Interested Article - Ауэр, Григор

Григор Ауэр ( фин. Grigor Auer , при рождении Григо́рий Дми́триевич Проко́фьев ; 16 января 1882 , Питкерандо , Сальмисский уезд , Выборгская губерния 20 декабря 1967 , Хельсинки ) — российский и финский художник-пейзажист и реставратор живописи карельского происхождения, ученик и последователь Ильи Репина . Писал пейзажи , натюрморты ; много работал в технике акварели .

Биография

Родился 6 февраля 1882 года в деревне Питкерандо Выборгской губернии Великого княжества Финляндского (ныне город Питкяранта , районный центр в Республике Карелия ), в семье карельского православного крестьянина Дмитрия Прокопиевича Прокопиева (Прокофьева ; 1842—1904) и его жены Марии Степановны, в девичестве Каннинен (1846—1915) . Из их 11 детей выжили пятеро, три дочери и два сына .

Учился в Питкярантской народной школе , однако закончил только три класса. В 1897 году в возрасте 15 лет он был отправлен в Петербург к брату Прохору, который был старше Григория на 11 лет, дабы «помогать в лавке» и определяться в жизни. Прохор с детства хотел стать художником и отправился получать профессиональное образование и работать в Гельсингфорс, но вскоре, понял, что дух предпринимательства в нём сильнее художественного таланта, и перебрался в Петербург, где стал успешным торговцем произведениями искусства и антиквариатом и открыл художественный салон. Кроме того, Прохор, сменил имя и фамилию на более звучные, став Робертом Аэуром. Слово ауэр ( фин. auer ) в переводе с финского означает «дымка, марево». Новая фамилия могла быть данью набиравшему силу финскому национальному самосознанию , или связана с любовью братьев к красивым пейзажам , или же обусловлена удобством иметь короткую и красивую фамилию. Вслед за ним фамилию сменил и Григорий. Имя он менять не стал, лишь видоизменив его на Григор или Грегор .

В Петербурге он поступил в подготовительный класс рисовальной школы при Императорском обществе поощрения художеств , после чего предпринял неудачную попытку поступить в Императорскую Академию художеств , а затем уехал в Валаамский монастырь , где в иконописной мастерской работал его дядя. Трудился в иконописной мастерской, исполнял и обновлял стенные росписи. Однако в марте 1902 года, получив наказание за нарушение монастырского устава, он покидает монастырь .

В 1903 году совершает путешествие по югу России , что находит отражение в его многочисленных пейзажных зарисовках. В том же году он переезжает в Хельсинки и поступает в выпускной класс школы рисования Атенеум при Финском объединении художников, однако в феврале 1904 году он был отчислен из школы за ненадлежащее поведение. Тогда Ауэр возвращается в Петербург и начинает посещать занятия в Академии художеств в качестве вольнослушателя . Среди преподавателей академии был Илья Репин , у которого Григорий Ауэр брал частные уроки. Другим учителем Ауэра был Станислав Жуковский . Также он испытывает влияние творчества Исаака Левитана .

В 1905 году Ауэр женится на Надежде Николаевне Чистяковой, происходившей из купеческого рода. Весной-летом того же года вместе с братом совершил первую поездку в Италию.

Осенью 1905 года дебютировал на Выставке финляндских художников в Хельсинки. В 1906—1916 годы участвовал в ежегодных «Осенних выставках» в Санкт-Петербурге, которые проводил его брат сначала в Пассаже на Невском Проспекте , 48, затем по другим адресам, а также в выставках Товарищества художников и Императорского общества русских акварелистов .

В 1907 году окончил обучение. Поскольку его доходов от продаж картин не хватало для содержания семьи , в 1908—1911 годы Ауэр работал хранителем в Эрмитаже . В эти годы он тесно общается с Исааком Бродским , Игнатием Крачковским , Николаем Рерихом , Николаем Харитоновым . B 1912 году Ауэр получает звание художника .

В эти годы каждое лето он подолгу бывал в родной Питкяранте. На берегу Ладоги были построены пристань для лодок, мостки для рисования и изба для ночлега. В 1913 году на острове Ламмассаари началось строительство большей летней дачи-ателье , которая была названа «Вилла Тойво» ( фин. toivo надежда ).

После провозглашения независимости Финляндии его родные места отошли к новообразованному государству. После этого он и его семья больше не возвращались в Петроград .

В 1919 году становится членом Финляндского общества художников и возобновляет участие в групповых выставках .

В 1919—1921 годы работал хранителем в Национальном музее Финляндии в Хельсинки, проявив себя как способного реставратора картин .

В 1922 году возвращается в Питкяранту, где в весенне-летний период занимался живописью, а осенью и зимой предпринимал поездки по стране для организации выставок и продажи полотен.

В первые послевоенные годы Григор Ауэр жил у своих дочерей: сначала у Евгении в Северной Карелии , затем у Зинаиды в Эспоо .

С началом советско-финской войны семья Ауэров, вместе со всем окрестным населением, была эвакуирована вглубь Финляндии. Жил у родственников. Когда в 1941 году финские войска вновь заняли эти территории, Ауэр, вернувшись на Ламмассаари, увидел, что вилла сильно пострадала, а около 130 картин и коллекция икон была уничтожена. Летом 1944 года началось наступление советских войск. Вилла «Надежда» была разрушена при бомбёжке, а овдовевший Ауэр с детьми навсегда покинул родные места.

В 1955 году женился на учительнице пения Эстер Каатриа (1905—1988). С 1956 года супруги жили в Хельсинки .

В 1962 году состоялась его последняя прижизненная выставка. Скончался 20 декабря 1967 года. Похоронен на православном кладбище в Хельсинки в районе .

Память и наследие

Большое Собрание работ художника находится в коллекции его правнука Антти Куусимяки, который является не только хранителем, но и пропагандистом творчества своего прадеда. Им неоднократно устраивались выставки художника, выпущены альбомы его работ с аннотациями на русском и финском языках. Большое собрание работ также хранится в Художественном музее города Йоэнсуу .

В 2013 году Музее изобразительных искусств Карелии состоялась выставка «Григор Ауэр. Возвращение в Россию», для которой Антти Куусимяки собрал картины из музеев изобразительных искусств городов Йоэнсуу и Куопио и из пятнадцати частных коллекций . До этого Ауэр был в России почти неизвестен. Он не только не выставлялся после революции, но даже в частных собраниях не было его картин

Примечания

  1. Kuvataiteilijamatrikkeli (фин.)
  2. Grigor Auer // (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
  3. . Дата обращения: 17 декабря 2018. 17 декабря 2018 года.
  4. . Дата обращения: 3 ноября 2018. 20 октября 2020 года.
  5. . Дата обращения: 3 ноября 2018. 3 ноября 2018 года.
  6. . Дата обращения: 3 ноября 2018. 24 октября 2020 года.
  7. . Дата обращения: 17 декабря 2018. 17 декабря 2018 года.
  8. . Дата обращения: 27 сентября 2016. 29 сентября 2015 года.
  9. . Дата обращения: 3 ноября 2018. 3 ноября 2018 года.

Литература

  • Piispa Arseni , Kuusimäki Antti. Grigor Auer / ред.: Mäkelä Asko. — Хельсинки: Maahenki, 2010. — 216 с. — ISBN 978-952-5652-91-8 .
  • А. Куусимяки. Жизнь Григора Ауэра = Grigor Auerin elämä / Пер. с финского И. Нуммемеес. — Хельсинки, 2012.
  • М. Рёнккё, Т. Хууско и др. Григор Ауэр — художник Ладоги = Grigor Auer – Laatokan maalari / ред.: Т. Симанайнен и др. — Тампере, 2003.
  • А. Куусимяки. От Карелии до Капри – путь художника Григора Ауэра // Йоулуканнель = Joulukannel. — 2011. — С. 32–36.
  • Д. Я. Северюхин. Галерея П. Д. Ауэра и Осенние выставки // Антикварное обозрение. — 2007, № 1. — С. 84—87.
  • Н. И. Зайцева. Художник // . Вып. 11–12 / Редкол.: И. Борисов, Л. Грацианова и др. — Сортавала, 2011. — С. 37—45. — 83 с.
Источник —

Same as Ауэр, Григор