Interested Article - Лезгинка

Картина русского художника Василия Верещагина «Лезгинка», который после посещения Дагестана написал эту картину, наблюдая за обычаями и традициями лезгин . (1867 г.)
Фотография « Лезгины , танцующие лезгинку», начало XX века, с. Ахты , Дагестанская область . (1900 г.)

Лезгинка народный танец лезгин , распространённый по всему Кавказу , а также музыкальное сопровождение к этому танцу . Традиционный народный танец горских народов Кавказа .

Эталонной, классической считается лезгинка, характеризуемая музыкальным сопровождением в ритме 6/8, зажигательным и быстрым, энергичным темпом танца.

В общем понимании является русскоязычным собирательным названием всех национальных танцев кавказских горцев . Этимология восходит к названию народа — лезгины .

Общие сведения

Лезгинка «изначально была танцем воинов» . Танец издревле распространён среди кавказских народов , под своими национальными наименованиями:

Лезгинка — старинный сольный мужской и парный танец . Танец наиболее зрелищен, когда исполняется в национальных костюмах и в сопровождении музыкального ансамбля.

В танце используется различные образы, в основном движения воина в битве времен до огнестрельного оружия, каждое движение означает тот или иной элемент боя, например: раскинутые руки и периодичное сгибание в локте по переменно то одной, то другой рукой означает стрельбу из лука. Мужчина двигается в образе « орла », чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудно исполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он на носках раскидывает руки в разные стороны, (верхом исполнения является танец на согнутых пальцах ног), показывающие, что танцующий может легко вести стрельбу из лука, стоя на специально (или природной) сделанной тропинке не шире 30-35 сантиметра от стены скалы (на такой тропинке можно очень близко стоять и двигаться без подстраховки, стоять и двигаться нужно лицом к стене на носках на подогнутых пальцах, подогнутые пальцы создают «рычаг» и таким образом удерживают и возвращают в вертикальное положение, если тело отклонилось от стены, и вести стрельбу из лука стрелами в неприятеля, а по самому стрелку попасть очень трудно), нависающей над ущельем, дорогой, ведущей к поселению и т. д. . Женщина двигается в образе « лебедя », завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной .

Согласно Энциклопедии Британика :

Лезгинка — лезгинский народный танец на Кавказе . Это мужской сольный танец (часто с мечами), а также парный танец. Мужчина, изображая орла , падает на колени, вскакивает, танцуя с краткими шагами и сильными, резкими движениями рук и тела. Когда танец исполняется в парах, пары не соприкасаются; женщина танцует спокойно.

Мировую любовь лезгинка завоевала в 1935 году, когда на Всемирный фестиваль народного танца отправилась команда танцоров из Тбилисского государственного театра оперы и балета имени З. Палиашвили . Ансамбль произвел фурор: «Весь зал гремел от восторга. Чопорные, сдержанные англичане забыли об этикете и изо всех сил кричали «браво», — писала газета « ». Руководитель группы Владимир Хетагуров поразил публику опаснейшим танцем с кинжалами: «с двумя кинжалами в руках я облюбовал двух девушек из сидящих вокруг арены и, подлетев к ним, сразу стал на одно колено, „попугав“ их кинжалами, сделав „кинжальный“ номер и после сразу поднявшись с пола, вскочил на носки и начал волчком кружиться около них, а потом, подлетев к центру на носках, завертелся и, остановившись, сделал благодарственный поклон перед королевской четой». Ему и известному танцору и хореографу Илико Сухишвили были вручены особые медали во время приема-бала в честь окончания фестиваля.

Доктор искусствоведения Анна Соколова в своей работе под названием «Циркумпонтийская лезгинка» говорит, что « большинство легенд о происхождении лезгинки связаны с фольклором лезгин » .

См. также

Примечания

  1. R. von Erckert. . — Лейпциг, 1887. — С. 181–182. 7 января 2023 года.
  2. // БСЭ . — Государственное научное издательство. — 1950. — Т. 24. — С. 445.
  3. Г. В. Келдыш. . — Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 299. — 671 с. 16 января 2014 года.
  4. ФЛНКА . Дата обращения: 27 августа 2022. 27 августа 2022 года.
  5. . — Uniwersytet im. Adama Mickiewicza, 2005. — Т. 32. — С. 123. 16 января 2014 года.
  6. . Дата обращения: 18 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  7. . Дата обращения: 18 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  8. . Дата обращения: 18 марта 2018. Архивировано из 18 марта 2018 года.
  9. . Дата обращения: 18 марта 2018. Архивировано из 18 марта 2018 года.
  10. Советский анекдот (Указатель сюжетов): Миша Мельниченко
  11. Х. Г. Магомедсалихов. Культура и традиция народов Дагестана. — Мх. : Эпоха. — 449 с.
  12. . Дата обращения: 7 мая 2016. 9 июня 2016 года.
  13. от 27 июня 2018 на Wayback Machine Том 4, стр. 544
  14. от 27 июня 2018 на Wayback Machine Государственное издательство, 1930 стр. 147
  15. : [ 25 апреля 2016 ]. — Флинта, 2011. — ISBN 978-5-89349-784-7 .
  16. . Дата обращения: 26 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  17. Məmmədli N. Milli rəqslərimiz milli dəyərimizdir (азерб.) // Ekspress. — 2015. — 2 iyun. — S. 15 .
  18. Касландзия В. А. Абхазско-русский словарь. Сухум, 2005 г
  19. Аварско-русский словарь под редакцией М. М. Гимбатова — Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. — 2096 с.
  20. Талышско-русский словарь Зейналов М.А Астара 2003 г.
  21. . Дата обращения: 9 мая 2019. Архивировано из 28 июля 2014 года.
  22. Картули // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  23. Халидова М. Р., Юсупова Ч. С. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: сборник статей. — Дагестанский филиал АН СССР, Институт истории, языка и лит-ры им. Г. Цадасы, 1988. — с. 166
  24. .
  25. Апажев М. Л., Коков Дж. Н. Кабардино-черкесско-русский словарь / Нальчик: Эльбрус, 2008
  26. Под редакцией Тенишева Э. Р. и Суюнчева Х. И. Къарачай-малкъар-орус сёзлюк. — М.: Русский язык, 1989. С. 571
  27. Умаханова А. М. Хореографическое искусство кумыков в исторической науке и баллетристике XIX — начала XX века. — Махачкала, 1991
  28. Хайдаков С. М. Лакско-русский словарь. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М., 1962.
  29. . Дата обращения: 14 августа 2014. Архивировано из 14 августа 2014 года.
  30. . Дата обращения: 5 августа 2010. 2 октября 2013 года.
  31. , Цагаева А. Дз. Краткий русско-осетинский словарь. — М.: Русский язык, 1978. С. 198
  32. Под редакцией Гуриева Т. А. Ирон-уырыссаг дзырдуат. — Дзæуджыхъæу: Алания, 2004. С. 412
  33. . Дата обращения: 5 августа 2010. 2 октября 2013 года.
  34. . Дата обращения: 27 апреля 2022. 11 августа 2014 года.
  35. . Дата обращения: 7 мая 2016. 9 июня 2016 года.
  36. Вестник АГУ, вып. 2 (140): 297-304 2014г.

Ссылки

Материалы интернет-сайтов
Видеоматериалы
  • — народный танец «лекъ» в исполнении лезгин .
  • — народный танец «къурди» в исполнении аварцев .
  • — народный танец исламей в исполнении солистов ансамбля «Шапсугия».
  • — народный танец лекури в исполнении ансамбля « Сухишвили-Рамишвили ».
  • — народный танец исламей в исполнении солистов ансамбля «Кабардинка».
  • — народный танец «бийив» в исполнении солистов ансамбля «Лезгинка» Султана Хамдуллаева и Муслимат Алиевой.
  • — народный танец зилга-кафт из кинофильма « Чермен » ( 1974 ).
  • — народный танец зилга-кафт в исполнении фольклорного ансамбля «Фарн» под руководством Уагка Джатиева (фрагмент видеозаписи этнографической реконструкции народных танцев кон. XIX — нач. XX в. в с. Нижний Сба Урс-Туальского общества Южной Осетии ).
  • — народный танец ловзарг в исполнении солистов ансамбля «Вайнах» под руководством Дикалу Музакаева .
Источник —

Same as Лезгинка