Interested Article - Абу Хатим Ахмад ибн Хамдан ар-Рази

Абу́ Хати́м Ахма́д ибн Хамда́н ар-Рази́ ( перс. ابوحاتِم احمد بن حَمدان رازی ‎; IX век , Тегеран 934 ) — исмаилитский философ, автор и проповедник ( да’и ) Х века персидского происхождения, ставший лидером да'вата (да'ва) в районе Джибаль . Абу Хатим был одним из основоположников философии исмаилизма и в религиозной иерархии исмаилитского да’вата стоял на высокой ступени худжжат. Исмаилитские источники сообщают, что ему удалось убедить значительное число влиятельных лиц принять исмаилитское учение.

Исследователи исмаилизма ставят его в один ряд с такими известными фарсиязычными исмаилитскими философами, как (ан-Нахшаби), Абу Якуб ас-Сиджистани , Хамид ад-Дин аль-Кирмани и Насири Хусрав . Русский историк-востоковед В. А. Иванов считает Абу Хатима «одним из величайших авторов-эрудитов, которых исмаилизм, и вообще ислам, когда-либо произвели». Хамид ад-Дин аль-Кирмани в Китаб аль-рийад упоминает о нём, как об одном из искуснейших проповедников да’вата, чьё назначение и усилие было приложено для реформирования религиозно-эзотерического понимания текстов священного писания и его развития. Абу Хатим обладал хорошими познаниями в филологии, поэзии и хадисах . Им было внесено много нового в исмаилитские доктрины, как в части теологии, так и в сфере философского учения.

Биография

Происхождение. Ранние годы

Абу Хатим родился приблизительно в 874 году вблизи Рейя , в Пашопуе. Со временем стал там заместителем исмаилитского проповедника ( да’и ) . Ибн Хаджар аль-Аскаляни называет его «аль-Лайси», хотя причина этой нисбы неясна. Ибн ан-Надим и упоминают его как Абу Хатим ибн Абдан ар-Рази аль-Варшанани . Науке ничего неизвестно ни о детстве, ни о национальном происхождении, ни о том, где и какое образование получил Абу Хатим Рази . Одни его считают арабом , поскольку он, в совершенстве зная арабский язык и литературу, все свои труды писал на этом языке, другие — персом . Своё происхождение из персидской семьи подтверждает и сам мыслитель, отмечая в своей книге Китаб аз-зина, что он «был воспитан в персидском духе» . История сохранила только краткое сообщение Низам аль-Мулька о пропаганде Абу Хатимом Рази исмаилизма в Рее, но о его жизни и деятельности в раннем возрасте ничего не известно , более или менее достоверные факты существуют только о более поздних годах его жизни .

Обращение в исмаилизм

В начале Абу Хатим был дуалистом - зороастрийцем , затем стал материалистом , после чего впал в скептицизм и стал сомневаться в истинности своей веры, после чего обратился в исмаилизм . Приняв исмаилизм, Абу Хатим в своём творчестве подверг критике все религии и учения, догматы которых не соответствовали исламу , хотя сам синтезировал мусульманскую мудрость (хикмат-и ислами) с неоплатонизмом .

Карьера в качестве проповедника и смерть

Карта Прикаспийского Ирана в период Иранского интермеццо (IX—XI века)

Время зрелой жизни и активной творческой деятельности Абу Хатима Рази совпадает с периодом « золотого века » («мусульманского ренессанса») исламского мира . Как идеолог раннего исмаилизма, Абу Хатим Рази много внимания уделял исмаилитскому да’вату и пытался направить деятельность всех да’и в русла разработанного им этического кодекса в соответствии с моральными требованиями Корана и других священных текстов ислама .

Рази приписывают расширение миссионерской деятельности исмаилитов в Персии , однако ему пришлось скрываться в Табаристане после завоевания Рейя суннитской династией Саманидов в 925 году . Абу Хатим бежал в Дейлем , горный район к юго-востоку от Каспийского моря , где оказал поддержку гилякскому лидеру Асфару ибн Ширийе в его борьбе против зейдитских имамов Табаристана . Абу Хатим превосходно владел языком и красноречиво говорил, что позволило ему привлечь в свой мазхаб как правителей, так и простых людей ; среди них можно выделить правителя Рейи Ахмада ибн Али, Ашрафа ибн Ширвайха и Махди ибн Хусрава Фируза .

Абу Хатим Рази умер по дороге или в изгнании в Азербайджане .

Учение

Рази, как и многие другие исмаилитские мыслители, расширил исмаилитские космологические и метафизические доктрины, которые уже обсуждались Насафи . Все эти благоприятные условия дали мыслителю возможность развивать свои творческие способности в тех областях, которые были необходимы исмаилитскому да'вату . В своём кодексе морали миссионера Абу Хатим Рази пишет о скрытом и явном , об обучении скрытому или тайной интерпретации (хакаик аль-та'вил) захир (внешнее), которое адресовано натыку (глаголющему пророку) для людей священного закона (ахли аль аль-шари'а) .

B собственно исмаилитском понимании творения как эманации , введённый в философский исмаилизм да’и ан-Насафи и Абу Хатимом ар-Рази, и поддержанный последующими исмаилитскими философами, в действительности творение соответствует процессу эманации в следующей форме :

  1. Бог;
  2. Универсальный Интеллект;
  3. Универсальная Душа;
  4. Первоматерия;
  5. Четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь);
  6. Три царства природы (минералы, растения, животные);
  7. Человек;
  8. Социум.

Тем не менее, Абу Хатим подвергал критике своего единоверца Абу Абдуллаха Ахмада Мухаммада Нахшаби, основателя философского исмаилизма в Средней Азии и Иране , за «ошибки», допущенные им в Китаб аль-махсул («Книга смысла и сути») при характеристике им первоначал мира, теории пророчества и священной истории, в антропологии и других вопросах исмаилитской теологии и философии . По его утверждению, да’и ан-Насафи неверно понимал природу Универсальной Души после её эманации из Универсального Интеллекта, считая, что она возникла несовершенной . С точки зрения Абу Хатима Рази, Универсальная Душа с самого начала была полной и совершенной. Он считал, что если Универсальный Интеллект был сотворён полным и совершенным, то Универсальная Душа, будучи его эманацией, не может быть неполной и несовершенной. По мнению Абу Хатима Рази, в совершенстве нуждается действие Души, а не её сущность .

По словам немецкого историка Х. Хайнца , цель исмаилитского учения состоит в том, чтобы наделить Универсальные Души совершенством, характерным для Универсального Интеллекта в силу его сущности .

Труды

В своих трудах Абу Хатим защищал исмаилитскую доктрину, за что он и его помощник Абу Якуб ас-Сиджистани считались главными авторитетами исмаилитской миссии . Абу Хатим в своих книгах скрывал свою принадлежность к исмаилизму и все религиозные вопросы (в частности, описания исламских сект в «Китаб аз-зина») излагал таким образом, чтобы суннитские теологи не заподозрили его в принадлежности к исмаилизму . Из пяти сочинений, написанных Абу Хатимом, сохранились только три:

«А’лам ан-нубувват»

«А'лам ан-нубувват» («Знамения пророчества») — одна из работ Рази. В ней Абу Хатим доказывает необходимость пророчества и имамата и отвергает претензии философа-вольнодумца Абу Бакра Рази на исключительность его философских взглядов . Подвергая критике Абу Бакра ар-Рази, Абу Хатим Рази пытается провести линию демаркации между истинной религией и ересью. Автор «А'лам ан-нубувват», обвиняя оппонента в предвзятом отношении к пророкам, подчёркивает истинность их учений, высокие моральные качества и ложность тезиса о ненужности пророчества для человечества . Параллельно с отрицанием и критикой теории пророчества Абу Бакр отрицал и шиитское учение об имамате, имамах и их миссии . Спасти ислам от философии Абу Бакра ар-Рази исмаилитские мыслители, в первую очередь Абу Хатим Рази, считали своей миссией .

«Китаб аз-зина»

«Китаб аз-зина» («Книга украшений») — главный труд Абу Хатима ар-Рази. Книга представляет собой большую рукопись, которая до сих пор остаётся неотредактированной, за исключением небольшой части в начале книги и её середины. В произведении бессистемно рассматривается исламская теологическая терминология . Работа была составлена в начале X века и представлена второму фатимидскому халифу аль-Каим Биамриллаху , по-видимому, вскоре после его восшествия на престол .

«Китаб аль-ислах»

«Китаб аль-ислах» («Книга исправлений») — старейшее из сохранившихся исмаилитских сочинений, представляющее доктрины неоплатонического толка, которые развивались в «иранской школе» с начала IV по X век. Эта книга, доступная в нескольких рукописях, представляет собой часть более продолжительного спора между иранскими исмаилитами о надлежащей форме новой доктрины .

Примечание

Комментарии

  1. Абу Бакр ар-Рази относился к школе материалистов (асхаб-и хаюла); Абу Хатим ар-Рази был исмаилитом и, как все исмаилитские мыслители, противником Абу Бакра ар-Рази и всей школы материалистов .

Источники

  1. .
  2. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. Badawi A. R. (фр.) // — Paris: , 1972. — Vol. 60. — P. 580. — 886 с. — ISSN
  4. .
  5. .
  6. , с. 141.
  7. , с. 7.
  8. , pp. 404—405.
  9. , pp. 405.
  10. , с. 9.
  11. , с. 6.
  12. , с. 4.
  13. , с. 142.
  14. , с. 5.
  15. , с. 143.
  16. , с. 4.
  17. , с. 144.
  18. , pp. 5—6.

Литература

Книги

Статьи

  • . Полемика Абу Хатима ар-Рази и Абу Бакра ар-Рази // Ишрак. Ежегодник исламской философии. — М. , 2013. — 22 с.
  • Додихудоев Х. Д. Философские дебаты Абу Бакра Рази и Абу Хатима Рази // Институт философии, политологии и права им. А. М. Баховаддинова. — Душанбе, 2016. — 12 с.
  • Ниёзбеков Д. Т. Философские взгляды Абу Хатима ар-Рази // Институт философии, политологии и права им. А. М. Баховаддинова. — Душанбе, 2014. — 152 с.
  • Ниёзбеков Д. Т. Абу Хатим ар-Рази и античная мысль // Институт гуманитарных наук им. Б. Искандарова. — Хорог, 2019. — 161—170 с. — ISSN . — doi : .
  • / Halm H. // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 1983. — Vol. I, Fasc. 3. — P. 315.
Источник —

Same as Абу Хатим Ахмад ибн Хамдан ар-Рази