Interested Article - Ходжатие

Анджоман-э Ходжатие , также называемый « Общество Ходжатие » ( перс. انجمن خیریه حجتیه مهدویه ‎) – традиционалистская иранская шиитская светская религиозная организация , которая продвигало ортодоксальность посредством ненасильственного евангелизма. Общество Ходжатие было основано в противовес Веры Бахаи в 1950-х .

Общество является решительным сторонником частного бизнеса и свободной торговли, а ее члены являются «религиозными фундаменталистами с сильной антибахаи и антикоммунистической позицией» .

Согласно Encyclopædia Iranica , организация не преследовала иранцев-бахаи и оставалась строго пацифистской и полностью выступало против насилия и преследований. Поскольку лидеры Ходжатие придерживались ненасильственной, убедительной стратегии в отношении бахаи, общество не принимала участия в преследовании бахаи в постреволюционном Иране. Несмотря на всю враждебность шейха Махмуда Халаби к бахаи, он был убежденным пацифистом. Он жестко критиковал методы насилия и неоднократно предупреждал своих последователей: «Это не путь, это не наш путь» .

Согласно Майклу М. Дж. Фишеру и Абеди Мехди, в их книге «Дебаты мусульман» (1990 г.), пацифистские усилия означают следующее: «(Лидеры Ходжатие), больше, чем осквернение кладбища бахаи в 1979 году или ущерб, нанесенный общественной и частной собственности бахаи, представляют собой преднамеренность кампании против бахаи, кампании, которая продолжалась после них» .

Общество «Ходжатие» требовало либерализации общественной жизни, поощрения частной инициативы и невмешательства государства в экономическую деятельность, некоторой демократизации политической сферы, ограничения влияния духовенства на политику, укрепления контактов с Западом .

С 1980-х годов Ходжатие часто упоминается в необоснованных теориях заговора, в которых утверждается, что реальная власть в Иране находится в руках людей, тайно связанных с Ходжатие .

История

Организация была основана в 1953 году в Тегеране членом шиитского духовенства шейхом Махмудом Халаби с разрешения аятоллы Сейида Хоссейн Боруджерди . Исходный посыл организации заключался в том, что самой непосредственной угрозой исламу была вера бахаи, которую они рассматривали как ересь , которую следовало искоренить . Общество также выступало против как суннизма , так и против неортодоксальной концепции Вилаят аль-факих Рухоллы Хомейни . Более ранняя организация была основана Халаби, «Анджоман-е Имам-е Заман» (называемое «Анджоман-е Зедд-е Бахаи»), которая после революции была переименована в «Анджоман-е Ходжатиех Махдавие» (сокращенно «Ходжатие») . Халаби и его последователи поддерживали Мохаммеда Мосаддыка . Примечательно, что глава общества М. Халаби неоднократно называл Хомейни "сбившимся с пути человеком" .

После свержения правительства Мосаддыка шах Мохаммед Реза Пехлеви разрешил деятельность общества .

Шейх Махмуд Халаби

В период с марта по июнь 1955 г., в период Рамадана , правительство и духовенство совместно проводили масштабную систематическую программу . В течение этого периода они разрушили национальный центр бахаи в Тегеране, конфисковали собственность и запретили на какое-то время быть бахаи (которое наказывалось тюремным сроком от 2 до 10 лет) . Основатель САВАК , генерал Теймур Бахтияр лично принимал участие в разрушении здания бахаи . Заручившись поддержкой других религиозных деятелей, М. Халаби обсудил с генералом Бахтияром план совместных действии против бахаи .

По некоторым сообщениям, Халаби тесно сотрудничал с агентством безопасности САВАК , предложив свое полное сотрудничество в борьбе с «другими языческими силами, включая коммунистов».

САВАК использовало свою власть с целью привлечения на свою сторону деятелей религиозных кругов. Так, Ходжат-оль-ислам Шейх Мустафа Рахнама в своих мемуарах рассказывает следующее: «… в 1957 году я был снова арестован и доставлен к бригадному генералу Махутиану, который был начальником третьего отдела САВАК. Он много со мной разговаривал. Я помню, он был очень добр ко мне. Я заметил, что он хотел привлечь меня к сотрудничеству. Он предложил мне бороться с бахаи вместо борьбы с режимом… здесь я услышал о связях Ходжатие с САВАК… я отказался сотрудничать с режимом, несмотря на то что я боролся и против бахаи, но я не хотел этого делать в сотрудничестве с САВАК… В конце концов, меня снова отправили в тюрьму » .

В обмен на поддержку режима, обществу была предоставлена свобода действии: набор новых членов и сбор средств. К 1977 году Ходжатие насчитывал 12 000 членов. Однако, поскольку режим шаха, по мнению Халаби, предоставил бахаи слишком много свободы, он решил поддержать движение Хомейни по свержению шаха .

Через некоторое время после победы исламской революции 1979 года, Ходжатие выступило против аятоллы Хомейни. Однако, под давлением властей в июле 1983 года Халаби объявил, что организация прекратила функционирование, и в тот же день Халаби отправился в Мешхед . Тем не менее, примерно в 2002–2004 годах об обществе Ходжатие снова упоминали .

Репрессии против Бахаи. Основание «Ходжатие»

С момента своего основания веры бахаи в Иране, они подвергались суровым репрессиям, которые усилились с учреждением Исламской Республики. Бахаи не являются признанным религиозным меньшинством, и исламское правительство продолжало такое плохое обращение с бахаи путем систематической дискриминации и преследований. В интервью 1983 года генеральный прокурор Ирана Сейи́д Хоссейн Мусави Тебризи заявил, что «любая организованная деятельность бахаи противоречит закону» .

Терпимость правительства к бахаи в соответствии со светскими западными идеями свободы вероисповедания была «способом показать муллам, кто главный». Поскольку бахаи составляли относительно небольшое меньшинство, а большинство иранцев следовали шиитскому течению в исламе, то в определенные моменты, правительство, которое нуждалось в поддержке шиитских религиозных деятелей, снимало государственную защиту с бахаи, которые впоследствии подвергались гонению. Так, во время правления Реза Шаха бахаи находились под покровительством монархии. Ситуация стала меняться при правлении его сына: в 1955 году шах Мохаммед Реза Пехлеви, который нуждался в поддержке шиитского духовенства его политики вступления Ирана в Багдадский пакт , пошел им на уступки и предпринял репрессивные меры против бахаи . В благодарность за поддержку со стороны шахского двора, Ходжатие запретило всем своим членам участвовать в антишахских демонстрациях

«Ходжатие» и исламская революция 1978–1979 гг.

В сентябре 1978 года САВАК начала антибахаистскую кампанию в Ширазе (район Садийих) с целью отвлечь массы от антиправительственной деятельности. Более 300 домов бахаи (в окрестностях Дилгуши) были разграблены, а затем подожжены .

«Ходжатие» в 1979–1983 гг.

В период революции члены общества сыграли важную роль в разжигании враждебности революционных масс к бахаи .

Гибель от рук « Моджахедин-э Халк » таких известных политических деятелей исламского режима как Мохаммад Бехешти , Мохаммад Али Раджаи , Мохаммад Джавад Бахонара и других ярких фигур обусловил выход на первый план представителей новой фракции фундаменталистов, которые являлись выходцами из организации «Ходжатие» . В эти годы в наблюдательном совете активную деятельность развернули улемы, близкие к «Ходжатие» ( Ходжат-оль-ислам Аболь-Касем Хазали и др.). Членам общества удалось занять важные посты в правительстве и других органах государственной власти. В конце 1981 г. в правительстве Мир-Хосейна Мусави четыре министра ( Хабибулла Асгаролади , Ахмад Тавакколи, Мохаммад Гарзаи и Али Акбар Парвареш) были тесно связаны с руководителем «Ходжжатие» шейхом М. Халаби. Все они выступали выразителями интересов богатых купцов, владельцев крупных земельных участков в деревне и городе, зажиточных улемов .

Происхождение названия

Название «Ходжатие» происходит от слова «Ходжат» и обозначает одно из названий Махди .

Доктрина

В статье в Foreign Affairs Джерри Го утверждал, что общество Ходжатие является «подпольной мессианской сектой ... которая надеется ускорить наступление апокалипсиса» , чтобы ускорить возвращение Махди. Однако, по словам юриста Ноа Фельдмана, идея о том, что сторонники «хотят вернуть имама с помощью насилия, а не ... благочестиво ждать и готовиться к возможному возвращению имама по его собственному графику», является неверным толкованием позиции общества, распространенное «за пределами Ирана». Фактически, «Общество Ходжатие» было запрещено и преследовалось правительством Хомейни отчасти за его молчаливое мнение, что прибытие Махди нельзя ускорить» .

Обвинения

Члены Ходжатие «проникали» в группы и организации общины бахаи, получая доступ к регистрационным книгам и конфиденциальной переписке бахаи. Их действия вкупе с аналогичной информацией, полученной от САВАК, привели к массовым арестам и казням иранских бахаи после революции . Они пытались выявить тех иранцев, которые интересовались этой религией, и стремились «обратить» их обратно в ислам, а также противостояли миссионерам бахаи. Студенты общества участвовали в практических дебатах по различным темам, критиковавших бахаи .

Известные члены общества «Ходжатие»

По некоторым данным, самым высокопоставленным членом Ходжатие является аятолла Мухаммад-Таги Месбах-Йезди , хотя он категорически отрицает это .

По некоторым слухам, Махмуд Ахмадинежад (президент Ирана в 2005–2013 годах) также был сторонником Ходжатие благодаря влиянию аятоллы Месбах-Йезди, который был его наставником . Asia Times сообщает, что Ахмад Тавассоли, бывший глава администрации Хомейни, утверждал в 2005 году , что "исполнительная власть иранского правительства, а также отряды Стражей исламской революции были захвачены обществом Ходжатие, которые, теперь также контролирует Ахмадинежада .

В опубликованной Ноа Фельдманом в 2006 году в газете The New York Times было сказано, что этот слух был распространен врагами Ахмадинежада . Также сообщалось, что Эсфандияр Рахим Машаи (руководитель президентского аппарата в 2009–2012 гг.), был членом Ходжатие, но источник данной информации неясен .

Ведущие духовные лица, поддерживавшие революцию, сочувствовали обществу Ходжатие, в том числе Али Акбар Парвареш, Мохаммад-Реза Махдави Кани и Али Акбар Натек-Нури .

Согласно статье опубликованной Али Альфонехом и Руэл Марк Герехтом, в мемуарах иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф настоятельно рекомендует получать семейное воспитание с Ходжатие .

Примечания

  1. Ahdiyyih, Mohebat (Fall 2008). " от 1 декабря 2020 на Wayback Machine ". Middle East Quarterly. XV (4): 27–36. Retrieved 18 February 2013.
  2. , p. 120.
  3. " от 17 ноября 2020 на Wayback Machine ". Encyclopedia Iranica. Retrieved 2 October 2013.
  4. Fischer, Michael; Abedi, Mehdi (1990). . Madison, Wisconsin: University of Wisconsin Press. pp. 48–54, 222–250. ISBN 0-299-12434-7 .
  5. Дмитриев И. А. Общество «Ходжатие» как религиозно-политическая организация в Иране . Автореф. канд. дисс. М., 1972. С. 20.
  6. Barry A. Rubin (2010). . M.E. Sharpe. p. 257. ISBN 978-0-7656-4138-0 . Retrieved 18 February 2013.
  7. Douglas Martin. "The Persecution of the Baháʾís of Iran, 1844-1984", Association for Baháʾí Studies, (1984).
  8. Mehran Kamrava, Manochehr Dorraj. " ", Westport, CT: Greenwood Press, Volumes 1 and 2, (2008), p. 62.
  9. Amir Taheri. " от 24 июня 2010 на Wayback Machine ", Atlasbooks Dist Serv, (1985), pp. 189-190.
  10. Sahimi, Mohammad (29 September 2010). " от 26 января 2021 на Wayback Machine ". PBS. Retrieved 3 August 2013.
  11. Азия и Африка сегодня. Издательство восточной литературы (1991), стр. 38.
  12. Akhavi, Shahrough (1980). . SUNY Press. pp. 76–79. ISBN 978-0-87395-408-2 .
  13. Samii, Bill (13 September 2004). " от 27 октября 2020 на Wayback Machine ". Radio Free Europe/Radio Liberty. Retrieved 11 December 2009.
  14. Farid A. Khavari. " ", Roundtable Pub., (1990), p. 86.
  15. " ". Publications of the Documentation Center of the Islamic Revolution , Second Edition, Fall 1995, Vol. 1, p. 274.
  16. Massoud Karmian. "Memoirs of Sheikh Mostafa Rahnama", Surah Mehr Publications, Second Edition, (2008), p. 51.
  17. , p. 119.
  18. Mottahedeh, Roy. " от 19 ноября 2020 на Wayback Machine ", One World, Oxford, 1985, 2000, p. 231.
  19. Ahang Rabbani. Iranian Intellectuals and the Bahá’ís . (2010), p. 70.
  20. "Alarming new evidence that Iranian Bahá’ís are being secretly monitored". Newsletter of the Bahá’í International Community . Volume 17, Issue 4 (January-March 2006)
  21. , с. 486.
  22. " от 25 ноября 2020 на Wayback Machine ", Jerry Guo, 30 September 2009, Foreign Affairs. Retrieved 7 October 2009.
  23. The New York Times (29 October, 2006): " от 21 ноября 2020 на Wayback Machine ".
  24. Sarah Oliai. " Religious Minorities in Iran: Baha'is, Jews, and the Islamic State ", Michigan State University, (2011).
  25. . Sharif News .
  26. " ". Persian Journal. Iranian.ws. 17 November 2005. Archived from the original on 22 February 2009. Retrieved 2 October 2013.
  27. "Mikhah Ben David. " ", (2011).
  28. Los Angeles Times (26 July, 2009): " от 29 июля 2009 на Wayback Machine ".
  29. Ali Alfoneh and Reuel Marc Gerecht (23 January 2014). " от 24 апреля 2015 на Wayback Machine ". The New Republic . Retrieved 28 January 2014.

Литература

Источник —

Same as Ходжатие