Фальконе, Этьен Морис
- 1 year ago
- 0
- 0
Морис Дени ( фр. Maurice Denis ; 25 ноября 1870 , Гранвиль — 13 ноября 1943 , Париж ) — французский художник- символист , иллюстратор, историк и теоретик искусства.
Морис Дени родился в 1870 году в Гранвиле . Его отец был железнодорожным служащим, мать работала модисткой. Вскоре после рождения Мориса его родители уезжают из Нормандии (позже возвращаясь туда лишь в летнее время) и поселяются близ Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле . Здесь юный Дени начинает учиться; затем продолжает свое образование в лицее Кондорсе . В 1888 году Дени поступил в Академию Жюлиана , а затем в школу Изящных искусств. Он берет уроки живописи, копирует работы других мастеров, получает солидные знания в области литературы, посещает лекции по философии, увлекается трудами Бергсона и Шопенгауэра .
В академии он завязывает дружбу с Серюзье , Рансоном , Боннаром , вновь встречает Вюйяра и Русселя , которых знает ещё по лицею. Эти молодые художники составят ядро группы Наби , поддерживая тесные контакты с поэтами-символистами, композиторами и театром авангарда. Они рядятся в экзотические одежды, проводят сеансы спиритизма и обсуждают на своих собраниях проблемы искусства. Кредо содружества «пророков» Морис Дени формулирует в статье, опубликованной в 1890 году в журнале «Ар э критик» («Искусство и критика»). Избрав объектом размышления Пюви де Шаванна , Дени приходит к выводу, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грёз, — мысль, уже высказанная символистами. В 1891 году художник участвовал в выставке в галерее Лебарка под названием «Импрессионисты и символисты».
В июне 1893 года Морис Дени женится на Марте Мерье, которая позже станет матерью его 7-х детей. Молодожёны отправляются в свадебное путешествие в Бретань , где Морис написал много картин и куда в последующем любил возвращаться для работы и отдыха. Дени и Серюзье всё чаще ищут покой и творческое удовлетворение в умиротворяющей природе Бретани. В то же время Боннар, Вюйяр и Валлоттон погружаются в бурную жизнь столицы и стремятся в своём искусстве запечатлеть дух эпохи. Противоречия между этими двумя группами художников достигли апогея на выставке в галерее Дюран-Рюэля в 1899 году . Отныне каждый из набидов пойдёт в искусстве собственной дорогой. Однако на всю оставшуюся жизнь между художниками сохранятся дружеские отношения — те, которые когда-то легли в основу их творческого союза.
В 1895 г. он совершает первое из своих многочисленных путешествий, отправившись в Италию, куда часто будет возвращаться. В 1903 г. вместе с Серюзье едет в Германию и в монастырь Бейрон, где они изучают секреты искусства бенедиктинцев , основанного на геометрии и «священных мерах». Будучи в Провансе вместе с К. К. Русселем, знакомится с Сезанном и Ренуаром . В 1909 году он уехал в Москву , чтобы установить заказчику серию панно «История Психеи». В 1913 году Дени работал над росписью потолков театра на Елисейских полях , в 1917 году расписал церковь Сен-Поль в Женеве .
В 1908 году Дени покупает в Бретани виллу «Силенсио» (тишина), где периодически проводит по нескольку месяцев. В 1919 году после долгой болезни умирает его жена Марта. В 1922 году Дени женится на Элизабет Гратеролл, от этого брака у него будет ещё двое детей. В 1919 году Дени основал Мастерскую церковного искусства. В 20-е и 30-е годы Дени в основном оформляет церкви, пишет труды по теории искусств, читает лекции, путешествует. В 1924 году Дени расписал купол Пти-Пале , а ещё через четыре года он выполнил роспись плафона лестницы здания Сената в Париже. В 1932 году художник получил звание академика живописи.
Морис Дени погиб 13 ноября 1943 года под колесами сбившего его грузовика .
Вместе с Пьером Боннаром , Полем Серюзье и Эдуаром Вюйаром Морис Дени основал художественную группу Наби и считается самым видным её теоретиком. В соответствии с идеями этого художественного направления Дени писал картины, отличавшиеся простотой форм, мягкостью линий и бледностью красок. Дени писал фрески , работал с графикой, иллюстрировал книги и стремился к возрождению религиозного искусства. Свойственное Дени преклонение перед женщиной, особая целомудренность идеализированных, почти вневременных женских образов служили основанием для его сравнения с Фра Анжелико . Сам Дени замечает: «Одной картины этого итальянского примитивиста достаточно, чтобы напомнить нам в водовороте жизни, что такое душа и какими чудесными могут быть её проявления». Морис Дени изображал сцены из мирской жизни, однако это не мешало ему оставаться глубоко религиозным по духу художником, что ощущается в его портретах.
Дени сочетал творчество художника с писательской деятельностью. Будучи теоретиком символизма, он опубликовал множество статей, объединённых в книги «Теории» (1912), «Новые теории» (1922) и «История религиозного искусства» (1939). Дневник живописца, который он вёл всю жизнь, начиная с 14 лет, свидетельствует о серьёзных научных размышлениях, касающихся теории искусства. Эти работы оказали значительное влияние на молодых художников.
Более 15 000 документов, большинство из которых являются корреспонденцией, хранящиеся в музее Мориса Дени, были оцифрованы и размещены на веб-сайте ведомственного архива .