Interested Article - Гунтер Пэрисский

Пэрисское аббатство близ Орбе в 1790 году. Литография (фр.)

Гунтер Пэрисский , или Гунтер Лигуринус ( нем. Gunther von Pairis , фр. Gunther de Pairis , лат. Guntherus Parisiensis , или Guntherus Ligurinus ; около 1150 — между 1210 и 1220 ) — немецкий церковный хронист и поэт, монах- цистерцианец из (нем.) близ Орбе в Эльзасе , автор «Истории завоевания Константинополя» ( лат. Historia Constantinopolitana ), один из летописцев Четвёртого крестового похода .

Остатки старинных ворот и стен Пэрисского аббатства. Современный вид

Биография

Прибытие крестоносцев к Константинополю в 1203 г. Миниатюра Жана Коломба из «Походов французов в Утремер» Себастьена Мамро (1474)

О жизни самого Гунтера практически ничего неизвестно, всё, что мы знаем о нём, состоит лишь из намёков, содержащихся в его собственных трудах. Принято считать, что родился он около 1150 года в знатной семье на юго-западе Священной Римской империи . Его образование, судя по всему, являлось схоластическим и достаточно глубоким, поскольку поэзия его выдаёт знакомство не только с классической латынью , но и с греческими авторами, включая Сафо и Менандра .

Осада Константинополя крестоносцами в 1203 г. Миниатюра рукописи французского перевода «Зерцала исторического» Винсента из Бове (1396)

Имея духовный сан , он был близок ко двору Гогенштауфенов , вероятно, сначала в качестве каноника , а затем наставника ( лат. scolasticus ) королевских детей, в частности, пятого сына Фридриха Барбароссы Конрада II Швабского (1173—1196) , по возвращении из похода на Сицилию ставшего жертвой покушения в Дурлахе близ Карлсруэ 15 августа 1196 года. Возможно, участвовал в воспитании и младшего сына — Филиппа Швабского , которого император Фридрих готовил к духовной карьере . Когда после смерти в 1197 году старшего брата Филиппа Генриха VI , воспитанник Гунтера избран был новым императором в Майнце , противники Гогенштауфенов, возглавляемые архиепископом Кёльна Адольфом Альтенским , выдвинули на германский трон собственного кандидата Оттона Брауншвейгского , коронованного в Ахене , что вызвало междоусобную войну.

Вероятно, всё это заставило Гунтера в начале XIII века оставить королевский двор, принять монашеский постриг и удалиться в цистерцианское (нем.) , основанное в XII столетии неподалёку от Кайзерсберга в Эльзасе , к юго-западу от современного Орбе . Относившееся к Базельской епархии , оно известно было своим скрипторием и собственной школой каллиграфии . Там Гунтер сблизился с деятельным настоятелем и проповедником Четвёртого крестового похода (англ.) (1200—1208), который 24 июня 1205 года вернулся из похода на Восток с богатой добычей, захваченной в монастыре Пантократора и других православных храмах Константинополя . В том же году Гунтер занялся по распоряжению последнего составлением хроники деяний крестоносцев в Византии , которую закончил не позже 1208 года, когда Мартина сменил на посту аббата Гезелон (1208—1222).

Точная дата смерти Гунтера не установлена, ясно лишь, что это произошло между 1210-м и 1220 годом в Пэрисском аббатстве. В XVIII веке капитально перестроенном, в 1791 году, в ходе Великой французской революции , упразднённом, а в прошлом столетии превращённом в дом престарелых .

Сочинения

Поэмы

Первым известным произведением Гунтера стала написанная им между 1180 и 1186 годами для своего воспитанника принца Конрада латинская поэма «Солимариус» ( лат. Solimarius ), название которой можно понимать как «завоеватель Иерусалима». Посвящённая Первому крестовому походу , она представляет собой поэтическое переложение «Иерусалимской истории» ( лат. Historia Iherosolimitana ) Роберта Реймсского (нач. XII в.) и дошла до нас во фрагментах, содержащих 232 стиха . Известно несколько рукописей этого сочинения, наиболее исправная из которых находится в собрании (нем.) .

Перу Гунтера принадлежит также эпическая поэма «Лигуринус» ( лат. Ligurinus , Ligurinus De Gestis Imp. Caesaris Friderici primi Augusti ) в 10 книгах, законченная к 1187 году , вероятно, по случаю бракосочетания германского короля Генриха VI и Констанции Сицилийской . Написанная по образцу « Фарсалии » Марка Аннея Лукана (I в. н. э.), она состоит из 6576 или 6577 стихов гекзаметром и воспевает деяния Фридриха Барбароссы в Италии в 1152—1160 годах в апологетическом духе, за что, согласно легенде, автор коронован был самим германским императором в качестве поэта-лауреата. Основными источниками для поэмы послужили «Деяния императора Фридриха» Оттона Фрейзингенского с продолжением Райхевина , возможно, дополненные устными свидетельствами очевидцев. Язык и метрика поэмы выдаёт знакомство её автора с творчеством других римских поэтов, в частности, Горация , Вергилия , Овидия и Стация .

В конце XV столетия поэма обнаружена была в библиотеке цистерцианского монастыря в Эбрахе ( Франкония ) известным поэтом- гуманистом Конрадом Цельтисом и в 1507 издана им в Аугсбурге . До наших дней рукописи поэмы не дошли , и ныне известно лишь её первопечатное издание , один из экземпляров которого хранится в Национальной библиотеке Франции ( Париж ). Стилистическое совершенство поэмы заставило некоторых исследователей подозревать в ней литературную подделку эпохи Ренессанса . Первым сомнения в её подлинности высказал ещё в 1737 году профессор права Гёттингенского университета Генрих Зенкенберг , и лишь в 1871 году историк Альберт Панненборг сумел опровергнуть доводы скептиков . Но и в XX столетии авторство Гунтера в отношении обеих указанных поэм становилось предметом дискуссий .

Наиболее авторитетное издание поэмы «Лигуринус», подготовленное немецким медиевистом , членом Исторической комиссии Померании и Ганзейской исторической ассоциации (нем.) , выпущено было в 1987 году в Ганновере в 63 томе нового издания академической серии « Monumenta Germaniae Historica », с приложением фрагментов поэмы «Солимариус» .

Хроника

Наиболее известен Гунтер своей «Историей завоевания Константинополя» ( лат. Historia Captae a Latinis Constantinopoleos , Historia Constantinopolitana ), написанной в прозиметрической форме и состоящей из 25 прозаических глав и 20 стихотворных вставок гекзаметром . Главы с 1-й по 24-ю, как установлено исследователями, в основном были завершены в 1205 году, последняя же, 25-я, закончена только в 1208-м . Охватывая события 1198—1205 годов, начиная с проповеди Четвёртого крестового похода и кончая возвращением из него участников разграбления Константинополя (1204) , она описывает их главным образом со слов очевидца — аббата Мартина Пэрисского .

Оставаясь на позициях провиденциализма , уже в первой главе своей хроники Гунтер предупреждает читателя, что тот найдет в его труде «описание великих и славных деяний, которые не смогли бы ни в коем случае ни быть произведенными, ни произойти иначе как по божественному повелению», указывая на десницу господню как силу, определявшую течение и обусловившую конечный исход описываемых событий. Приводя в дальнейшем немало конкретных примеров проявления «тайных приговоров божьих» и «скрытых причин совершившегося», он убеждает читателя в том, что само по себе отклонение маршрута крестоносцев от первоначальной цели ( Александрии ) в сторону Византии произошло исключительно «по неодолимому велению господа» .

В центре сюжета хроники находится образ самого настоятеля Пэрисского аббатства, влиятельного деятеля церкви и авторитетного проповедника, которого, по словам летописца, «и клирики, и миряне считали привлекательным и легким в общении» . Излагая в своём сочинении полный текст проповеди Четвёртого крестового похода, произнесённой аббатом Мартином в соборе Св. Марии в Базеле 3 мая 1200 года, и давая этим историкам конкретное представление о том, как проходила агитация, хронист сам, однако, признаётся, что не приводит дословно речь своего патрона . Напыщенность используемых слов и красочность образов заставляет предполагать в приводимом им тексте скорее заранее заготовленный её вариант, нежели дословную запись очевидца. Внушив слушателям, что слова, которые они слышат, принадлежат самому Спасителю , Мартин Пэрисский использует, подобно проповедникам Первого крестового похода , красочный образ оск­вернённого рая и поругания Святой земли , внушая экзальтированной аудитории чувство праведного гнева: «Сам Иисус Христос сотворил эту проповедь, а я лишь ничтожное Его орудие. Христос сегодня обращается к вам, говоря моими устами. Это Он, скорбящий сегодня перед вами о своих ранах… Его вышвырнули из того города, где Он принес в жертву за нас свою кровь… И эта земля сейчас попирается варварскими обычаями язы­ческих племен… Святая Земля… отдана была в руки нечестивых. Церкви ее разру­шены, гробницы ее осквернены, цар­ский трон и достоинство повергнуты в прах… Этот самый священный и почитаемый Крест из древа, которое пропитала Христова кровь, спрятан и за­перт людьми, для которых он не значит ничего, и ни один христианин не знает, что сделали с ним и где его искать… В сущности, все христиане, населявшие эту границу, были уничтожены… Теперь, истинные воины, поспешите помочь Христу. Войдите в Его христианскую армию, летите вос­соединиться с полками света! Сегодня я вверяю вас делу Христа, чтобы вы могли потрудиться для восстановления Его наследия, из которого он был столь безжалостно изгнан… Принявший крест и принесший истинное покаяние, будет освобожден от грехов, и, оставив сию преходящую жизнь, неважно, где, да и как это случится, обретет жизнь вечную…» .

Упирая на религиозные чувства своих слушателей, Мартин не забывает напомнить им и о материальных выгодах предприятия: «Сейчас я не стану даже упоминать о том, что земли, куда вы направляетесь, куда богаче и плодороднее, чем здешние. Вполне веро­ятно, что многие из вас достигнут даже в материальных вопросах благосостояния, которым вполне смогут насла­диться, вернувшись на родину. Взгляните, братие, кто поручается за вас в этом палом­ничестве. В наследовании Царства Божия существует бе­зусловная уверенность; да и в деле временного мирского бла­госостояния вероятность выше средней» .

Со всей уверенностью возможно говорить об использовании аббатом Мартином опыта своего знаменитого предшественника Бернара из Клерво , призвавшего 6 декабря 1146 года в том же Базеле ко Второму крестовому походу . В охватывавшей всю Европу иерархии цистерцианских монастырей Пэрисское аббатство тесно связано было с общиной Моримон близ Френуа-ан-Бассиньи в Шампани , «интеллектуальным» центром ордена, который располагал обширной библиотекой , помимо трудов Св. Бернара, хранившей хроники Первого крестового похода . Вполне резонно предположить, что, готовясь к произнесению своей проповеди, аббат Мартин обращался и к ним .

Подобно своим современникам-хронистам, Гунтер рассматривает мотивацию крестоносцев как акт христианского благочестия, основываясь на характерной для средневекового мировоззрения сакральной трактовке природы монархической власти . Свержение законного императора греков Исаака II Ангела и восшествие на Константинопольский престол «узурпатора» Алексея Дуки привело, по его словам, «в смятение» крестоносцев-латинян .

Описывая заморские деяния своего патрона, принимавшего активное участие в разорении византийской столицы, Гунтер касается духовных переживаний корыстного прелата , пытавшегося оправдать неблаговидные деяния перед собственной совестью и Богом. Объясняя варварское разорение христианского города, который, по словам его, «был мятежным и представлял угрозу Святой Римской церкви», а потому «его покорение нашими народами не вызовет неудовольствия ни у верховного понтифика, ни у самого Господа» , принципиальный Гунтер сдержанно осуждает ненасытность крестоносцев, специально отмечая, что сам аббат Мартин «из благочестия» грабил в Константинополе одни только церкви . Бесстрастно сообщая о том, как последний «поспешно и жадно запустил обе руки в хранилище и очень осторожно начал наполнять брюшной карман рясы церковными святынями», среди которых оказались и след Крови Господней, и часть Святого Креста , и каменные обломки из 16 святых мест, а также различные мощи , включая кость Св. Иоанна , руку Св. Иакова , ступню Св. Космы и зуб Св. Лаврентия , не считая останков ещё, как минимум, 36 святых .

При этом хронист не забывает отметить корыстолюбие союзников- венецианцев , интересы которых заключались «в надеждах на обещанные деньги (до которых этот народ чрезвычайно жаден), а отчасти в стремлении города с помощью огромного флота претендовать на господство над всем морем» .

Местами текст хроники Гунтера напоминает не столько летопись, сколько описание путешествия, что делает её ценным историко-географическим источником . Вместе с тем, рассказ его об осаде крестоносцами Зары , к примеру, хотя довольно точен, но лаконичен и содержит информацию, полученную из вторых рук. Содержащийся в хронике отчёт о разграблении Константинополя подробен, главным образом, в отношении перечня украденных реликвий , и в этом отношении она является основным источником, уступая сочинениям Робера де Клари и Жоффруа де Виллардуэна в военных аспектах.

«История завоевания Константинополя» сохранилась в трёх манускриптах XV века из Баварской государственной библиотеки , университетской библиотеки в Мюнхене и муниципальной библиотеки Кольмара ; второй из них переписан был в 1425 году хронистом Андреасом Регенсбургским .

Впервые она была напечатана в 1602—1604 годах голландским историком и правоведом Хендриком Канизием в типографии Андреаса Ангермайера в Ингольштадте , и в 1725 году переиздана в Антверпене под редакцией теолога- гугенота Жака Баснажа . В 1855 году её выпустил в Париже в 212-м томе серии « Patrologia Latina » известный издатель священных текстов Жак Поль Минь , а в 1875 году опубликовал в Женеве французский историк крестовых походов (англ.) .

В 1956 году вышеназванный Эрвин Ассманн, тогда адъюнкт Кильского университета , подготовил новое издание хроники в Кёльне для серии «Историки древней Германии» ( нем. Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit ), заново выверив её текст по всем известным рукописям, а в 1994 году в Хильдесхайме и Цюрихе вышла новая её публикация с комментариями Петера Орта. Новейшее немецкое академическое издание увидело свет в 2020 году в Штутгарте под редакцией австрийского филолога-классика (нем.) , в серии «Латинская библиотека Средневековья» ( нем. Mittellateinische Bibliothek ). Комментированный английский перевод хроники, выполненный американским историком крестовых походов, профессором Вермонтского университета Альфредом Дж. Андреа, выпустило в 1997 году в Филадельфии (англ.) .

Другое

Перу Гунтера принадлежит также написанное не позже 1215 года , уже на склоне лет, богословское сочинение «О молитве, посте и милостыне в 13 книгах» ( лат. De Oratione Jejunio Et Eleemosyna Libri Tredecim ), напечатанное в 1507 году в Базеле по утраченной позже древней рукописи и ныне известное в единственном манускрипте XV столетия из Баварской государственной библиотеки .

Примечания

  1. (англ.) — .
  2. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters». — Bayerische Staats Bibliothek, 2012.
  3. Andrea Alfred. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden; Boston, 2016.
  4. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. от 11 января 2021 на Wayback Machine // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  5. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  6. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // VIAF — 2012.
  7. Brunhölzl F. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // Neue Deutsche Biographie . — Bd. 7. — Berlin, 1966. — S. 325.
  8. Wattenbach W. // Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter bis zur Mitte des Dreizehnten Jahrhunderts. — Zweiter band. — Berlin, 1894. — S. 289.
  9. Malm M. Gunther von Pairis // Deutsches Literatur-Lexikon. Das Mittelalter. — Bd. 3. — Berlin; Boston, 2012. — Sp. 183.
  10. Schmale F. J. Gunther von Pairis // Lexikon des Mittelalters . — Bd. 4. — Stuttgart; Weimar: Metzler, 1999. — Sp. 1794.
  11. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // ARLIMA. Archives de littérature du Moyen Âge.
  12. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters».
  13. Wattenbach W. // Allgemeine Deutsche Biographie . — Bd. 10. — Leipzig, 1879. — S. 145.
  14. Wattenbach W. // Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter… — Zweiter ba. — S. 286.
  15. Malm M. Gunther von Pairis // Deutsches Literatur-Lexikon. Das Mittelalter. — Sp. 184.
  16. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters».
  17. Wattenbach W. // Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter… — S. 287.
  18. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters».
  19. Заборов М. А . от 22 ноября 2021 на Wayback Machine . — М., 1977. — С. 23.
  20. Смирнов А. Г. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. — № 1. — М., 2015. — С. 38.
  21. Заборов М. А . от 18 июня 2022 на Wayback Machine — М.: Наука, 1966.
  22. Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. — М., 2010. — С. 74.
  23. Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. — С. 67.
  24. Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. — С. 76–80.
  25. Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. — С. 81–82.
  26. Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. — С. 73.
  27. Смирнов А. Г. от 11 июня 2022 на Wayback Machine . — С. 43, 45.
  28. Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. — С. 205.
  29. Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле. — М.: ЗАО « Центрполиграф », 2020. — С. 119.
  30. Грановский А. Н. Крестовые походы. — Т. 2. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2013. — С. 29.
  31. Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. — С. 210.
  32. от 11 июня 2022 на Wayback Machine // Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters».

Издания

  • Guntherus Cisterciensis Historia Captae a Latinis Constantinopoleos et Ligurinus, accurante J.-P. Migne // Patrologiae cursus completus, sive Biblioteca universalis. Series Latina. — Tomus 212. — Paris, 1855. — Coll. 221–475.
  • Guntheri Parisiensis Historia Constantinopolitana // Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Edidit Paul Edouard Didier Riant. — Volume I. — Genevae, 1877. — pp. 57–126.
  • Gunther von Pairis. Die Geschichte der Eroberung von Konstantinopel. Übersetzt und erläutert von Erwin Assmann. — Köln: Böhlau-Verlag, 1956. — 115 s. — (Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit, Dritte Gesamtausgabe, 101).
  • Guntheri Poetae Ligurinus. Hrsg. von Erwin Assmann // Monumenta Germaniae Historica . — Tomus 63. — Hannover: Hahnsche Buchhandlung, 1987. — vi, 648 p. — (Scriptores rerum Germicarum Separatim editi).
  • Gunther von Pairis. Hystoria Constantinopolitana. Hrsg. von Peter Orth // Spolia Berolinensia. — Band 5. — Hildesheim; Zürich: Weidmann, 1994. — 219 s. — ISBN 978-3615000757 .
  • The Capture of Constantinople. The "Hystoria Constantinopolitana" of Gunther of Pairis. Edited and translated by Alfred J. Andrea. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1997. — xiv, 194 p. — ISBN 978-0812215861 .
  • Konstantinopel 1204. De Hystoria Constantinopolitana des Gunther von Pairis und andere Berichte vom Vierten Kreuzzug. Hrsg. von Gernot Krapinger. — Stuttgart: Hiersemann, 2020. — xxx, 165 p. — (Mittellateinische Bibliothek). — ISBN 978-3-7772-2022-2 .

Библиография

  • Wattenbach Wilhelm. // Allgemeine Deutsche Biographie . — Band 10. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1879. — S. 145.
  • Wattenbach Wilhelm. // Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter bis zur Mitte des Dreizehnten Jahrhunderts. — Sechste Auflage. — Zweiter band. — Berlin: Verlag von Wilhelm Hertz, 1894. — S. 286–290.
  • Brunhölzl Franz. // Neue Deutsche Biographie . — Band 7. — Berlin: Duncker & Humblot, 1966. — S. 325. — ISBN 3-428-00188-5 .
  • Swietek Francis R. // Speculum: A Journal of Medieval Studies. — Volume 53. — No. 1. — University of Chicago Press , 1978. — pp. 49–79.
  • Bayer Hans. Gunther von Pairis und Gottfried von Straßburg // Mittellateinisches Jahrbuch: internationale Zeitschrift für Mediävistik und Humanismusforschung. — Band 13. — Stuttgart: Anton Hiersemann Verlag, 1978. — pp. 140–183.
  • Knapp Fritz Peter. Gunther von Pairis // Die deutsche Literatur des Mittelalters. Verfasserlexikon. — 2. Auflage. — Band 3. — Berlin; New York: Walter De Gruyter, 1980. — Sp. 316–325. — ISBN 978-3110087789 .
  • Andrea Alfred J. The Historia Constantinopolitana: An Early Thirteenth-Century Cistercian Looks at Byzantium // Analecta Cisterciensia. — Volume 36. — Roma: Editiones Cistercienses, 1980. — pp. 269–302.
  • Andrea Alfred J. // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.
  • Bruno W. Häuptli. Gunther von Pairis (Guntherus Parisiensis) // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. — Band 22. — Nordhausen: Bautz, 2003. — Sp. 481–484. — ISBN 3-88309-133-2 .
  • Malm Mike. Gunther von Pairis // Deutsches Literatur-Lexikon. Das Mittelalter. — Band 3: Reiseberichte und Geschichtsdichtung, hrsg. von Wolfgang Achnitz. — Berlin; Boston: de Gruyter, 2012. — Sp. 183–187. — ISBN 978-3-598-44141-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Гунтер Пэрисский