Interested Article - М (фильм, 1931)

«М» ( нем. M ) — художественный фильм режиссёра Фрица Ланга , созданный в 1931 году ; фильм стал первой звуковой картиной Ланга. Классический триллер о маньяке-убийце , предвосхитивший многие стилистические находки фильмов-нуар . Сюжет фильма основан на реальных событиях дела маньяка-убийцы Петера Кюртена из Дюссельдорфа .

Первоначально фильм планировалось назвать «Mörder unter uns» («Убийца среди нас»), но ещё в ходе съёмок Ланг решил назвать фильм однобуквенным сокращением «М». Фильм выходил также под названием «M — Eine Stadt sucht einen Mörder» («М — город ищет убийцу»). На DVD фильм иногда издаётся под названием «М — убийца».

По результатам голосования пользователей IMDb фильм устойчиво находится в первой сотне величайших кинофильмов в истории.

Сюжет

В Берлине полиция сбилась с ног, пытаясь найти маньяка , убившего нескольких девочек. Обнаруженные улики не дают ключей к разгадке. Между тем убийства продолжаются. Жителями города постепенно овладевает паранойя — они готовы учинить самосуд над каждым, кто заговорит с ребёнком на улице, они начинают подозревать своих соседей… В поисках маньяка полиция проводит регулярные, но безуспешные рейды по воровским притонам. Преступники, которых также пугает жестокость неуловимого маньяка и ещё больше раздражает возросшая активность полиции, мешающая их бизнесу, решают сами поймать и обезвредить убийцу.

В прессу попадает написанное убийцей письмо, в котором тот обещает, что будут новые жертвы.

Полицейский инспектор Карл Ломанн ( Отто Вернике ) поручает подчинённым проверить списки людей, которые были выписаны из психиатрических лечебниц. Одному из сотрудников удаётся найти улики на Ганса Бекерта ( Петер Лорре ). В квартире Бекерта оставляют засаду.

Убийца просит пощады

В это время преступное сообщество, возглавляемое Шренкером ( Густаф Грюндгенс ), с помощью нищих и воров организует тотальную слежку на улицах города, и вскоре слепому продавцу надувных шаров ( Георг Йон ) удаётся опознать убийцу: мимо него проходит человек, насвистывающий мелодию « В пещере горного короля » из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт», — эту же мелодию насвистывал мужчина, покупавший у него шар для девочки, позже найденной мёртвой. Один из уличных воров мелом ставит на спину Бекерту опознавательный знак — букву «М» (от немецкого нем. Mörder — убийца). Преступники загоняют маньяка в деловой центр; Бекерту удаётся спрятаться на чердаке. Ночью преступники проникают в деловой центр, связывают охрану, обыскивают здание, находят Бекерта и увозят его за минуту до того, как прибывает полиция. Один из взломщиков не успевает уйти и попадает в руки инспектора Грёбера ( Теодор Лоос ), который в ходе расследования быстро выясняет, что это было не обычное ограбление — все двери вскрыты, но ничего не похищено. Грёбер советуется с Ломанном, и тот, припугнув взломщика обвинением в убийстве, добивается от него признания в том, что преступники на самом деле ловили в здании маньяка.

Между тем Бекерт предстает перед судом преступного мира – его окружают сотни воров и бандитов. Преступники считают, что должны его уничтожить — если он попадет в руки закона, его снова признают невменяемым и он избежит ответственности. Они и сами пытаются судить его «по закону», и назначенный ими Бекерту адвокат действует так же, как действовал бы адвокат в государственном суде. Но вдруг появляется полиция, и Беккерт идет под законный суд.

В ролях

Создание

В 1930 году Ланг разместил объявление в газете, в котором говорилось, что его следующий фильм будет называться Mörder unter uns («с нем. «Убийца среди нас»») и что он будет повествовать об убийце детей. Режиссёр сразу же начал получать по почте письма с угрозами, а также ему было отказано в съёмке фильма на Staaken Studios. Когда Ланг потребовал объяснений от руководителя студии, чтобы выяснить, почему ему отказывают в съёмках, руководитель студии сообщил Лангу, что он был членом нацистской партии и что партия подозревала, что фильм будет изображать нацистов . Это предположение было целиком основано на оригинальном названии фильма, и нацистская партия смягчилась, когда был раскрыт сюжет фильма .

В конце концов, «М» был снят за шесть недель на студии Staaken Zeppelinhalle, недалеко от Берлина. Ланг снял фильм для Nero-Film, а не для UFA или собственной продюсерской компании. Фильм был спродюсирован главой студии Nero Сеймуром Небенцалем, который позже продюсировал « Завещание доктора Мабузе » Ланга. До того, как было выбрано итоговое название, рассматривались такие варианты, как Eine Stadt sucht einen Mörder («с нем. «Город ищет убийцу»») и Dein Mörder sieht Dich an («с нем. «Ваш убийца смотрит на вас»») . Во время подготовки к съёмкам фильма Ланг провел восемь дней в психиатрической больнице в Германии и встретился с несколькими убийцами детей, в том числе с Петером Кюртеном . Он использовал нескольких настоящих преступников в качестве статистов в фильме, и в конечном итоге 25 актеров были арестованы во время съемок фильма . Петер Лорре сыграл главную роль Ханса Беккерта, снимаясь в фильме днём, а ночью играя на сцене в спектакле Валентина Катаева «Квадратура круга» .

Ланг не изображал на экране никаких сцен насилия или смерти детей и позже сказал, что, только намекал на насилие, заставляя «каждого отдельного зрителя представлять ужасные детали убийства в соответствии с его личным воображением».

По словам различных критиков и обозревателей , «М» основан на истории серийного убийцы Петера Кюртена — вампира из Дюссельдорфа — который орудовал в Германии в 1920-х годах . Ланг отрицал, что брал за основу именно это дело, в интервью в 1963 году с историком кино Джеро Гандертом он сказал: «В то время, когда я решил использовать эту тематику, было много серийных убийц, терроризирующих Германию - Хаарманн , Гроссманн , Кюртен , Денке , [...]» . Прообразом инспектора Ломана стал знаменитый начальник берлинской криминальной полиции Эрнст Геннат .

Лейтмотив

«М» был первым звуковым фильмом Ланга, и режиссёр экспериментировал с новой технологией . Фильм содержит плотную и сложную звуковую дорожку, в отличие от более похожих на театральные постановки "разговорных" фильмов, выпущенных в то время. Звуковое сопровождение включает в себя рассказчика, звуки, издаваемые за или непосредственно в кадре и тревожные минуты молчания перед внезапным шумом. Звук также позволил использовать меньшее количество " склеек " при монтаже фильма, так как звуковые эффекты теперь могли быть использованы в качестве повествовательного элемента .

Это был один из первых фильмов, в котором использовался лейтмотив , техника, заимствованная из оперы, связывающая определенную мелодию с персонажем Лорре, который насвистывает « В пещере Горного Короля » из сюиты Эдварда Грига « Пер Гюнт ». Позже в фильме эта мелодия позволяет зрителям узнать, что убийца находится рядом, за кадром. Эта ассоциация музыкальной темы с определённым персонажем или ситуацией теперь является распространённым киноштампом . У Петера Лорре не получалось насвистывать мелодию, и поэтому для записи мелодию насвистывал сам Ланг .

Релиз

Премьера фильма состоялась в Берлине 11 мая 1931 года в UFA-Palast am Zoo в версии продолжительностью 117 минут . Оригинальный негатив хранится в Федеральном киноархиве в формате 96-минутной версии. В 1960 году была выпущена отредактированная 98-минутная версия. Фильм был восстановлен в 2000 году Нидерландским музеем кино в сотрудничестве с Федеральным киноархивом, Cinemateque Suisse, Kirch Media и ZDF/ARTE. Janus Films выпустил 109-минутную версию в составе своей Criterion Collection с использованием вышеуказанной отреставрированной копии фильма . Из-за необычного соотношения сторон изображения (1,20 : 1), в ранних видеоизданиях фильма кадр был заметно обрезан сверху и снизу.

Отзывы критиков

Первоначальные реакция

В обзоре Variety говорится, что фильм был «слишком длинным. Можно было бы спокойно вырезать часть сцен из фильма без потери его качества — и даже улучшив его. Есть ряд повторений и несколько медленных сцен» . Грэм Грин сравнил фильм с «просмотром в окуляр микроскопа, через который обнажается запутанный разум, положенный на предметное стекло: любовь и похоть, благородство и порочность, ненависть к себе и отчаяние прыгают на вас из него» .

Современные отзывы

В последующие годы фильм получил широкую критическую оценку и в настоящее время имеет рейтинг одобрения 100% на Rotten Tomatoes , основанный на 53 обзорах, со средней оценкой 9,24 из 10. Консенсус критиков на сайте гласит: «Важный психологический триллер с захватывающими образами, глубокими мыслями о современном обществе и Петером Лорре в его лучшей роли» . Фильм также в настоящее время находится на 88 месте в списке фильмов с самым высоким рейтингом, основанном на оценке пользователя на сайте IMDb.

Марк Савлов в обзоре для Austin Chronicle в 1997 году присудил фильму пять звёзд из пяти, назвав его «одним из величайших фильмов немецкого экспрессионизма ». Савлов высоко оценил операторскую работу фильма, использование звука и игру Лорре .

Наследие

Ланг считал «М» своим любимым фильмом из-за критики общества, показанной в фильме. В 1937 году он сказал репортеру, что снял фильм, «чтобы предупредить матерей о том, что они пренебрегают детьми» . Фильм вошел в несколько списков лучших кинокартин, как один из величайших когда-либо снятых фильмов. Он был признан лучшим немецким фильмом всех времен с 306 голосами в опросе 324 киножурналистов, кинокритиков, кинематографистов и ценителей киноискусства, организованном Ассоциацией немецких кинематографистов в 1994 году . Фильм входит в список 100 лучших фильмов мирового кинематографа по версии журнала Empire 2010 года . Он указан в киносправочнике «1001 Фильм, которые вы должны увидеть, прежде чем умереть», в котором говорится: «Создав принципы, которые до сих пор используются в фильмах о серийных убийцах, режиссёр Ланг и сценаристка Тея фон Харбу смешивают жалкую жизнь убийцы с безумием полиции, расследующей чудовищные преступления и обращают внимание на вопросы освещения убийств в прессе, действий « народных мстителей » и политического давления со стороны власти, которое как поощряет, так и препятствует работе полиции» .

В июле 1934 года , уже после отъезда Ланга из Германии, фильм был запрещён к показу нацистской цензурой, что не стало помехой для использования сцены из фильма в нацистском пропагандистском фильме 1940 года « Вечный жид » .

Ремейки и адаптации

Голливудский ремейк с таким же названием был выпущен в 1951 году , перенеся действие из Берлина в Лос-Анджелес . Глава Nero Films Сеймур Небенцаль и его сын Гарольд спродюсировали фильм для Columbia Pictures . Однажды Ланг сказал репортеру: «Люди спрашивают меня, почему я не хочу переснять «М» на английском. У меня нет причин делать это. Я рассказал все, что хотел, в своём фильме. Теперь у меня есть другие истории, о которых я хочу рассказать» . Ремейк был поставлен режиссером Джозефом Лоузи и главную роль исполнил Дэвид Уэйн. Лоузи заявил, что он видел «М» в начале 1930-х годов и пересмотрел его снова незадолго до съемок ремейка, но, по его словам: «Я никогда не опирался на него. Сознательно я повторил только один кадр. Возможно, были бессознательные подражания с точки зрения атмосферы, определенных эпизодов» . Лэнг позже сказал, что, когда ремейк был выпущен, у него «были лучшие отзывы в [его] жизни» .

В 2003 году «M» был адаптирован для радио драматургом Питером Страуганом и транслировался 2 февраля на BBC Radio 3 , а затем повторно на BBC Radio 4 Extra 8 октября 2016 года . Радиопостановка, срежессированная Тоби Свифтом, выиграла «Приз Италии за адаптированную драму» в 2004 году .

Джон Дж. Мут адаптировал сценарий в серию комиксов из четырех частей в 1990 году, которая была переиздана в виде графического романа в 2008 году .

В 2019 году по мотивам фильма был выпущен австрийско-немецкий сериал, состоящий из шести эпизодов .

Примечания

  1. Jensen, Paul M.. The Cinema of Fritz Lang . New York: A. S. Barnes & Co.. 1969. SBN 498 07415 8. pp. 93
  2. Wakeman, John. World Film Directors, Volume 1. New York: The H. W. Wilson Company. 1987. ISBN 0-8242-0757-2 . pp. 614.
  3. Jensen. pp. 93
  4. Jensen. pp. 94
  5. Wakeman. pp. 615.
  6. Ramsland, Katherine. . . Архивировано из 3 ноября 2006 . Дата обращения: 28 октября 2006 .
  7. Morris, Gary . Bright Lights. Дата обращения: 12 января 2007. Архивировано из 2 января 2013 года.
  8. "Fritz Lang on M : An Interview", in Fritz Lang: M —Protokoll , Marion von Schröder Verlag, Hamburg 1963, reprinted in the Criterion Collection booklet.
  9. Monsters of Weimar p. 293
  10. Kempe, Frank: от 3 марта 2021 на Wayback Machine , Deutschlandfunk Kultur , 21 August 2014 (in German).
  11. Jensen. pp. 95.
  12. Jensen. pp. 103.
  13. Costantini, Gustavo . Filmsound. Дата обращения: 10 мая 2006. Архивировано из 21 апреля 2006 года.
  14. Falkenberg, Paul . The Criterion Collection. Дата обращения: 8 августа 2007. 29 сентября 2007 года.
  15. M , Janus Films, Criterion Collection, closing credits.
  16. . Rotten Tomatoes . Fandango Media. Дата обращения: 22 августа 2019. 11 мая 2019 года.
  17. Savlov, Marc. . Austin Chronicle.cm . Marc Savlov. Дата обращения: 9 сентября 2019. Архивировано из 18 октября 2019 года.
  18. (англ.) // (англ.) : magazine. — 1997. — April ( no. 54 ). — P. 41 . 5 июня 2015 года.
  19. . Empire . Дата обращения: 2 июня 2020. 2 декабря 2011 года.
  20. , p. 90.
  21. Barnouw, Erik. (англ.) . — Oxford University Press , 1993. — P. 142. — ISBN 978-0-19-507898-5 .
  22. . Дата обращения: 21 октября 2016. 11 октября 2016 года.
  23. . Wayback Machine . Prix Italia. Дата обращения: 15 января 2020. Архивировано 3 марта 2016 года.
  24. . Дата обращения: 2 июня 2020. 18 октября 2019 года.
  25. . IMDB.com. Дата обращения: 25 ноября 2019. 9 марта 2021 года.

Литература

  • Lessing, Theodor. Monsters of Weimar: Haarmann, the Story of a Werewolf (англ.) . — London: Nemesis Books, 1993. — P. 293—306. — ISBN 1-897743-10-6 .
  • Thomas, Sarah. Peter Lorre, Face Maker: Stardom and Performance Between Hollywood and Europe (англ.) . — United States: (англ.) , 2012. — ISBN 978-0-857-45442-3 .
  • Steven Jay Schneider. (англ.) . — 2015.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as М (фильм, 1931)