Interested Article - Бодуэн де Куртенэ, София Ивановна

Софи́я Ива́новна Бодуэ́н де Куртенэ́ ( польск. Zofia Baudouin de Courtenay ; 2 января 1887 , Дерпт , Российская империя 28 марта 1967 , Ченстохова , Польская Народная Республика ) — российская и польская художница (живописец, график, художница-монументалистка). Деятельница раннего русского авангарда (конец 1900-х — первая половина 1910-х годов), от которого вскоре отошла. Член-основатель общества художников-авангардистов « Союз молодёжи » (1910). В ранних работах Бодуэн де Куртенэ соединены примитивизм (принципиально отличавшийся от неопримитивизма группы Михаила Ларионова ) и церковно-народное искусство; основой мышления художницы была графическая стилизация. В монументальной живописи и витражах для католических храмов тяготела к византийской и средневековой традиции.

Биография

Иван Александрович (Ян Нецислав Игнаций) Бодуэн де Куртенэ — отец

София Бодуэн де Куртенэ родилась 2 января 1887 года в городе Дерпте Лифляндской губернии Российской империи (ныне город Тарту в Эстонии ) в семье лингвиста Ивана Бодуэна де Куртенэ и писательницы Ромуальды Бодуэн де Куртенэ (урождённой Багницкой ) . По отцу происходила из аристократического французского рода , на рубеже XVII—XVIII веков обосновавшегося в Польше . В 1893 году семья Софии Бодуэн де Куртенэ переехала в Краков , в 1900 году — в Санкт-Петербург , где её отец в 1899—1918 годах был профессором Санкт-Петербургского университета .

София Бодуэн де Куртенэ (слева) и Софья Налепинская

В 1905—1906 годах София Бодуэн де Куртенэ училась в студии Яна Ционглинского , в 1906—1908 годах — в частной академии Шимона Холлоши в Мюнхене . У Холлоши Бодуэн де Куртенэ познакомилась с художницей Софьей Налепинской , последовательницей и, позже, женой художника Михаила Бойчука . В 1909 году София Бодуэн де Куртенэ и Софья Налепинская вслед за Бойчуком переехали в Париж , где Бодуэн де Куртенэ занималась в Академии Рансона у Мориса Дени , Феликса Валлотона , Пьера Боннара и Поля Серюзье . Параллельно занятиям в академии училась также у Пьера Пюви де Шаванна . В 1910 году Бодуэн де Куртенэ приняла участие в Салоне Независимых в группе Бойчука, отмеченной как оригинальная «школа» Гийомом Аполлинером , Андре Сальмоном и другими критиками .

Одновременно с французскими выставками София Бодуэн де Куртенэ участвовала в целом ряде российских . Художница примыкала к « Художественно-психологической группе „Треугольник“ » Николая Кульбина . В 1910 году она стала членом-основателем общества « Союз молодёжи », приняла участие в его выставках начала 1910-х годов и в оформлении театральных «Хоромных действ» «Союза молодёжи» в 1911 году (декорирование «Обрядной комнаты» совместно с Савелием Шлейфером ). В 1910—1911 годах художница была экспонентом выставки « Бубновый валет » . В 1910—1914 годах в числе других « бойчукистов » работала во Львове , Киевской губернии и Петербурге, где занималась реставрацией полихромии и церковных иконостасов . К 1915 году контакты Бодуэн де Куртенэ с авангардными группами сошли на нет .

Во время Первой мировой войны София Бодуэн де Куртенэ лечилась в Петрограде от туберкулёза лёгких , откуда выезжала в санатории в Финляндию . В 1917 году художница провела в Гельсингфорсе персональную выставку в рамках « », на которой экспонировалось 80 её картин. Выставка была хорошо принята финской и шведской критикой . Один из критиков писал по поводу её работ:

Всюду они соединяют черты «примитивизма» и стремление к творению нового с содержащим первобытную старину церковно-народным искусством .

Полихромия в церкви села pl

В 1918 году София Бодуэн де Куртенэ репатриировалась по праву польского происхождения в ставшую независимой от России Польшу и поселилась вместе с отцом в Варшаве . Вокруг Бодуэн де Куртенэ собралась группа художников, увлечённых монументальной живописью, среди который были и . С ними она проектировала полихромии для костёла в Стараховице . Эскизы этой работы выставлялись в 1924 в в Варшаве. В том же салоне в 1927 году прошла персональная выставка Бодуэн де Куртенэ .

В 1930 году художница вместе с матерью предприняла путешествие по Италии , побывав в Риме , Помпеях , Неаполе и Флоренции . По итогам путешествия ею была написана статья «Замечания по технике помпейской живописи» ( Uwagi o technice malowideł ściennych pompejańskich ) .

Могила Софии Бодуэн де Куртенэ в семейном склепе на Повонзковском кладбище (Старые Повонзки) в Варшаве (на фотографии правая верхняя стела, нижняя запись)

В 1935 году София Бодуэн де Куртенэ занималась проектированием витражей для костёла святой Анны в Вильно , но из-за начавшейся Второй мировой войны они не были осуществлены. Во время войны художница жила в местности под Варшавой, где создала проект витражей для костёла в Хрусьлине .

После окончания Второй мировой войны Бодуэн де Куртенэ руководила мастерскими монументальной живописи в Высшей школе изобразительного искусства в Варшаве. Ею были выполнены росписи в византийской традиции для многих зданий Польши. София Бодуэн де Куртенэ спроектировала и выполнила монументальные полихромные ансамбли и витражи для костёлов святого Антония и святого Креста в Ченстохове , отцов Палотинов в Познани и кафедрального собора в Оливе ( Гданьск ) .

Также занималась книжной иллюстрацией .

Умерла 28 марта 1967 года в Ченстохове . Похоронена в семейном склепе на Повонзковском кладбище (Старые Повонзки) в Варшаве (участок 21-4-4/5).

Семья

Творчество

София Бодуэн де Куртенэ. « Тайная вечеря ». Витраж в в Ченстохове (1959—1965)
София Бодуэн де Куртенэ. « Лжепророки ». Витраж в в Ченстохове (1959—1965)

Произведения Софии Бодуэн де Куртенэ российского периода (до 1918 года), прежде всего ранние авангардные работы, почти полностью утрачены. Единичные сохранившиеся работы и воспроизведения работ этого периода в печати позволяют сделать заключение о склонности художницы к примитивизму , который, тем не менее, принципиально отличался от неопримитивизма группы Михаила Ларионова . Основой мышления Бодуэн де Куртенэ, как и многих художников петербургской школы, была графическая стилизация. В иконописи и средневековом европейском искусстве её привлекали, по замечанию искусствоведа Ирины Вакар , «трогательная наивность, хрупкость форм, чистота локального цвета». Иногда работы художницы были исполнены темперой на доске и часто представляли собой «тщательно отделанные „миниатюры“». Стилистика Бодуэн де Куртенэ во многом была близка школе « бойчукистов » . Сакральное творчество Софии Бодуэн де Куртенэ ( монументальная живопись и витражи для католических храмов ) тяготело к византийской и средневековой традиции .

Выставки

Персональные выставки

Групповые выставки

Библиография

  • Baudouin de Courtenay Z. Uwagi o technice malowideł ściennych pompejańskich // Prace i Materiały Sprawozdawcze Sekcji Historii Sztuki. — Wilno, 1930. — Т. II. Z. 3 . — S. 194—208.

Комментарии

  1. По другим сведениям, София Бодуэн де Куртенэ познакомилась с Софьей Налепинской у Циоглинского, а в Мюнхене в 1906—1908 годах они учились в Художественно-промышленной школе Вильгельма фон Дебшица и в студии живописи и графики Хенрика Гейднера (см.: . Искусство и архитектура русского зарубежья. Дата обращения: 9 мая 2016. ).
  2. По другим сведениям, в 1908 году (см.: . Искусство и архитектура русского зарубежья. Дата обращения: 9 мая 2016. ).
  3. По другим сведениям, Налепинская и Бодуэн де Куртенэ познакомились с Бойчуком уже в Париже (см.: . Искусство и архитектура русского зарубежья. Дата обращения: 9 мая 2016. ).

Примечания

  1. Вакар И. А. Бодуэн де Куртенэ София Ивановна // Энциклопедия русского авангарда : Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов ; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К . — С. 77—78 . — ISBN 978-5-902801-10-8 .
  2. . Искусство и архитектура русского зарубежья . Фонд имени Д. С. Лихачева. Дата обращения: 24 июля 2017. 2 июня 2016 года.
  3. , Украинское искусство второй половины XIX — начала XX века. — Киев, 1989. — С. 166—167 .
  4. Работа С. И. Бодуэн де Куртенэ «Смерть праведника» из собрания ГМИ СПб. // Жевержеевские чтения. Материалы международной конференции 19—20 ноября 2009 года. — СПб. , 2009.

Литература

Ссылки

  • . Искусство и архитектура русского зарубежья. Дата обращения: 9 мая 2016.
Источник —

Same as Бодуэн де Куртенэ, София Ивановна