Interested Article - Иосиф Лазаропул

Иосиф ( греч. Ιωσήφ ; в миру Иоанн Лазаропул , Ιωάννης Λαζαρόπουλος ; 1310 1369 ) — византийский хронист и житиеписец ( агиограф ), митрополит Трапезундский (1364—1367) .

Биография

Лазаропул родился около 1310 года и жил в Трапезунде (ныне Трабзон ) .

Принадлежал к кружку Константина Лукита (ум. 1340). Стал хранителем священных сосудов ( скевофилаксом ) митрополии Трапезунда .

Лазаропул относился к группировке трапезундской знати, оппозиционной Ирине Палеологине , провозглашённой в 1340 году императрицей. После смерти трапезундского императора Василия Великого Комнина и начала Трапезундской гражданской войны подвергся конфискации имущества и в 1341 отправился в изгнание в Константинополь , сопровождая свергнутую императрицу Ирину Трапезундскую и её двух малолетнийх сыновей. Лазаропул выступал за восстановление Иоанна , сына императора Василия и Ирины Трапезундской на престоле, вёл об этом переговоры с византийским императором Иоанном VI Кантакузином . В 1349 году по поручению византийского императора вместе с Иоанном вернулся в Трапезунд , чтобы способствовать восхождению Иоанна на престол . Иоанн принял тронное имя Алексей III Великий Комнин и был коронован в декабре 1349 года .

После смерти Нифонта Трапезундского ( Νήφων ο Πτερυγιονίτης ), в 1364 году избран митрополитом Трапезундским. Совершил поездку в Константинополь, где его рукоположил патриарх Филофей (Коккин) . 13 апреля 1365 года вернулся в Трапезунд и 15 апреля взошёл на митрополичий престол. 12 апреля 1367 года добровольно сложил с себя сан и удалился в монастырь Пресвятой Богородицы Елеусы (Милосердной) близ восточной бухты Трапезунда . По сообщению историка Михаил Панарет , летом 1368 года посетил Константинополь. О дальнейшей жизни сведений нет .

Лазаропулу принадлежат агиографические сочинения «Слово по случаю рождества прославленного чудотворца и великого подвижника Евгения» ( Λόγος ὠς ἐν συνόψει διαλαμβάνων τήν γενέθλιον ἡμέραν τοῦ ἐν θαύμασι πυριβοήτου και μεγάλου Εὐγενίου ) и сборник «Второе обозрение чудес св. Евгения» ( Σύνοψις τῶν τοῦ ἁγίου θαυμάτων μερικὴ ἐκ τῶν πλείστων ) о патроне Трапезунда мученике Евгении (память 21 января). «Обозрение» построено по принципу исторического сочинения и представляет собой компиляцию рассказов о чудесах из различных источников IX—XIV веков. Оно содержит исторические сведения по истории Трапезунда, начиная с периода правления византийского императора Василия I Македонянина (867—886) . Лазаропул приводит факты, зафиксированные византийскими историками Скилицей и Зонарой в описании восстания Варды Фоки в Малой Азии (987—989). Лазаропул включил в текст незначительно обработанное историческое повествование об одном из эпизодов противостояния между Трапезундской империей и Конийским султанатом . Согласно Лазаропулу :

Во второе лето правления почившего благолепного царя Андроника Гида в 6731 от сотворения мира корабль с государственными налогами, собранными в Херсоне и тамошних Климатах Готфии , с архонтом димосия Алексеем Пактиаром, и некоторыми архонтами Херсона, направлялся сюда, чтобы доставить ежегодные налоги императору Андронику Гиду. Но по случаю бурной погоды корабль был прибит к Синопу. Вышеупомянутый раис разграбил и захватил это судно, находившиеся на борту деньги, пленив всех, включая экипаж. После этого он послал вооруженные корабли против Херсона и совершил набег на его Климаты.

Император Андроник I Гид послал войска и флот к Синопу, которые захватили город, принудили коменданта Синопа подписать мирный договор и вернуть по договору судно, груз и пленников. Сельджуки перешли в контрнаступление , «султан мелик» совершил поход на Трапезунд и осадил столицу. Согласно «Обозрению» после усердных молитв Андроника Гида явился Евгений и обещал ему помощь . Андроник Гид разгромил под Трапезундом войска сельджуков и пленил «султан мелика» . Среди чудес Евгения — исцеление Лазаропула, который, будучи юношей, сильно отравился копчёной рыбой из Газарии в Северном Причерноморье на трапезе в монастыре Святой Софии на празднике Преображения Господне , где присутствовал Константин Лукит. Лазаропулу явился Евгений и заявил, что исцеляет его по молитвам близких . Второе явление Евгения Лазаропулу случилось, когда он боялся путешествия из Константиноля в Трапезунд по морю в зимнюю пору, волнуясь также за поручение императора Иоанна VI Кантакузина. Лазаропулу явился Евгений и ободрил его .

Личная жизнь

Был женат, имел двух сыновей. Феофан умер в юности, Константин был скевофилаксом митрополии Трапезунда в 1381 году .

Примечания

  1. / Карпов С. П. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 355. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9 .
  2. Культура Византии XIII — первая половина XV в. / Академия наук СССР, Институт всеобщей истории; Отв. ред. Г. Г. Литаврин. — Москва: Наука, 1991. — С. 96, 99. — 637 с. — ISBN 5-02-009078-6 .
  3. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев Египет ». — С. 95-103. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-030-1 .
  4. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот Исаак Сирин ». — С. 45-46. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-048-6 .
  5. Айбабин Александр Ильич. // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. — 2020. — № 6 . 31 марта 2023 года.
  6. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 420. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  7. Айбабин Александр Ильич. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. — 2020. — № 25 . 31 марта 2023 года.
Источник —

Same as Иосиф Лазаропул