Горский, Александр Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Алексе́евич Го́рский ( 6 августа 1871 , Петербург — 20 октября 1924 , Москва ) — русский артист балета, балетмейстер , заслуженный артист Императорских театров ( 1915 ).
Александр Горский родился в Петербурге.
Горский вошёл в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.
Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приёмы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.
В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога , среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин . Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Ива́нова .
По окончании
Петербургского Императорского театрального училища
(педагоги
П. К. Карсавин
и
М. И. Петипа
),
в
1889
—
1900
поступил на службу в
Мариинский театр
.
Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара:
Балетмейстерская карьера Горского была стремительной. Уже первая его постановка — балет «Клоринда — царица горных фей» состоялась в 1889 году , Михайловском театре , это был выпускной спектакль Петербургского Императорского театрального училища .
В том же году Горский был командирован в московский Большой театр для постановки там балета « Спящая красавица » Мариуса Петипа .
С 1901 года Александр Алексеевич стал режиссёром балета, а с 1902 по 1924 — балетмейстером Большого театра.
Умер в 1924 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище (12 уч.). Здесь же похоронена Горская Вера Алексеевна (1873—1956) — русская артистка балета Мариинского театра . Надгробие на могиле установлено от имени ВТО.
Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы . Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным .
Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал « Дон Кихот » Людвига Минкуса , в 1900 году . Затем Горский создал свои редакции балетов:
В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.
Осуществив классические постановки Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра , обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты:
« », на музыку А. Ю. Симона 1902 ), где на сцене жила живая народная толпа; « », на музыку А. Ф. Арендса ( 1910 ); « », на музыку Э.Грига ( 1913 ). В 1916 году осуществил опыт постановки балета на музыку Пятой симфонии А. К. Глазунова
В современном мире балетные партии артисты могут выучить по видео записи, разумеется обладая знанием академической школы, стиля спектакля и разрешением хореографа. Знание сыграло большую роль в определении судьбы Горского. В своё время он записал постановку Петипа « Спящая красавица », и именно поэтому ему предложили поставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели.
Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала XX века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е. В. Гельцер , М. М. Мордкина .
Работая в качестве педагога в Театральном училище и в театре, воспитал несколько поколений московских танцовщиков, которые стали его последователями: В. А. Каралли , С. В. Федорова , А. М. Мессерер , Я. Д. Ицхоки .
«Впервые увидев балет, Асаф понял, что его призвание. Вместе с сестрой Рахиль они пошли в школу Большого театра. Там Асафу ответили, что в его возрасте пора заканчивать, а не начинать обучение балету… После революции множество танцовщиков уехало за границу, и выдающийся хореограф Александр Горский пришел в студию для поиска талантов в свой экспериментальный класс… У Асафа была хорошая координация движений и все данные к балету, которые были необходимы по тем временам: пропорционально сложенная фигура, благородство позы, стопа с красивым подъёмом.»
Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репертуар балета Большого театра.
Горский работал в творческом союзе с Константином Коровиным , который, в свою очередь, сильно изменил визуальный образ артиста балета .
Балеты в редакции Горского и по сей день очень популярны, они идут во многих театрах мира.
Премьера первого балета Горского в Москве — « Дон Кихот », сразу же разделила критиков, зрителей и труппу на два лагеря. Вокруг спектакля развернулись ожесточённые споры, так как это было не возобновление старой постановки, а новая редакция балета. Поддерживали Горского молодёжь труппы во главе с Л. А. Роедавлевой и М. М. Мордкиным и молодые художники-станковисты, из частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова , Константин Коровин и Александр Головин , которые создали новые декорации и костюмы к спектаклю. Используя режиссёрские принципы Художественного театра и достижения балетмейстера Льва Иванова , Горский изменил общепринятые каноны классического танца, обогатив его элементами народных танцев, что вносило особую ясность в передачу содержания, и спектакль становился необычайно ярким. Было изменено и либретто балета, оно стало больше приближено к произведению Сервантеса . Очень важно то" что Горский изменил стиль работы с труппой. Михаил Мордкин , ( Базиль и Эспада в «Дон Кихоте»):
«До того как начать работу над спектаклем, он провел беседу с артистами, и когда началась работа на сцене, то каждый участник спектакля, даже статисты, знали своё место, свою роль и своё отношение ко всему происходящему».
В том спектакле первый акт шёл с поставленной хореографией Горского. Но балетмейстер сохранил всё лучшее, что было в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова . В целом он усилил действенность спектакля, и премьера прошла успешно.
В балетах « Конек-Горбунок » на музыку Пуни и « » на музыку М. И. Глинки, поставленных Горским, (в нём не было какого-либо сильного сюжета), балетмейстер стремился средствами хореографии выразить содержание музыки.
В конце 1901 года Горский начал работу над постановкой своего первого самостоятельного балета « », по роману В. Гюго « Собор Парижской богоматери ». Эта тема в балете не была новой. Уже существовал балет « Эсмеральда », поставленный Жюлем Перро . Но балет Горского сильно отличался от прежнего тем, что акцент в нём был сделан на массовых сценах. Горский провёл большую подготовительную работу. Вместе с художником Коровиным он съездил в Париж , чтобы изучить место действия балета: разработал заранее режиссёрский план спектакля. Только после этого он приступил к репетициям.
24 ноября 1902 года в Большом театре состоялась премьера спектакля, музыку к которому написал Антон Симон . Спектакль вызвал резкое осуждение со стороны знатоков балета, которые считали, что в нём мало танцев, хотя это было совершенно неверно: и танцев было достаточно, особенно в третьем акте, и поставлены они были мастерски. Спектакль отражал творческие поиски балетмейстера в области создания хореографической драмы, в которой все танцы вытекали из действия и подчинялись логике поступков главных героев. Художниками спектакля стали Константин Коровин и Александр Головин , дирижёр — А. Ф. Арендс . Роли исполняли:
Обновляя балеты классического наследия Сен-Леона или Петипа, Горский давал им своеобразную трактовку и более долгую жизнь. И, благодаря ему, эти спектакли надолго сохранились в репертуаре современных театров:
25 февраля 1905 года Горский поставил балет «Коппелия», на музыку Делиба .
« » и « » — дивертисмент на музыку Грига , Шопена и Рубинштейна
В 1910 году состоялась премьера нового оригинального балета А. Горского « », по одноимённому роману Г. Флобера на музыку А. Арендса . Его характеризуют необыкновенно красочные танцевальные сцены , такие, как сон Саламбо , танец жриц, оживление богов, танцы богини Танаит , а также Танаит и Молоха . Это одна из лучших постановок Горского.