Железный занавес
- 1 year ago
- 0
- 0
«Разорванный занавес» ( англ. Torn Curtain ) — шпионский фильм Альфреда Хичкока , снятый в 1966 году .
Разработчик американского ракетного оружия Майкл Армстронг ( Пол Ньюман ) прямо с конференции в Норвегии тайно отправляется в Берлин , в ГДР . Его невеста, доктор Сара Шерман ( Джули Эндрюс ), являющаяся также его помощницей, отправляется с ним. По приезде выясняется, что Армстронг решил перейти на работу в ГДР , по ту сторону железного занавеса . Сара в недоумении: неужели он предатель? Или, может, не всё так просто?
Несмотря на всю его остросюжетность и динамичность, за фильмом закрепилась репутация одной из наименее удачных работ Хичкока. Знатоки сетовали на старомодность декораций фильма, на то, что некоторые фоны явно нарисованы (например, берлинский музей и его интерьеры) . Во время работы над лентой всё шло не так, как задумывал режиссёр. Он предполагал снять фильм наподобие своего хита « К северу через северо-запад » с теми же актёрами в главных ролях. Однако студийное руководство настояло на том, чтобы на главные роли были утверждены более молодые и любимые публикой звёзды Голливуда — Джули Эндрюс и Пол Ньюман . Идеальной пары из них не получилось: Эндрюс не вжилась в типаж сексапильной хичкоковской блондинки , а Ньюман, будучи приверженцем системы Станиславского , осаждал режиссёра вопросами о психологической мотивации своего героя . «Тебе заплатили — вот твоя мотивация!» — огорошил его режиссёр .
В довершение проблем Бернард Херрманн написал к фильму гораздо более мрачную музыку, чем того хотелось Хичкоку . Студия настаивала на том, чтобы в фильме прозвучала бравурная песня в духе новомодной Бондианы , которая стала бы популярным хитом, а Херрманн считал, что кино и песни несовместимы. После нескольких попыток перелицевать звуковую дорожку Херрманн порвал творческие отношения с Хичкоком . Написание музыки было поручено другому, более покладистому композитору. Впоследствии херрманновская музыка для фильма была издана и получила лестные отзывы в прессе.
Тем не менее «Разорванный занавес» имел успех в прокате. К удачам фильма относят сцену долгого, мучительного убийства агента « Штази »: режиссёр хотел показать, как в сущности трудно убить человека, тем более когда за убийство берутся без подготовки . Эндрю Саррис воспринял эту сцену как комментарий Хичкока по поводу популярных фильмов о Бонде , где убить человека ничего не стоит . Восточноберлинские интерьеры выдержаны в мрачных болотных тонах, вызывая у зрителя чувство клаустрофобии , — намёк на то, как неуютно должны чувствовать себя в этой обстановке главные герои.
В фильме использована музыка П. И. Чайковского (фрагмент симфонической фантазии « Франческа да Римини »).