мещане и крестьянство), в частности в период XVII—XVIII веков активно начинают появляться народно-комедийные светские постановки .
Считается, что с развитием и становлением профессионального театра в Белоруссии, батлейка уступила популярность последнему. Батлейки с их представлениями продолжали существовать вплоть до первых десятилетий XX века .
Описание и репертуар батлейки
Сценой для спектаклей батлейки, как и в украинском вертепе , служит двухъярусный шкафчик (который тоже называется батлейка ), имеющий внешнее подобие церкви или домика. Такой шкафчик-ящик украшается цветной тканью и бумагой , фигурками из палочек или соломы . Спектакли устраиваются как в верхней его части (ярусе), так и нижней. Кукольники—батлейщики управляют деревянными куклами на стержнях из проемов в полу .
Спектакли батлейки бывают и масштабными — с участием до 40 персонажей .
Всего известно несколько типов белорусской батлейки, среди которых особые места занимают батлейки устроенные по образцу театра теней (распространены в Витебске , Велиже ), и батлейки с быстро меняющимися прозрачными декорациями (распространены в Докшицах , за что получили название докшицкая батлейка ) .
В репертуаре батлейки наряду с религиозными пьесами, такими как «Царь Ирод» , народной драмой «Царь Максимильян» входят также жанровые сценки «Матвей да лекарь» , «Антон по сказке да Антониха» , Берка-трактирщик" , «Цыган да цыганка» , «Ванька малый» , «Паныч» и другие. Эти, основанные на белорусском фольклоре представления, были насыщенные сатирой , часто высмеивали не только пороки человеческого характера, но и господствующие классы населения страны .
Белорусская батлейка — это и вид национального искусства, и форма развлечения и препровождения досуга, и попытка выражения с помощью социальной сатиры протестных настроений населения .
Сюжеты
Рождественский
Царь Ирод , узнав от волхвов , что родился Христос, и считая его претендентом на престол, решает убить его. Ирод приказывает воину убить в Вифлееме всех младенцев «от двух лет и ниже»; воин выполняет приказ, но «одна старая баба Рахиль не отдает своего ребёнка». Разъяренный Ирод приказывает убить младенца Рахили. За преступления Ирод платится жизнью: смерть отсекает ему голову, а черти тащат его труп в ад . Добро побеждает .
Социально-бытовая сатира
Вторая часть действия обычно была на повседневные темы, на юге России, в Белоруссии и на Украине сюжет напоминал новогодний обряд « Вождение козы ». В Белоруссии главными персонажами были: цыгане, воин на коне, пастушок Антипушка. Вторая часть отличалась в зависимости от местности, где разыгрывается спектакль и от находчивости батлейщика .
Батлейка в современной Белоруссии
Учитывая религиозную составляющую батлейки, в СССР , собственно в БССР этот вид народного искусства не культивировался, вследствие непринятия религии как социальной составляющей жизни советского человека .
Во время строительства здания Белорусского государственного академического музыкального театра в Минске в 1981 году с тыльной стороны здания в парке было установлено декоративную бронзовую скульптурную композицию «Батлейка» , где отображены традиционные персонажи старинного театра кукол белорусов, Композиция выполненная в народной гротескной манере (близкой к примитивизму ) . Автор композиции, скульптор Л. Б. Зильбер вспоминал спустя годы о влиянии цензуры и руководителей тогдашней БССР на его творчество во время работы над скульптурой «Батлейка» .
С началом перестройки в СССР , в конце 1980 годов, началось постепенное обращение к национальным традициям, в том числе и к традициям белорусского вертепа-батлейки. Так, в 1989 году Галина Жаровина в поселке Мир Гродненской области создала музей и театр-студию «Батлейка». Вместе со своими учениками она поставила спектакли «Царь Ирод», «Анна Радзивилл» и другие. Были проведенные как тщательные исследования и восстановления навыков изготовления вертепа и отдельных его кукол, деталей, так и собственно организации и осуществления в рождественские праздники действ батлейки по всей стране. Сейчас, в Белоруссии народный кукольный театр батлейка стал чем-то вроде национального символа .
Галерея
-
Батлейка (шопка) в Вифлееме , между православной церковью Рождества Христово и городской площадью (2014 г.)
-
Батлейка (шопка) в Назарете , православная церковь архангела Гавриила над источником Марии (2014 г.)
-
Батлейка (шопка) в Иерусалиме , католический храм Успения Богородицы (2014 г.)
-
Батлейка (шопка) в Иерусалиме, Александровский двор Императорского православного палестинского общества (собственность дома Романовых), 2014 г.
-
Изображение батлейки на марке.
-
Михаил Блишч. Белорусский театр батлейка.
См. также
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 2 июля 2018. 2 июля 2018 года.
- Володимир Савчук. // Обрії Науково-педагогічний журнал. — .
- Елена Данилко. . — Litres, 2017-09-05. — 81 с. — ISBN 9785040676705 . 2 июля 2018 года.
- Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Рэд.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1989.
- Батлейка // Театральная Энциклопедия, М
- ↑ . studbooks.net. Дата обращения: 2 июля 2018. 21 декабря 2016 года.
- Кізіма С. А., Лянцэвіч В. М., Самахвалаў Дз. С. Гісторыя Беларусі: Курс лекцый. — Мн.: Выд-ва МІК, 2003. — 91 с.
- . www.belarus-theatre.net. Дата обращения: 12 апреля 2018. 7 октября 2013 года.
- Борис Голдовский. . — Litres, 2017-09-05. — 342 с. — ISBN 9785457601246 . 2 июля 2018 года.
- Дзешавой А. Докшыцкі лялечнік, «Маладосць», 1958, вип 9. Г
- Бузина Олесь Тайная история Руси// censor.net.ua
- . Минск старый и новый. Дата обращения: 12 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
- ↑ darriuss. . darriuss (10 января 2009). Дата обращения: 12 апреля 2018.
Литература
- Барбараш Юлия на (рус.)
- Барышев Г. Художественное оформление белорусского кукольного театра батлейки // в книге Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Мн., 1957 (рус.)
- Бессонов П. Белорусские песни, M., 1871 (рус.)
- Вертеп в Могилеве // «Могилевские губернские ведомости», часть неофициальная, 1866 (рус.)
- Романов E. Г. Белорусские тексты вертепного действа, Могилев, 1898 (отд. оттиск из «Могилев, губ. ведомостей», 1898), стр. 45-46, 49-52 (рус.)
- Карский Р. Ф. Рождественская вертепная драма, в его кн.: Белорусы, т. 3, [вып.] 3, П., 1922 (рус.)
- Шеин П. В. Вертеп, или бетлейки (батлейки) // в книге Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, т. 3, СПб, 1902 (рус.)
- Эремич И. Очерки белорусского Полесья // «Вестник Западной России», Правильно, 1867, кн. 10, т. 4, отд. 4 (рус.)
- Барышаў Г.I., Саннікаў А. К . Беларускі народны тэатр батлейка. Мн., 1962 (белор.)
- Бядуля 3. Бэтлейка ы Беларускі тэатр // «Вестник Нар. Комиссариата просвещения ССРБ», Минск, 1922, стр. 3-4, 11-12 (белор.)
- Дзешавой А. Докшыцкі лялечнік, «Маладосць», 1958, вып 9. Г. (белор.)
- Збірайце матэр’ялы аб бэтлейцы! // «Наша Ніва», Вильня, 1910, вып. 44-45, с. 683-84 (белор.)
- Кизима С. А., Лянцэвіч В. М., Самахвалаў Дз. С. Гісторыя Беларусі: Курс лекцый. — Мн.: От-ва МИК, 2003. — 91 с. (белор.)
- Красьнянскі В. Батлейка віцебскага аддзяленьня беларускага Дзяржаунага музэю // в книге Інстытут беларускае культуры. Запіскі аддзелу гуманітарных навук, кн. 6 Працы камісіі гісторыі мастацтва, т. 1, сш. 1, Менск, 1928 (белор.)
- Лозко А. Беларуская батлейка: Каляндарныя и абрадавыя кутежи. Мн., 1997 (белор.)
- Саўчук Н. Беларуская батлейка // беларуска гистарычны часопис. № 3’2003 (белор.)
Ссылки
// Батлейка в исполнении Дмитрия Хведорука (Зміцер Хведарук) и его коллег, 25 декабря 2008 года + ссылки на другие подобные видео на YouTube
- 2020-10-05
- 1