Interested Article - Ага-хан III

Султа́н Муха́ммад-ша́х, Ага́-ха́н III ( 2 ноября 1877 , Карачи , Британская Индия , Бомбейское президентство , Британская Индия или Британская Индия 11 июля 1957 , Версуа , Женева ) — 48-й наследственный имам общины исмаилитов - низаритов . Всю жизнь боролся за независимость Индии , отстаивал также национальные интересы Пакистана . Председатель Лиги Наций (1938—1939).

Биография

Происхождение

Прямой потомок пророка Мухаммеда через его двоюродного брата и зятя Али ибн Абу Талиба и его жену Фатиму . Отец — Ага-хан II . Мать — Алия Шамсуль-Мулюк, внучка Фетх Али-шаха , каджарского шахиншаха Персии .

Карьера

В 1885 году стал 48-м имамом мусульман шиитов - исмаилитов - низаритов .

В 1906 году стал одним из основателей и первым президентом Индийской Мусульманской лиги , которая позже сыграла важную роль в создании независимого государства Пакистан . Вышел из состава лиги в 1913 году.

Ага-хан путешествовал по отдалённым уголкам мира, чтобы получить почтение своих последователей, а также с целью либо урегулирования разногласий, либо повышения их благосостояния с помощью финансовой помощи и личных советов и наставлений. Звание рыцаря-командора Индийской империи (РКИИ) было присвоено ему королевой Викторией в 1897 году; и он был произведён в рыцари-гранд-командоры (GCIE) в списке и наделён этим званием королем Эдуардом VII в Букингемском дворце в 24 октября 1902 года . Георг V (1912) произвёл его в рыцари Великого командора ордена Звезды Индии (ВКЗИ), а в 1923 году назначил членом ВКГВ. Он получил аналогичное признание за свои общественные заслуги от германского императора, турецкого султана, персидского шаха и других властителей .

В 1906 году Ага-хан был одним из основателей и первым президентом Всеиндийской мусульманской лиги , политической партии, которая выступала за создание независимого мусульманского государства в северо-западных регионах Индии, находившихся тогда под британским колониальным правлением , а затем основала страну Пакистан в 1947 году.

Во время трех в Лондоне с 1930 по 1932 год он сыграл важную роль в проведении конституционных реформ в Индии .

В 1934 году он был избран членом Тайного совета , а через три года был избран президентом Лиги Наций .

Имамат

Ага-хан в 1936 году
Ага-хан с Махатмой Ганди и Сароджини Найду

Под руководством сэра султана Мухаммад-шаха Ага-хана III первая половина XX века была периодом значительного развития исмаилитской общины. На Индийском субконтиненте и в Восточной Африке были созданы многочисленные институты социального и экономического развития . Исмаилиты отметили юбилеи своих имамов публичными торжествами, которые являются символическим подтверждением уз, связывающих исмаилитского имама и его последователей. Хотя Юбилеи не имеют религиозного значения, они служат подтверждением приверженности имамата во всем мире улучшению качества человеческой жизни, особенно в развивающихся странах .

В Индии, а затем и в Пакистане были созданы институты социального развития, по словам Ага-хана III, «для облегчения положения человечества». Они включали такие учреждения, как Diamond Jubilee Trust и Platinum Jubilee Investments Limited, которые, в свою очередь, способствовали росту различных типов кооперативных обществ. Средняя школа для девочек «Бриллиантовый юбилей» была открыта в отдалённых северных районах нынешнего Пакистана. Кроме того, стипендиальные программы, учрежденные во время Золотого юбилея для оказания помощи нуждающимся студентам, постепенно расширялись. В Восточной Африке были созданы крупные институты социального обеспечения и экономического развития. Меры, связанные с социальным обеспечением, включали ускоренное развитие школ и общественных центров, а также современную, полностью оборудованную в Найроби . Среди институтов экономического развития, созданных в Восточной Африке, были такие компании, как Diamond Jubilee Investment Trust (ныне Diamond Trust of Kenya) и Jubilee Insurance Company, которые котируются на Найробийской фондовой бирже и стали крупными игроками в национальном развитии.

Реформы

Сэр Султан Мухаммад-шах также провёл организационные реформы, которые дали исмаилитским общинам средства для структурирования и регулирования своих собственных дел . Они были построены на мусульманской традиции общинной этики, с одной стороны, и ответственной индивидуальной совести со свободой обсуждать свои собственные моральные обязательства и судьбу — с другой. В 1905 году он издал первую исмаилитскую Конституцию для социального управления сообществом в Восточной Африке. Новая администрация по делам Сообщества была организована в иерархию советов на местном, национальном и региональном уровнях. Конституция также устанавливает правила в таких вопросах, как брак, развод и наследование, руководящие принципы взаимного сотрудничества и поддержки среди исмаилитов и их взаимодействия с другими общинами. Аналогичные конституции были промульгированы в Индии, и все они периодически пересматривались с учетом возникающих потребностей и обстоятельств в различных условиях .

Религиозные и социальные взгляды

Карикатура Ага-хана III

Ага-хан находился под глубоким влиянием взглядов сэра Саида Ахмад-хана . Наряду с сэром Саидом Ага-хан был одним из спонсоров и основателей , для которого он неустанно собирал средства и которому пожертвовал большие суммы своих собственных денег . Самого Ага-хана можно считать и интеллектуалом движения .

С религиозной точки зрения Ага-хан придерживался модернистского подхода к исламу . Он верил, что между религией и современностью нет противоречия, и призывал мусульман принять современность . Хотя Ага-хан выступал против массового копирования мусульманами западного общества, он верил, что расширение контактов с Западом в целом пойдёт на пользу мусульманскому обществу . Он был интеллектуально открыт для западной философии и идей и верил, что взаимодействие с ними может привести к возрождению исламской мысли .

Как и многие другие исламские модернисты, Ага-хан был невысокого мнения о традиционном религиозном истеблишменте ( улемах ), а также о том, что он считал их жёстким формализмом, законничеством и буквализмом . Вместо этого он выступал за возобновление иджтихада (независимого рассуждения) и иджма (консенсуса), последнее из которых он понимал в модернистском ключе как достижение консенсуса . По его словам, мусульмане должны вернуться к первоисточникам, особенно к Корану , чтобы открыть для себя истинную сущность и дух ислама . Как только принципы веры будут открыты, они будут рассматриваться как универсальные и современные . Ислам, по его мнению, обладал основополагающим либеральным и демократическим духом . Он также призвал к полным гражданским и религиозным свободам , миру и разоружению, а также прекращению всех войн .

Ага-хан выступал против сектантства , которое, по его мнению, подрывало силу и единство мусульманской общины . В частности, он призвал к сближению суннизма и шиизма . Это не означало, что он думал, что религиозные различия исчезнут, и он сам наставлял своих последователей-исмаилитов быть преданными своему собственному учению . Однако он верил в единство через принятие разнообразия и уважение различий во мнениях .

Ага-хан призвал к социальным реформам в мусульманском обществе, и он смог осуществить их в своей собственной исмаилитской общине . Поскольку он считал ислам по сути гуманитарной религией, Ага-хан призвал к сокращению и искоренению бедности . Как и сэр Саид, Ага-хан был обеспокоен тем, что мусульмане отстали от индуистской общины в плане образования . По его словам, образование было путём к прогрессу . Он был неутомимым сторонником обязательного и всеобщего начального образования , а также создания высших учебных заведений .

Что касается прав женщин, Ага-хан был более прогрессивен в своих взглядах, чем сэр Саид и многие другие исламские модернисты своего времени . Ага-хан сформулировал своё стремление к правам женщин не просто в контексте того, что женщины являются лучшими матерями или жёнами, а скорее для собственного блага женщин . Он поддержал духовное равенство мужчин и женщин в исламе, а также призвал к полному политическому равенству. Это включало право голоса и право на образование . Что касается последнего вопроса, то он одобрил обязательное начальное образование для девочек . Он также поощрял женщин получать высшее университетское образование и не видел ничего плохого в совместных учебных заведениях . В то время как сэр Саид отдавал приоритет образованию мальчиков, а не девочек, Ага-хан наставлял своих последователей, что если у них есть сын и дочь, и если они могут позволить себе отправить в школу только одного из них, они должны отправить дочь, а не мальчика .

Ага-хан проводил кампанию против институтов пурда и , которые, по его мнению, были репрессивными и неисламскими институтами . Он полностью запретил пурду и покрывало для лица своим последователям-исмаилитам . Ага-хан также ограничил многожёнство, поощрял браки с вдовами и запретил детские браки . Он также сделал законы о браке и разводе более справедливыми по отношению к женщинам . В целом, он призвал женщин принимать участие во всех национальных мероприятиях и агитировать за их полные религиозные, социальные и политические права .

Сегодня, во многом благодаря реформам Ага-хана, исмаилитская община является одной из самых прогрессивных, мирных и процветающих ветвей ислама .

Семья

  • 2 ноября 1896 года в Пуне (Индия) женился на Шахзади Бегум, своей двоюродной сестре, внучке Ага-хана I .
  • 1908 — женился на Клеопе Терезе Маджильано (1888—1926), танцовщице .

У них двое сыновей:

  1. Принц Джузеппе Махди-хан (1911)
  2. Принц Али Салман Ага-хан (1911—1960), был женат на знаменитой актрисе Рите Хейворт

Тереза приняла ислам, именовалась принцессой Ага-хан. Умерла после операции, проведённой 1 декабря 1926 года.

  • 7 декабря 1929 года во Франции женился на бывшей продавщице Андрэ Жозефине Каррон (1898—1976). Религиозный обряд бракосочетания состоялся в Бомбее 13 декабря 1929 года. Брак расторгнут в 1943 году.

Их сын — Принц Садруддин Ага-хан .

Труды

Он написал ряд книг и статей, две из которых имеют огромное значение, а именно:

  1. «Индия в переходный период» ( англ. India in Transition ), о политике подготовки Индии
  2. «Мемуары Ага-хана: Мир достаточно и время» ( англ. The Memoirs of Aga Khan: World Enough and Time ), его автобиография.

Ага-хан III предложил «Южноазиатскую федерацию» в «Индии в переходный период» , чтобы Индия могла быть реорганизована в несколько штатов, и эти штаты должны иметь собственные автономии. Он был первым человеком, который разработал подробный план такой федерации Индии.

Мавзолей Ага-хана — Асуан , Египет
Мавзолей Ага-хана на берегу Нила .

Смерть и наследование

Ага-хана III сменил на посту Ага-хана его внук Карим Ага-хан , который в настоящее время является имамом мусульман-исмаилитов. На момент его смерти 11 июля 1957 года члены его семьи находились в Версуа . Адвокат привёз завещание Ага-хана III из Лондона в Женеву и зачитал его перед семьей:

«Со времён моего предка Али, первого имама, то есть на протяжении тринадцати столетий, всегда было традицией нашей семьи, что каждый имам выбирает своего преемника по своему абсолютному и неограниченному усмотрению из числа любых его потомков, будь то сыновья или отдалённые потомки мужского пола, и в этих обстоятельствах и ввиду коренным образом изменившихся условий в мире в самые последние годы в связи с происшедшими великими переменами, включая открытия атомной науки, я убеждён что в интересах шиитской мусульманской исмаилитской общины, чтобы меня сменил молодой человек, который воспитывался и развивался в течение последних лет и в разгар новой эпохи и который привнесет в свою жизнь новый взгляд на жизнь — должность имама. По этим причинам я назначаю моего внука Карима , сына моего собственного сына Али Салман-хана , наследником титула Ага-хана, а также имамом и пиром всех последователей шиитов-исмаилитов»

Ага-хан III скончался 11 июля 1957 года в своём доме в Версуа (Швейцария). В 1959 году захоронен в в Асуане ( Египет ).

Мавзолей построен в стиле гробницы Фатимидов в Каире . В мавзолее с перекрытым куполом внутренним помещением и открытой лестницей из асуанского гранита установлен белый, украшенный изречениями из Корана мраморный саркофаг. У изголовья — изящная вазочка с единственной розой. Розу меняют каждое утро.

Память

Pakistan Post выпустила специальную почтовую марку «Столетие со дня рождения Ага-хана III» в его честь в 1977 году . Pakistan Post снова выпустила почтовую марку в его честь в своей серии «Пионеры свободы» в 1990 году .

Награды

Примечания

  1. Agha Khān III, Muhammad Chāh //
  2. Sultan Mohamed Shah, Aga Khan III // (англ.)
  3. Aga Khan Iii //
  4. Deutsche Nationalbibliothek Record #104234822 // (нем.) — 2012—2016.
  5. / В. Н. Москаленко // А — Анкетирование [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 179. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  6. (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  7. (англ.) . Дата обращения: 22-10-15. 5 мая 2019 года.
  8. «The Coronation Honours (англ.) . — London: The Times, 1902. — P. 5.
  9. (англ.) (недоступная ссылка — ) . The London Gazette . P. 4197 (1902).
  10. «Court Circular».. — London: The Times, 1902. — С. 8.
  11. Bhownagree, Mancherjee Merwanjee. (англ.) . — Cambridge University Press, 1911. — Vol. 1. — С. 363. 20 октября 2022 года.
  12. , pp. 199—206.
  13. Purohit, Teena. The Aga Khan Case: Religion and Identity in Colonial India (англ.) . — Cambridge: MA: Harvard University Press, 2012. — P. 111. — ISBN 978-0-674-06639-7 .
  14. Mukherjee, Soumen. Ismailism and Islam in Modern South Asia: Community and Identity in the Age of Religious Internationals (англ.) . — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2017. — P. 131. — ISBN 978-1-107-15408-7 .
  15. , p. 53.
  16. Haider, Najam Iftikhar. Shi'i Islam: an introduction (англ.) . — New York: New York Press, 1974. — P. 193. — ISBN 9781107031432 .
  17. , p. 1067.
  18. Rattansi, Diamond. . — McGill University, 1981. — С. 65.
  19. , p. 1183.
  20. , pp. 1345 — 1346.
  21. , p. 211.
  22. , p. 847.
  23. , p. 1415.
  24. , pp. 210, 803.
  25. , p. 1184.
  26. , p. 1407.
  27. , pp. 842 & 1063.
  28. Cornell, Vincent J. Westport, Conn. Voices of Islam (англ.) . — Praeger Publishers, 2007. — P. 235. — ISBN 9780313051166 .
  29. , p. 216.
  30. , p. 235.
  31. , p. 208.
  32. , p. 217.
  33. , p. 212 — 213.
  34. , p. 27.
  35. , p. 31.
  36. , p. 51.
  37. , pp. 593 & 645.
  38. , p. 586.
  39. , p. 587.
  40. , p. 68.
  41. , p. 32.
  42. Robert G. Gregory. (англ.) . — Hyderabad and London: Orient Longman and Sangam Books, 1993. — ISBN 0-86311-208-0 .
  43. (англ.) . Дата обращения: 22-10-17. 26 мая 2022 года.

Литература

  • Kaiser, Paul J. Culture, transnationalism, and civil society: Aga Khan social service initiatives in Tanzania (англ.) . — Westport, Conn: Praeger, 1996. — ISBN 0275955281 .
  • Daftary Farhad . Short History of the Ismailis: Traditions of a Muslim Community (англ.) . — Edinburg: Edinburgh University Press , 2020 [1998]. — 256 p. — (New Edinburgh Islamic Surveys). — ISBN 07-486-7922-7 . — ISBN 978-0-748-67922-5 .
  • Aziz, Khursheed Kamal. Aga Khan III: selected speeches and writings of Sir Sultan Muhammad Shah (англ.) . — L. : Kegan Paul International, 1998. — ISBN 0710304277 .
  • Leonard, Karen Isaksen. (англ.) . — New York: Russell Sage Foundation, 2003. — ISBN 9781610443487 .
  • Jones, Justin, Qasmi, Ali Usman. The Shi'a in modern South Asia: religion, history and politics (англ.) . — Delhi, 2015. — ISBN 9781316258798 .
  • Khoja-Moolji, Shenila. Forging the ideal educated girl: the production of desirable subjects in Muslim South Asia (англ.) . — Oakland, California, 2018. — ISBN 9780520970533 .

Ссылки

Источник —

Same as Ага-хан III