Interested Article - Таиров, Александр Яковлевич

Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит , 24 июня ( 6 июля ) 1885 , Ромны 25 сентября 1950 , Москва ) — советский театральный актёр и режиссёр. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949). Народный артист РСФСР (1935) .

Биография

Александр Таиров родился в Ромнах Полтавской губернии Российской империи (ныне Сумская область Украины) в еврейской семье. Мать, Мина Моисеевна, рожала первенца у родителей в Ромнах, нуждаясь в помощи из-за слабости здоровья. Отец, Яков Рувимович, руководил двухклассным мужским еврейским училищем в Бердичеве , где прошло детство Александра. Учился в Киевской гимназии, живя у сестры отца .

По настоянию родителей 10 лет учился в Киевском и Петербургском университетах на юриста, совмещая учёбу с театральной деятельностью. Решив связать себя с театром, взял псевдоним Таиров («таир» — по- арабски «орёл») и перешёл в лютеранство , чтобы не быть стеснённым чертой оседлости .

На сцене дебютировал летом 1904 года , будучи артистом Драматического товарищества под руководством , сыграл Петю Трофимова в «Вишнёвом саде» . В 1905 году играл в труппе Михаила Бородая в Киеве.

В сезон 1906—1907 годов был актёром театра Веры Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года играл в театрах Санкт-Петербурга, Риги , Симбирска , три года в Павла Гайдебурова , где начал режиссёрскую деятельность, поставив в 1908 году спектакли «Гамлет» и « Дядя Ваня ».

В 1913 году окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставил ради Свободного театра Константина Марджанова . Здесь он поставил спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера .

В 1914 году Таиров вместе со своей второй женой Алисой Коонен и группой молодых актёров создал Камерный театр , с которым была связана вся его дальнейшая жизнь .

Спектакль «Сакунтала» (Шакунтала) Калидасы , поставленный Таировым и представленный 25 декабря 1914 года , в день открытия Камерного театра, определил его творческую платформу. Режиссёр стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актёрскому движению и пластике. Своё детище он назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или «театр неореализма» .

«Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились — напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям», — писал Александр Таиров .

Репертуарными спектаклями Таирова были также « Женитьба Фигаро » Пьера Бомарше (1915); «Покрывало Пьеретты» Артура Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского (1916) и « Саломея » Оскара Уайльда (1917). Премьера «Саломеи» состоялась за три недели до Октябрьской революции .

«Прочтите Тысячу и одну ночь и фантастические рассказы Гофмана , перелистайте страницы Жюля Верна , Майн Рида , Уэллса — и тогда, быть может, вы получите некоторое представление о том, как возник Камерный театр…» .

В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта « Трёхгрошовая опера », которую ему передал сам автор. Спектакль был поставлен к 15-летию театра — в конце января 1930 года. Также впервые познакомил советскую театральную общественность с пьесами американского драматурга Юджина О’Нила , поставив «Косматую обезьяну» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Всем детям божьим даны крылья» (1929, шла под названием «Негр»). Увидев таировские постановки своих пьес во время гастролей театра в Париже , О’Нил был в восторге и заявил: «Камерный театр воплотил мою мечту» . Крупной победой театра была признана и постановка « Оптимистической трагедии » Таировым в 1933 году .

В середине 1930-х годов Таиров оказался в центре крупного скандала. В 1936 году он поставил пародийный оперный спектакль-фарс на основе русских народных сказок по опере-буфф Александра Бородина . Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный , переработавший либретто Виктора Крылова в уничижительном, сатирическом духе: в характерном для него стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси . Спектакль подвергся критике со стороны властей за искажение событий русской истории, постановка была оценена как «идеологически неграмотная», «Правда» откликнулась разгромной статьёй. Критику спектакля и театра в целом поддержали и многие коллеги Таирова, в том числе Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд .

Как неудачи были отмечены критикой и другие спектакли: «Не сдадимся!» по пьесе Сергея Семёнова (1935), «Дети солнца» Максима Горького (1937) и «Думы о Британке» по пьесе Юрия Яновского (1937). Единственной творческой удачей театра этого периода был признан спектакль «Мадам Бовари» по Гюставу Флоберу с Алисой Коонен в роли Эммы Бовари.

В 1937 году поступило указание объединить Камерный театр Александра Таирова и Реалистический театр Николая Охлопкова . Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр .

В годы Великой Отечественной войны Таиров и Коонен вместе с театром были эвакуированы в Балхаш Казахской ССР , а в апреле 1942 года — в Барнаул Алтайского края . В том же году Таиров вошёл в состав Еврейского антифашистского комитета .

26 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) , практически запрещающее зарубежную драматургию . 9 мая 1949 года , в ходе кампании по борьбе с космополитизмом , Таиров был уволен из Камерного театра, несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра был награждён орденом Ленина . В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен был переведён в Театр имени Вахтангова , но к работе не приступил. В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и тем самым прекратил своё существование.

Таиров скончался 25 сентября 1950 года в Москве после непродолжительной тяжёлой болезни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 14 ряд) .

Семья

  • Первая жена (с 1905 года) — двоюродная сестра Ольга Яковлевна Таирова (урождённая Венгерова, 1882—1946) , студентка физмата Бестужевских курсов , в 1924—1945 годах заведующая театральной школой Камерного театра — ГЭКТЕМАС (Государственные экспериментальные театральные мастерские). В браке родилась дочь Мура (Тамара Александровна, 1905 — после 1983) .
  • Вторая жена (с 1914 года) — Алиса Георгиевна Коонен , актриса. Народная артистка РСФСР (1935) .
  • Сестра — Елизавета Яковлевна Корнблит (1895—?), c 1943 по 1949 год концертмейстер Камерного театра.
  • Брат — (1902—1958), управляющий московским городским банком, начальник Управления предприятий коммунального обслуживания, заместитель начальника Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний УНКВД Москвы и Московской области (1942—1949), подполковник интендантской службы. Был женат на актрисе Камерного театра и Московского театра Сатиры .

Творчество

Актёрские работы в театре

Режиссёрские работы

В Камерном театре

Общественная деятельность

  • Первый председатель Московского союза артистов (с 1917)
  • Член президиума ЦК Рабис (1919—1936)
  • Вице-президент театральной секции Всесоюзного общества культурных связей (с 1944)

Награды и звания

Сочинения, переписка

  • Таиров А. Я. / Ком. Ю. А. Головашенко и др. — М.: ВТО, 1970. — 603 с.
  • Таиров А. Я. Записки режиссёра. — М.: Изд. Камерного театра, 1921.
  • «…Письма ползут, разминаются в пути, пропадают…»: Переписка А. Г. Коонен и А. Я. Таирова / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2014. — С. 272—330. — ISBN 978-5-91674-321-0

Память

Архитектором надгробия был Евгений Рознеблюм . В 2019 году вандалы осквернили могилу Таирова, оторвав с надгробия барельеф с бронзовой фигурой Федры работы Давида Народницкого и выставив его на продажу в интернете, где её обнаружил музейный работник Александр Савинов; приобретя фигуру и убедившись в её подлинности, он сообщил об этом в правоохранительные органы .

Событиям, связанным с закрытием театра, посвящён фильм Бориса Бланка « Смерть Таирова » (2004), где режиссёра сыграл Михаил Козаков , а его музу — Алла Демидова .

См. также

Примечания

  1. М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  2. Таиров Александр Яковлевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. Aleksandr Yakovlevich Tairov // (англ.)
  4. Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. — Т. 5. — М. : Советская энциклопедия, «Табакова — Яшугин», 1965. — 24—27 стб. с илл.
  5. от 17 апреля 2018 на Wayback Machine : Я. Р. Корнблит — автор «Исторической записки о Бердичевском еврейском казённом двухклассном училище: 1877—1898» (Бердичев, 1898).
  6. от 1 июня 2021 на Wayback Machine : Здесь отец именуется Яковом Романовичем Корнблитом, заведующим еврейским училищем.
  7. Грета Ионкис от 2 января 2017 на Wayback Machine
  8. Режиссёрское искусство Таирова (к 100-летию со дня рождения). — М. : ВТО, 1987. — 148 с.
  9. Раневская, Фаина. (неопр.) . — Litres, 2017. — ISBN 978-5-457-23617-2 . 1 июня 2021 года.
  10. (недоступная ссылка)
  11. от 2 октября 2011 на Wayback Machine — на сайте МДТ им. Пушкина
  12. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .
  13. Очерки истории русского советского драматического театра. — М. : изд. АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 281—286. — 776 с. — 3000 экз.
  14. Дата обращения: 21 февраля 2011. 5 июня 2011 года.
  15. / cост. Е. И. Зотова, Т. А. Лукина. — М. : ВТО, 1986. — С. 17. — 367 с. 4 мая 2019 года.
  16. Петрова Н. К. Антифашистские комитеты в СССР. 1941-1945 гг. — М. : Институт истории РАН, 1999. — С. 78. — 338 с. — ISBN 5-8055-0024-8 .
  17. «О репертуаре драматических театров и мерах по их улучшению. Постановление ЦК РКП(б) от 26 августа 1946г.» // Театр. — 1946. — № 7—8 . — С. 6—10 .
  18. . Могилы знаменитостей . Дата обращения: 24 апреля 2020. 4 февраля 2020 года.
  19. . Дата обращения: 13 мая 2020. 25 февраля 2020 года.
  20. драматический театр, создан в 1905 в Санкт-Петербурге Гайдебуровым и Н. Ф. Скарской, с 1919 до 1928 — Общедоступный передвижной театр. от 20 августа 2008 на Wayback Machine — на сайте
  21. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, «Нежин — Сярев», 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл. (стб. 195—196)
  22. Михаил Гришин. . Газета.Ru (26 июня 2019). Дата обращения: 24 апреля 2020. 27 июня 2019 года.

Литература

  • Берковский Н. Я. // Берковский Н. Я. Литература и театр: Статьи разных лет. М.: Искусство, 1969. C. 305—393.
  • Головашенко Ю. А. . М.: Искусство, 1970. 352 с.
  • Державин К. Н. . Л.: Художественная литература, 1934. 240 с.
  • Зноско-Боровский Е. А. // Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала XX века. Прага: Пламя, 1925. C. 364—368.
  • Коонен А. Г. / Ред., послесл. Ю. С. Рыбакова. — 2-е изд.. — М. : Искусство, 1985. — 446 с.
  • Крыжицкий Г. К. // Крыжицкий Г. К. Режиссёрские портреты / Предисл. С. А. Воскресенского. М.; Л.: Теакинопечать, 1928. C. 77-87.
  • Марков П. А. // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 2. Театральные портреты. C. 76-111.
  • Мейерхольд В. Э. //Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / Ком. А. В. Февральского: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 2. (1917—1939). C. 37-43.
  • Пиотровский А. И. // Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л.: Искусство, 1969. C. 87-89.
  • / Ред. К. Л. Рудницкий. М., 1987. 150 с.
  • Иванов В. Полночное солнце. «Федра» Александра Таирова в отечественной культуре // Новый мир. 1989. № 3. С. 233—244.
  • Рудницкий К. Л. Русское режиссёрское искусство: 1908—1917. М.: Наука, 1990. ( ) С. 201—238.
  • Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995. ( ) С. 131—149.
  • «Я — не Ермолова, не Рашель. Я, пожалуй, — современная Адриенна Лекуврёр». Дневники А. Г. Коонен 1914—1925 гг. / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. — Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 9-175. ISBN 978-5-91674-321-0
  • Московский Камерный театр. «Человек, который был Четвергом» в немецкой и австрийской критике / Публ., лит. редакция переводов, вступ. статья и коммент. С. Г. Сбоевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. — Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 176—240. ISBN 978-5-91674-321-0
Источник —

Same as Таиров, Александр Яковлевич